В Тюмени состоялись 32-е Губернаторские чтения
О трансформациях российского человеческого капитала шел разговор на апрельских Губернаторских чтениях, которые состоялись в Тюменской областной научной библиотеке имени Дмитрия Менделеева.
Капитал и библейская притча
Основной доклад представил профессор факультета экономических наук, директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон. Традиционно в дискуссии участвовали парламентарии, общественные деятели, ученые, представители бизнес-ассоциаций, управленческий персонал высшего звена, студенты и преподаватели вузов. Модератором проекта по традиции выступил доктор политических наук, главный редактор журнала «Полития», профессор Высшей школы экономики Святослав Каспэ.
По словам губернатора, напомнившего притчу о талантах, производство человеческого капитала более или менее освоено, но как и всякий капитал, он должен находиться в обороте и приращении и приносить проценты.
Тема человеческого капитала является одним из приоритетов всей политики тюменского правительства, – сказал глава области Владимир Якушев, открывая 32-е Губернаторские чтения. – В этом направлении сделано немало, тем не менее есть ощущение, что мы способны на большее, что отдельным начинаниям предстоит сложиться в целостную систему и тем самым обеспечить мощный синергетический эффект.
Владимир Якушев, губернатор Тюменской области
– Это вопрос не только наличия капитала, но и мотивация, целеполагание на региональном и индивидуальном уровне, – сказал Владимир Якушев во вступительном слове. – Их тоже нужно рассматривать как элементы человеческого капитала, который сводится не только к образованию, профессиональной подготовке, здоровью и так далее.
Итог инвестиций в человека
Основной докладчик раскрыл понятие человеческого капитала, отметив важность темы и ее бесконечность. Он подробно остановился на таких моментах, как предложения и качество человеческого капитала, спрос на него, его динамическая природа, демография и ресурсы.
– В узком смысле человеческий капитал означает запас знаний, навыков и способностей, это то, что мы знаем и умеем, – пояснил Владимир Гимпельсон. – Знания и умения могут быть результатом обучения, например, в школе, вузе. Они могут быть социальными, когда речь идет об умении ставить цели, о мотивации, взаимодействии с другими людьми, самодисциплине и так далее.
Досье
Владимир Ефимович ГИМПЕЛЬСОН
- Профессор факультета экономических наук, директор центра трудовых исследований НИУ «Высшая школа экономики».
- Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.
- Научный сотрудник Института исследований труда (IZA, Бонн, Германия).
- Эксперт Центра стратегических разработок по направлению «Человеческий капитал».
- Соавтор доклада ЦСР «Российский рынок труда – тенденции, институты, структурные изменения (2017 г.).
- Родился 25 июля 1956 года.
- Окончил факультет экономики Московского авиационного института в 1979 году.
- Имеет множество публикаций, в том числе в соавторстве.
По словам докладчика, разные компоненты капитала формируются на разных этапах жизни человека. Человеческий капитал – это итог инвестиций в человека. Виды вложений разные: в образование, профессиональную подготовку, здоровье, рождение и воспитание детей и т.д.
– Человеческий капитал связан с экономическим ростом, – продолжил выступающий. – Экономический рост определяется производительностью труда, которая является функцией человеческого капитала. Недостаточно много знать, надо, чтобы знания и умения были востребованы.
Кто побеждает в конкуренции
Говоря о предложении человеческого капитала, лектор остановился на структуре населения России по образованию. Так, менее чем за 15 лет доля людей среди занятых с высшим образованием выросла с 23 до 35 процентов. По этому показателю Россия является одним из мировых лидеров. Еще одно важное изменение – практически нулевой показатель доли граждан с начальным образованием или вовсе без него. То есть низко образованной рабочей силы в стране практически нет.
– Вместе с тем возникает проблема: рабочие места, которые не требуют образования, никуда не денутся, – акцентировал внимание профессор. – Она касается всех развитых стран.
– Когда в семье есть культ образования, когда родители воспитывают ребенка так, чтобы он постоянно совершенствовался, рос и чего-то достигал, тогда он никогда не потеряется в жизни.
Владимир ЯКУШЕВ, губернатор Тюменской области
В подробном докладе, который сопровождали красноречивые диаграммы, Владимир Гимпельсон рассказал об изменении заработной платы с возрастом, эволюции навыков в течение жизни, изменениях в занятости по возрастным группам, расходах на образование, о переобучении и т.п.
В конкуренции побеждает не нефть, не золото, а мозги, – подытожил он. – У кого есть мозги, у того есть все. Человеческий капитал на завтра создается сегодня, и наша общая обязанность – относиться к этому серьезно.
Начнем с себя?
Содокладчик профессор кафедры экономической теории и прикладной экономики финансово-экономического института ТюмГУ Марина Гильтман рассказала об образовании населения области как элементе системы формирования человеческого капитала в регионе. Об институте наставничества шла речь в выступлении начальника отдела оценки и развития персонала ООО «РН-Уватнефтегаз» Елены Рудык. Член правления Западно-Сибирского банка Сбербанка России Анастасия Грецова представила доклад на тему «Важнейший капитал Сбербанка». Победитель конкурса «Лидеры России» от Тюменской области генеральный директор АО «ТАЛК» Максим Скворцов в своем выступлении подчеркнул, что прежде всего надо начинать с себя.
По традиции после докладов работал «свободный микрофон». Участники Чтений делились впечатлениями и задавали лектору вопросы.
«Что вы делали до 30 лет?»
В заключительном слове губернатор Владимир Якушев обратил внимание на комплексное формирование человеческого капитала, в которое входит дошкольное, общее, высшее и специальное профессиональное образование. Социально ориентированный бизнес принимает участие в этом процессе: в области работают классы Сибура, Роснефти, Россетей, Новатэка. Глава области также остановился на «утечке мозгов», противостоять которой может достойная среда. Если не будет ухоженных скверов, прекрасных библиотек, школ, детских садов, то едва ли удастся удержать «мозги», даже если платить зарплату в три раза больше, чем, к примеру, в Сингапуре. Созданные в регионе условия жизни во многом влияют на решение молодых людей, где им жить, работать и творить.
Разговор о человеческом капитале вывел на еще один аспект – личную ответственность за свое развитие.
– Те, кто себя дополнительно развивают, больше читают, достигают лучших результатов и получают более высокую зарплату, – сказал Владимир Якушев. – И когда возникает вопрос: «Чего я достиг в этой жизни?», надо сначала спросить себя: «А что я до 30 лет делал, чем занимался в садике, школе, вузе, училище?» Конечно, все начинается с семьи. Когда в семье есть культ образования, когда родители воспитывают ребенка так, чтобы он постоянно совершенствовался, рос и чего-то достигал, тогда он никогда не потеряется в жизни. Он добьется всего сам.
Напомним, что Губернаторские чтения, представляющие цикл публичных лекций на тему глобальной, российской и региональной модернизации, берут начало с 2010 года. Лекции читают известные российские экономисты, политологи, социологи.
Опубликовано: газета №73(4608)
Читайте больше:
Открылся новый Российско-Китайский «Шелковый путь»
Владимир Якушев получил от губернатора Ямала награду «За сохранение Арктики»