Ответы Владимира Якушева на вопросы народных избранников
После завершения отчета глава региона ответил на вопросы, поступившие от депутатов Тюменской областной Думы.
– Какие меры по повышению эффективности антикоррупционной работы осуществлялись правительством Тюменской области в 2017 году и что еще, на ваш взгляд, предстоит сделать для улучшения антикоррупционного климата в регионе?
– В этой работе идем по двум основным и очень важным направлениям. Первое – это перевод в электронную форму всего процесса предоставления государственных услуг, начиная с подачи гражданином заявления и заканчивая выдачей ему результата услуги. Отчетливо понимаем, что коррупциогенный фактор возникает там, где имеется прямой контакт между чиновником и гражданином, желающим получить госуслугу. Поэтому сеть многофункциональных центров, получившая развитие в Тюменской области, поможет в значительной степени снять этот фактор.
Второе направление – предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» через многофункциональные центры, а в Тюменской области работает тридцать таких центров. Они созданы в каждом городе и районе, организованы в целом 434 окна приема заявителей. В МФЦ в настоящее время предоставляется 216 услуг, из которых 56 федеральных, 110 региональных, 27 муниципальных и 23 – иные услуги.
В 2017 году в Тюменской области МФЦ приняли один миллион двести шесть тысяч заявлений, поэтому смело можем говорить о том, что данный подход востребован. Количество людей, которые приходят в многофункциональные центры с целью получить государственные и муниципальные услуги, только растет. В ряде муниципальных образований сеть МФЦ расширяется, поскольку видим, что достигнутого числа центров уже недостаточно. Увеличить количество центров требуется и в Тюмени, поэтому будем продолжать активно продвигаться в этом направлении.
Также хотел бы отметить, что в отношении госслужащих исполнительными органами власти проводятся все проверки, предусмотренные законодательством в русле противодействия коррупции. Это проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Это и проверки соблюдения госслужащими запретов, ограничений и требований об урегулировании конфликтов интересов, а также осуществления контроля за их расходами.
В минувшем году появилось новое полномочие – по проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, представленных муниципальными депутатами. Проведено более трехсот таких проверок.
В целом тема борьбы с коррупцией является одной из основных, находящихся в зоне внимания правительства Тюменской области и всех федеральных структур. Продолжим совершенствовать практику этой борьбы.
– Вопрос об инвестициях Тюменской области в корпорацию «Развитие». Планируется ли в 2018 году Тюменской областью (без автономных округов) выделение средств для реализации проектов корпорации на территории региона?
– Да, действительно, взнос Тюменской области в корпорацию «Развитие» составляет 8 миллиардов 749 миллионов рублей, из которых основная часть, 7 миллиардов 88 миллионов рублей, направлена на финансирование работ по строительству объектов инфраструктуры, необходимой для функционирования системы трубопроводов Заполярье – Пурпе – Самотлор в рамках реализации шестистороннего соглашения, в котором также принимает участие компания «Транснефть». Остальные средства в размере одного миллиарда 561 миллиона рублей направлены на финансирование других проектов, реализуемых корпорацией «Развитие» – на Северный широтный ход. В основном средства направлены на строительство Надымского моста, подрядчик которого – компания «Мостострой-11» также присутствует в Тюменской области.
При подписании данного соглашения понимали важность и необходимость объектов, которые возводит компания «Транснефть». Вместе с тем и компания взяла на себя дополнительные обязательства по увеличению налогов, которые зачисляются во все три субъекта РФ – Тюменскую область, Югру и Ямал. За период действия этого соглашения получено налогов от компании «Транснефть» в бюджет Тюменской области 23 миллиарда 200 миллионов рублей. Баланс доходов, как видим, в пользу Тюменской области, если сопоставить эти доходы и упомянутые расходы.
О важности нефтепроводов, строящихся «Транснефтью» к северным месторождениям, никто спорить не станет. Более того, Тюменская область, Югра и Ямал являются участниками программы «Сотрудничество». У нас реализуется множество программ совместно с автономными округами, Тюменская область получает часть налогов с тех территорий. Поэтому считаю естественным то, что Тюменская область должна участвовать в тех проектах развития, которые реализуются у наших северных соседей. Все наши совместные проекты вполне партнерские, к тому же приносят существенный экономический эффект, не говоря уже о том, что большое количество людей с юга Тюменской области получили в северных субъектах РФ рабочие места и работают там вахтовым методом. В целом должен отметить, что средства, вложенные Тюменской областью, дали большой финансовый эффект для бюджета региона.
– В Послании Тюменской областной Думе 2017 года вы обещали «ледяной душ» тем главам муниципалитетов, которые будут саботировать создание благоприятного инвестклимата и игнорировать нужды развития бизнеса. Достаточно ли правовых механизмов для такого «душа» и какие инициативы планируется принять по этому вопросу, например, назначать на должность глав ряда муниципалитетов представителей парламентской оппозиции?
– Должен подчеркнуть, что проводим конкурсы на замещение должностей сити-менеджеров муниципальных образований исходя из профессиональных качеств и опыта каждого из кандидатов – и невзирая на их «политическую принадлежность». В конкурсах всегда принимают и принимали участие кандидаты от всех парламентских партий, никто не ставил перед ними никаких барьеров. Другое дело, что кандидат на должность сити-менеджера должен обладать серьезным опытом управления в данной сфере, иметь четкую программу действий, которую поддержало бы большинство муниципальных депутатов в той или иной территории.
Что касается «холодного душа», то проводим постоянные, ежегодные рейтинги глав муниципальных образований. В этом году усовершенствовали систему рейтинга, проводя его в открытом обсуждении с муниципалитетами региона. Каждый рейтинг, конечно же, имеет и свои недостатки в расчетах и методиках оценки, однако главами муниципальных образований эти принципы оценки деятельности были приняты. Место в рейтинге муниципалитетов – хороший стимул их властям для того, чтобы двигаться дальше, исправляя свои ошибки.
Есть неписаное правило, по которому глава администрации, занявшей последнее место в рейтинге, добровольно покидает место работы. Это своеобразный «общественный договор», который стараемся соблюдать. Так что «холодного душа» для глав муниципалитетов более чем достаточно, но стараемся работать все же не на основании каких-либо санкций к «провинившимся», а на понимании того, что все мы, и правительство области, и сити-менеджеры – единая команда. Задача правительства – всесторонняя помощь муниципальным властям. Правительство Тюменской области по отношению к муниципальным властям выступает как своеобразная консалтинговая компания, помогающая муниципалитетам более активно развиваться в экономическом пространстве.
– Предусмотрена ли областным правительством защита интересов областных предприятий, занимающихся производством зерна? Возможно ли введение экспортной квоты на реализацию зерна? (Вопрос депутата Николая Бабина).
– Экспортная квота возможна, но дело в том, что Тюменская область географически расположена в середине России. Причем территориально находимся очень далеко от речных портов, через которые идет экспорт продукции. Надеемся, что с началом работы порта Сабетта через него начнется транспортировка не только сжиженного газа, но и других товаров, в том числе зерна. Это будет порт общего назначения.
На данный момент без дополнительного субсидирования железнодорожного тарифа перевозки зерна в Новороссийск или Владивосток являются нерентабельными.
Вместе с тем уже не первый год стараемся внедрять на аграрных производствах замкнутый цикл с тем чтобы развивать в том числе и животноводство, и максимально потреблять то зерно, что производится на тюменской территории. Все зависит от конкретной ситуации: если она станет критичной, думаю, найдем возможность поддержать местных сельхозтоваропроизводителей.
– Планируются ли в Тюменской области дополнительные меры поддержки материнства и детства – в частности, многодетных семей? Владимир Владимирович, видите ли вы в качестве одной из форм такой поддержки увеличение регионального материнского капитала для этих семей? (Вопрос депутата Глеба Турбина).
– Действительно, тема на сегодняшний день является одной из важных. Президент России не так давно высказал предложения по данному вопросу. На федеральном уровне формируется пакет предложений по мерам поддержки многодетных семей. С принятием решений на федеральном уровне и в Тюменской области будут приняты аналогичные нормы поддержки.
Увеличение доли регионального материнского капитала является одним из инструментов поддержки материнства и детства, и эта доля может быть увеличена. Вполне возможно, что этот инструмент будет предложен региональным правительством при рассмотрении всего пакета реализации мер такой поддержки на территории Тюменской области.
– Сегодня на заседании областной Думы принимается Закон «О мерах по развитию производства молочной продукции в Тюменской области». Закон будет действовать до конца текущего года, поэтому производителей молока, особенно фермеров, волнует вопрос: что будет дальше, после окончания действия закона? (Вопрос депутата Тамары Казанцевой).
– Ситуация с удешевлением на рынке молока, по оценкам экспертов в данной сфере, продлится еще год-полтора. Будем отслеживать тенденции рынка – в частности, смотреть, что станет происходить с ценой молока первого сорта. По оценкам, с 1 января следующего года поддержка молочных производств продолжится. Принятие Закона «О мерах по развитию производства молочной продукции в Тюменской области» вызвано прежде всего тем, чтобы оперативно получить ту законодательную базу, на основании которой возможно финансирование молочной отрасли в регионе. Позднее предложения по поддержке молочного производства будут еще более проработанными. Сейчас же, с принятием этого закона, выступаем как «скорая помощь» для предприятий, производящих молоко.
Более чем уверен, что ближе к концу текущего года, на заседании областной Думы в ноябре или декабре, будет внесен законопроект, предусматривающий дополнительные меры поддержки молочного производства в Тюменской области.
Подготовили Константин ЕЛИСЕЕВ и Евгения СУВОРОВА
Опубликовано: газета №68(4603)
Читайте больше:
Геннадий Чеботарев: «Результаты прошлого года - отличный задел на будущее»
Сергей Корепанов: «Тюменская область действительно в лидерах по регионам России»