Все, о чем мечтал фронтовик, сбылось
На 93-м году жизни Иван Буровцев не торопится подводить итоги и отдыхать, до сих пор помогает дочерям, внукам и правнукам.
О войне Иван Михайлович вспоминает неохотно. Говорит, что самых страшных моментов, когда советские войска отступали, не видел. Двадцать второе июня встретил в родном селе Калмакском Армизонского района.
– Полевые работы в разгаре, а мужиков не осталось. Меня, шестнадцатилетнего паренька, назначили учетчиком в тракторную бригаду, – вспоминает ветеран. – Чуть забрезжит рассвет, девчонки уже на ногах. Быков запрягут – и в поле.
Солдатскую шинель Иван Буровцев надел в декабре 1942 года.
– Из Ишимского военкомата отправили в Омск, а там зачислили в снайперскую школу, что располагалась в Калачинске, – говорит Иван Михайлович. – Учили нас стрельбе, маскировке и наблюдению. Дисциплина была сверхжелезная. После окончания школы курсантам присваивали воинское звание «ефрейтор» и назначали на должности командиров отделений.
Далее был пересыльный эшелон. И наконец, пункт назначения – город Горький. Здесь сформировали полк, который пополнил ряды 10-й гвардейской дивизии.
– Приняли присягу и в бой, – вспоминает Иван Михайлович. – Освобождали город Невель.
Не струсил молодой командир, старался сохранить самообладание и успокоить таких же, как он сам, необстрелянных солдатиков. Врага преследовали до станции Пустошка, где и он получил первое ранение.
– После госпиталя снова передовая, – вспоминает ветеран. – Стояли в обороне под Псковом. Немцы сдали его без боя, а мы маршем пошли дальше, к границе с Латвией. Передвигались в темное время суток, иногда, взявшись за руки, дремали на ходу.
По освобожденным территориям советские бойцы шли и днем.
– В одном селе ко мне кинулась женщина со словами: «Сынок! Сыночек, ты откуда здесь?» – вспоминает Иван Михайлович. – Попытался ее успокоить: «Нет, мать, я из Сибири». «Похожи вы, словно повидалась с сыночком», – сказала она и еще долго провожала меня взглядом.
В октябре Второй прибалтийский фронт, где воевал наш земляк, пошел в наступление. Бой под городом Лудза Иван Михайлович помнит по сей день.
– Противник начал артподготовку. Земля содрогалась от взрывов. Казалось, что в небо летит и земля, и деревья, и дома, – вспоминает участник Великой Отечественной войны. – Потом все разом затихло и пропало.
Спустя несколько дней, будучи в госпитале, он узнал, что его контузило и засыпало землей, а еще он получил проникающие осколочные ранения в грудь и ногу.
– К счастью, меня нашли санитары и откопали, – вспоминает ветеран. – Но в том бою я ослеп. Плакал от отчаяния. Чем ближе к победе, тем сильнее хотелось жить, посмотреть – что да как будет в жизни после нее. Врачи обнадежили: зрение вернется, крепись. Свет увидел на тринадцатые сутки.
После выписки геройского командира отправили в Саратовское второе офицерское танковое училище на шестимесячные курсы.
– Когда сдавали выпускной экзамен, пришла радостная весть – Победа! – вспоминает ветеран.
По мнению Ивана Михайловича, он воевал как все, по заслугам были и награды: орден Отечественной войны второй степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг.» и многие юбилейные.
После войны Иван Буровцев вернулся в родные края, а потом переехал в Голышманово. Работал директором ремонтно-строительного участка бытового обслуживания. После выхода на пенсию долгие годы является активистом районного ветеранского движения. Теперь он частый гость в школе и библиотеке. Так в ежедневной работе проходит его жизнь. И вновь судьба благоволит ветерану, одарив его, вопреки жизненным невзгодам, завидным долголетием.
Читайте больше:
Двое тюменских мастеров стали победителями конкурса «Славим человека труда!»
«Бабушек особого назначения» научат правилам обращения с огнем