Как правильно дать понять ребенку, что вы недовольны его поведением
Как поступить родителю, если поведение ребенка для него неприемлемо (например, ребенок нарушает договоренности или без причины прогуливает уроки в школе) и надо эту мысль до него донести?
Как это сделать, чтобы не травмировать ребенка, но в то же время он услышал нас? В этом случае помогут семь правил эффективной обратной связи.
■ Незамедлительно . Чем меньше времени пройдет между поступком и вашей беседой, тем лучше будет эффект. Для ребенка поступок двухнедельной давности проходит по категории «ну очень давно», и обращение к нему вызовет просто недоумение – «Так это когда было, сейчас-то зачем к этому возвращаться?»
■ Без свидетелей . Никому не нравится, когда его критикуют прилюдно – в этом случае вместо того, чтобы прислушаться, ребенок, скорее всего, уйдет в глухую защиту или начнет оправдываться. Даже если ситуация происходит в людном месте (в гостях, в магазине и т.д.) – найдите возможность поговорить с ребенком наедине.
■ Согласуйте факты, спрашивайте и слушайте . Скажите, как вы видите ситуацию, спросите, как ее видит ребенок. Возможно, вы чего-то не знаете, и были какие-то обстоятельства, которые объясняют поведение ребенка.
■ Критикуйте действие, а не самого ребенка . Максимально четко и конкретно объясняйте, в чем заключается неприемлемое поведение – так, чтобы ребенок понял, какими именно его действиями вы недовольны. Фразы «Ты ленивый, ты глупый, ты безответственный» и тем более «Я не буду тебя любить» ребенка только травмируют, а к пониманию им ситуации ничего не добавляют.
■ Объясните, почему это важно (последствия). Чаще всего ребенок (да и взрослый) что-то делает не со злым умыслом, а просто потому, что не подумал о последствиях или в принципе не представлял, какими серьезными они могут быть. В этом смысле фраза «Просто потому, что так нельзя!» на ребенка вряд ли произведет впечатление, придется искать разумные аргументы.
■ Найдите и согласуйте решение . Определите, что необходимо для исправления ситуации, если это вообще возможно. Ваша задача состоит не в том, чтобы вызвать у ребенка чувство вины, а в том, чтобы исправить ошибку и не допустить ее повторения. Имеет смысл заранее предупредить ребенка о возможных последствиях, которые наступят в случае повторения ситуации.
■ Закончите похвалой, лучше как-то связанной с произошедшей ситуацией. Например, «Я же знаю, что обычно ты прекрасно…», «Я удивлена, что в этот раз так получилось».
Конечно, эти правила не гарантируют, что ребенок сразу же все поймет и никогда больше не будет повторять того, о чем идет речь. Ребенок (как и взрослый, впрочем) может забыть, отвлечься, просто не захотеть делать что-то, что ему не нравится – но в таком случае и крик вряд ли будет эффективен. Используя эти правила, вы как минимум не нанесете ребенку психологическую травму и сохраните с ним хорошие отношения – а это уже немало.
Ольга АНДРЕЕВА, психолог-консультант, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и социальной психологии ТюмГУ
Опубликовано: газета №57(4592)
Читайте больше:
Тюменский проект «Шанс» помогает делать мир добрее
С финала форума «Шаг в будущее» тюменские школьники привезли семь дипломов