Печки-лавочки нашей Надечки
Не женское это дело – камины складывать, но у жительницы деревни Патрушевой все получается наилучшим образом!
Далее в сюжете: Истории из дачно-соседской жизни
Сибирская глубинка
«Сибирская глубинка» – многолетний проект редакции газеты «Тюменская область сегодня». Он реализуется с начала 2000-х годов, а его участниками становятся не только журналисты районных изданий, но и простые читатели, которым есть что сказать на заявленную тему. Последние три года конкурс приобрел небывалую популярность! Земляков заинтересовали темы: «Родная улица моя» (2015 год) и «Семейные ценности» (2016 и 2017 годы) – редакция получила две сотни бумажных и электронных заявок! В 2018 году мы размышляем на тему добрососедских отношений, и здесь – великое поле для журналистской и литературной деятельности.
Хочу рассказать о своей соседке Надежде Крымовой – она живет напротив моего дома, по улице Отрадной в деревне Патрушевой.
Надя из многодетной семьи. В доме ее родителей было так, как в поговорке: семеро по лавкам. После окончания школы в 1966 году она поступила на вечернее отделение инженерно-строительного института (факультет промышленного и гражданского строительства), попутно окончила трехмесячные курсы каменщиков и устроилась в бригаду «Тюменьгорстроя». Первое время семнадцатилетняя девушка трудилась подсобной рабочей: по восемь часов, наравне со взрослыми, длилась ее смена – с восьми утра до пяти вечера. В теплое время года еще ничего, а вот зимой!.. Весь день на стене стоишь: рукавицы-верхонки к кирпичам примерзают, руки от раствора в «цыпках», лицо в кровь обветрилось.
Через два года Надежда уже сдала на четвертый разряд и стала выкладывать простенки, парапеты наружных стен, орнамент. Тогда же поступила на курсы крановщиков башенного крана и после из треста «Тюменьгорстрой» перешла в СМУ-16. Окончив институт, работала инженером-архитектором, старшим инженером-конструктором в проектном институте.
Кем бы ни была Крымова, в душе она все равно оставалась каменщиком! Находила время – заводила раствор, брала кирпичи и, мурлыкая под нос веселую песенку, к вечеру выкладывала простенок – самый ровный и красивый. Свою первую печь Надежда Митрофановна сложила родителям в деревне. Их старая печь-голландка, что стояла в горнице, дымила, разваливалась помаленьку. В 1967 году на праздник 7 ноября Наденька прибыла к матери с отцом из Тюмени на автобусе: сняла с печки жестяной кожух, скоренько развалила конструкцию, очистила кирпичи, раздробила и снова замочила глину... На следующий день рукодельница заново сложила пятиоборотную плиту с полулежанкой, потом «пустила дым» – дрова загудели, тяга образовалась преотличная! А на третий день Надя уже отправилась обратно в Тюмень.
Вторую в жизни печь она сложила от начала и до конца одна. На эту диковинку дачники толпами смотреть приходили: всем такую же подавай! В итоге Крымова угодила всем соседям: кому плиту, кому камин, кому плиту с камином подарила.
В 1997 году у моей соседки-подруги появился участок в 10 соток в деревне Патрушевой. Заказала она сруб, а в 25-метровой кухне по старым чертежам сложила русскую печь. Затем и брату Василию, а он выстроил дом в деревне Зубаревой, поставила чудо-печь: в зал выходил камин, а в кухню выступала плита. Сестре, которая купила дом в селе Мальцево Свердловской области, недалеко от тюменского села Успенка, по чертежам выстроила китайскую печь кан. Эта печь начинается как обычная плита – с поддувалом, топкой, плитой для приготовления пищи, затем дымоход уходит вбок, и все ходы располагаются параллельно. Надежда Митрофановна поставила это чудо на «шансы» – напольные подставки, которые позволяют сократить расход кирпича и облегчить конструкцию. Еще один кан моя героиня сложила соседям по Патрушевой.
Весной прошлого года Крымова с подругой, тоже каменщиком, переделали старую печь на даче. И это в 68 лет, с мастерками в руках и светлыми мыслями в голове! Браво моей соседке, которая дарит окружающим людям самое настоящее тепло и уют!
Яна СУРОВЦЕВА, д. Патрушева
Опубликовано: газета №62(4597)
Читайте больше:
Ранее в сюжете