Флагман остается флагманом
Крупнейшее машиностроительное предприятие региона отметило 55-летие
Сегодня «Тюменские моторостроители» – ведущее в стране предприятие по капитальному ремонту и техническому обслуживанию газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов
2 апреля, исполнилось 55 лет со дня основания крупнейшего машиностроительного предприятия региона – ПАО «Тюменские моторостроители». Его создание в 1963 году связано с началом развития нефтегазового комплекса Западной Сибири. Предприятие и сегодня является центром передовых технологий, высокой культуры производства и школой подготовки квалифицированных рабочих и инженерных кадров.
Истории успеха и традиции качества
Более полувека назад, в 1963 году, по постановлению Средне-Уральского совета народного хозяйства строящееся в областном центре предприятие получило название «Тюменский моторный завод»
С этой исторической даты начинается славная история производства, известного всей России. Решение о строительстве в Тюмени завода по производству авиационных двигателей Совет министров Советского Союза под председательством Алексея Косыгина принял летом 1962 года.
В 1967 году на Тюменском моторном заводе выпустили первый двигатель. В этом же году специалисты закончили строительство испытательной станции. Двигатели успешно прошли испытания и получили рекомендацию для использования на спортивных самолетах. Заводу поставили задачу увеличить моторесурс и адаптировать моторы для военной и гражданской авиации. В новом эксплуатационном цехе начали ремонтировать двигатели.
Трудовая история предпрития началась с освоения турбо-реактивного двигателя РУ19-300, предназначенного для самолетов в качестве дополнительной энергоустановки, и с организации производства компрессорных рабочих лопаток для ремонта двигателей АМ-5А, использовавшихся на самолетах Як-25. Тогда моторостроители впервые столкнулись с требованиями высочайшего качества, тщательной выверенности технологии и надежности продукции.
С 1971 года двигателями тюменского завода начали комплектовать самолеты Ан-24, что спасло модель от списания. Новые двигатели, изготовленные тюменскими моторостроителями, позволили самолету стать более маневренным и надежным и успешно выступить на международном авиасалоне в Париже в 1971 году. Во время демонстрационного полета у Ан-24 заглушили оба двигателя, но благодаря вспомогательному РУ19-300 самолет благополучно приземлился.
В дальнейшем, приобретенный опыт специалисты предприятия всегда использовали при производстве продукции. На заводе производили подъемно-маршевые двигатели для использовавшихся на авианосцах палубных самолетов, форсажные трубы и камеры сгорания для самолетов Су-24, форсажные трубы для современных самолетов МиГ-29, ракетные двигатели для противовоздушных, противоракетных, противокорабельных комплексов и крылатых ракет, двигатели для самолетов Ан-24, Ан-26 и Ан-30.
Из истории
■ Согласно первому штатному расписанию, утвержденному Тюменским советом народного хозяйства 25 декабря 1962 года, количество работников строящегося завода составляло всего 34 человека. Но уже к концу первого десятилетия в цехах завода трудилось более трех тысяч работников.
■ В 1974 году на заводе открыт цех по изготовлению измерительного инструмента и пресс-форм. В декабре того же года введен в эксплуатацию третий корпус – в нем размещается литейная завода. Получено свидетельство знака качества Государственного комитета стандартов Совета министров СССР для муфт сцепления для автомобиля «Москвич-412». В 1975 году на заводе выпущена миллионная муфта сцепления.
■ В 1980-х благодаря заказам на двигатели «Москит» и «С-300» завод увеличил производственные объемы, что привело к масштабному строительству гражданских объектов: построен микрорайон Восточный, открыт пионерский лагерь «Звездный», создан конно-спортивный центр, реконструированы заводская медсанчасть и комбинат питания.
Новый этап развития
Более двадцати лет назад на предприятии стартовал новый этап – началось сотрудничество с компанией «Газпром» в области ремонта судовых газотурбинных двигателей для газотранспортных предприятий.
Решение об организации ремонта двигателей судового типа на заводе приняли в 1996 году. В апреле 1999 года руководители подписали соглашение о сотрудничестве между «Тюменскими моторостроителями» и компанией «Газпром». Комплексная программа освоения и капитального ремонта судовых двигателей позволила в течение трех лет выполнить все работы по реконструкции производственных мощностей, изготовлению запасных частей, прокладке газопровода высокого давления и строительству газораспределительной станции.
После успешной реализации программы между «Тюменскими моторостроителями» и компанией «Газпром» подписано генеральное соглашение о долгосрочном сотрудничестве до 2020 года. С начала развития мощностей по капитальному ремонту двигателей, блоков и запасных частей по утвержденной программе «Тюменские моторостроители» отремонтировали и поставили газотранспортным предприятиям компании «Газпром» более 900 двигателей и газоперекачивающих агрегатов.
С декабря 2010 года ПАО «Тюменские моторостроители» вошло в холдинговую структуру компании «Газпромцентрремонт» и стало региональной базой по ремонту газотурбинных двигателей, газоперекачивающих агрегатов и производству запасных частей.
Публичное акционерное общество «Тюменские моторостроители» является многопрофильным предприятием, которое имеет свое инструментальное производство, собственную железнодорожную ветку с разгрузочно-погрузочной площадкой, автономное водоснабжение, очистные сооружения, теплоснабжение, газопровод высокого давления, ЛЭП на 110 киловольт от Тюменской ТЭЦ-1 до территории предприятия.
Для выполнения капитального ремонта сотрудники предприятия используют собственную высокотехнологичную производственную лабораторию и испытательную станцию. Кроме ремонта двигателей для газотранспортных предприятий, специалисты выполняют капитальный ремонт авиационных двигателей по заказу Министерства обороны РФ. В 2017 году «Тюменские моторостроители» получили лицензию для выполнения капитального ремонта двигателей боевых кораблей.
55 лет – для человека много, а для предприятия – мало
Главный технолог Леонид Старых рассказал, что в 90-е годы руководством предприятия «Тюменские моторостроители» и компании «Газпром» было принято решение об организации на базе предприятия капитального ремонта газо-турбинных двигателей судового типа мощностью 10 и 16 МВт про- изводства ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», г. Николаев, Украина, применяемых в качестве приводов нагнетателей компрессорных станций газотранспортной системы России. В газотранспортных и газодобывающих предприятиях ПАО «Газпром» эксплуатируется более 900 единиц ГТД судового типа различной мощности. Сейчас предприятие заканчивает освоение капитального ремонта 25-мегаваттных двигателей ДН80, ДУ80.
В 2017 году «Тюменские моторостроители» получили лицензию на капитальный ремонт корабельных двигателей для нужд военно-морского флота, в которых он остро нуждается. В этом году мы получили два первых двигателя и до конца года должны выполнить их ремонт в рамках гособоронзаказа.
Парк газотурбинных двигателей имеет значительную наработку, выходят из строя «тяжелые» детали: диски компрессора, диски и валы турбины. Их производство затратно не только по трудоемкости, но и по объему технологической подготовки, так как требует значительного количества сложной специальной оснастки.
Заместитель главного инженера по подготовке производства Андрей Казанцев работает на предприятии с 1999 года. Молодой специалист прошел трудовой путь от начальника технологического бюро испытательного цеха до заместителя главного инженера. На сегодняшний день в его ответственности – руководство процессом подготовки производства предприятия, которое включает в себя обеспечение инструментом, оснасткой, частью расходных материалов, изучение и внедрение новых видов инструмента, внешнюю кооперацию при изготовлении продукции и многое другое.
– Когда впервые попал на предприятие, первое, что меня поразило: чистая, ухоженная и зеленая территория, – вспоминает Андрей Сергеевич. – Производство тогда находилось на начальном витке нового этапа развития. Было мало сотрудников, станки простаивали из-за слабой загрузки производства. Сейчас на предприятии работает около полутора тысяч человек, и все загружены на 100 процентов.
Одно из главных изменений последних лет – омоложение коллектива. Молодые специалисты находят себя и добиваются значительных успехов в профессии.
– Еще одно важное изменение – обновление парка оборудования, – рассказал Андрей Казанцев. – У нас появились станки с числовым программным управлением и испытательные стенды как для промежуточных испытаний деталей, так и для окончательных испытаний готовой продукции. Налажены структура и система работы, поэтому совместными усилиями коллектива получаем результаты, которых от нас ждет заказчик. Изготавливая оснастку, облегчаем труд людей, а своевременной поставкой инструментов сокращаем сроки ремонта двигателей. Так что технологические службы подразделения подготовки производства предприятия на ближайшее будущее работой обеспечены.
– 55 лет – для человека это много, а для предприятия – мало, считает Андрей Казанцев. – «Тюменские моторостроители» будут развиваться и работать еще очень много лет, а производство не должно останавливаться ни на секунду. Самое главное, чтобы за 55 годами последовало и 100, и 150 лет, а специалисты были всегда при деле.
компетентно
Дмитрий ДОЕВ, генеральный директор ООО «Газпром центрремонт»:
– Более полувека назад Тюменский моторный завод открыл новую индустриальную страницу в истории Тюмени. Сегодня, выполняя план качественного преобразования в структуре крупного отраслевого «Газпром центрремонт», акционерное общество «Тюменские моторостроители» стоит на пороге нового этапа развития, возвращая былую производственную мощь и выполняя стратегические задачи компании «Газпром».
Обладая безупречной деловой репутацией, акционерное общество «Тюменские моторостроители» на протяжении многих лет уверенно удерживает позицию производственного флагмана Тюменского региона.
Большому кораблю – большое плавание
– Пришел работать на Тюменский моторный завод, когда предприятию было 16 лет, – вспоминает главный инженер Вячеслав Шабаев. – С тех пор здесь работаю. Прошел путь от технолога испытательного цеха до главного инженера завода. Поворотным моментом истории предприятия следует считать время, когда после простоя, связанного с потерей рынков сбыта продукции и длительным отсутствием заказов, нам удалось выйти на рынок компании «Газпром» и получить серьезные заказы на ремонт газотурбинных двигателей.
Как рассказал Вячеслав Михайлович, компания «Газпром» всегда имела дело с моторостроительными предприятиями серийного производства и раньше не заказывала ремонт продукции предприятиям авиационной промышленности, коим являлся Тюменский моторный завод в то время. Когда появилась возможность разместить заказ на ремонт большого парка двигателей украинского производства, специалисты «Газпрома» быстро приняли решение о сотрудничестве с предприятием «Тюменские моторостроители».
– С первых дней организации производства перед нами стояла задача увеличить ресурс работы и надежность двигателей, и на этом поприще они добились большого успеха, – рассказал главный инженер завода. – Если взять, допустим, ДР-59 – один из первых двигателей, которые поставили на ремонт, то мы исправили много конструктивных недоработок – внесли около 35 конструктивных изменений, которые позволили увеличить ресурс этих двигателей больше, чем в два раза. Специалисты предприятия работают над реализацией программы по увеличению ресурса до 150 тысяч часов.
Сейчас на предприятии идет активная работа с двигателями ДЖ-59 и ДГ-90 по увеличению их ресурса и надежности. Разрабатывается программа на ближайшие 4–5 лет, в течение которых ресурс двигателей ДГ-90 будет доведен до 125 тысяч часов. Затем продолжится работа над усовершенствованием двигателей ДH-80 и ДУ-80.
– Промышленное предприятие чувствует себя хорошо, когда у него много заказов, есть новая работа и перспектива развития. Все эти факторы на нашем предприятии присутствуют, – убежден Вячеслав Шабаев. – Объем заказов позволяет загрузить работой сотрудников и инженерно-технического, и конструкторского подразделений. Перспективы ясные, по крайней мере, на ближайшее десятилетие обеспечена стабильность.
За годы работы специалисты предприятия отремонтировали более 900 двигателей и при эксплуатации поддерживают исправность парка машин компании «Газпром» с общим количеством более 650 двигателей.
– 55 лет – эта дата говорит о том, что «Тюменские моторостроители» были, есть и будут, – уверен советник генерального директора предприятия Александр Неживых. – У нас отличные перспективы и слаженный высокопрофессиональный коллектив. Надо продолжать заниматься ремонтом и выходить на новые рубежи – приступать к изготовлению новых двигателей. Нашим специалистам по силам участвовать в работе над новыми двигателями вместе с другими моторостроителями страны. Реализация этих планов позволит предприятию жить и успешно развиваться еще долгие-долгие годы.
Большому кораблю – большое плавание. С 55-летием, ПАО «Тюменские моторостроители»! Счастья, благополучия и успехов!