Наказывает ли история за незнание уроков?
Доктор исторических наук Александр Вычугжанин рассуждает о связи прошлого и настоящего
В канун Дня народного единства гость редакции, доктор исторических наук, член Российского исторического общества Александр Вычугжанин рассказал аудитории газеты «Тюменская область сегодня» о значении памятных дат, о смысле общегосударственного праздника – Дня народного единства. Была затронута и тема столетия Октябрьской революции. Предлагаем вниманию читателей выдержки из состоявшегося разговора.
– Александр Леонидович, в чем, на ваш взгляд, общественное и духовное значение знания памятных дат истории Отечества?
– Любой народ живет благодаря двум основам своего бытия – исторической памяти и родному языку. Без этих составляющих нация, этнос, народ просто не могут существовать. И в исторической памяти народа огромную роль играют памятные даты, являющиеся по сути напоминаниями о великих событиях и значимых эпохах в жизни народа, государства. Должен сказать, что чем более углубляешься в изучение темы памятных событий, тем более начинаешь понимать их как сакральные символы, которые могут рассказать об отечественной истории любому россиянину порой больше, чем многотомные сочинения.
– День народного единства для вас сравнительно недавний или все-таки ныне возрожденный в современной России праздник?
– Дата 4 ноября, которую сегодня отмечаем как День народного единства, в течение нескольких столетий, как, впрочем, и ныне – это праздник Казанской иконы Божией Матери. Этот день повелел отмечать царь Михаил Романов, венчанный на царство спустя год после того, как в 1612 году польские интервенты были изгнаны из Москвы народным ополчением Минина и Пожарского.
Один из организаторов народного ополчения, князь Дмитрий Пожарский в 1625 году на свои средства построил на Красной площади в Москве храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Через одиннадцать лет, в 1636 году, на месте деревянного храма по повелению царя Михаила Романова был возведен каменный Казанский собор. Ровно через 300 лет, в 1936 году, он был разрушен и восстановлен практически в первозданном виде в 1993 году. Убежден, что храм во имя Казанской иконы Божией Матери на Красной площади является одним из символов России – наряду с Московским Кремлем и храмом Василия Блаженного.
– Александр Леонидович, если вернуться к рассуждениям об основных причинах Смутного времени, то, на ваш взгляд, в чем была основная причина Великой смуты в России на рубеже XVI–XVII веков?
– О причинах возникновения Смуты можно рассуждать долго. Однако самое главное, на мой взгляд, в том, что российская знать того времени, по сути, предала Россию, изменила своему народу. Различные группировки правящего класса в России начала XVII века находились «в раздрае»: одни склонялись на сторону Речи Посполитой, другие искали помощи у шведов. Каждая из этих группировок стремилась посадить на российский трон своего кандидата. В основе такого предательства всегда лежат корыстные интересы, и у российской «элиты» того времени такие интересы, несомненно, были. До мнения простого люда, до народных чаяний никому из них не было дела. Таким образом, в административном плане Россия оказалась обезглавлена.
– На ваш взгляд, о чем важно помнить при обсуждении как периода Смутного времени, так и событий, приведших в конечном итоге к концу Смуты?
– В контексте обсуждаемых событий важно и то, что стремление положить конец Смуте нашло отклик в простом народе. Князь Дмитрий Пожарский стал собирать ополчение. Попытка собрать так называемое «первое» ополчение предпринималась и ранее, но в итоге его участники потерпели поражение, а сам Пожарский был ранен. Однако князь оказался человеком волевым, и в итоге в Нижнем Новгороде люди откликнулись на призыв противостоять иноземным захватчикам. Так, думаю, со школьной скамьи большинству известен факт, что земский староста Кузьма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и народ, представляющий все сословия, горячо откликнулся на его призыв.
И конечно же, символично, что организаторами ополчения стали, с одной стороны, представитель провинциальной знати Дмитрий Пожарский, а с другой – выходец из народных низов Кузьма Минин. Значим и тот факт, что во втором ополчении участвовали не только этнические русские, но и татары, и представители финно-угорских народов. Произошло единение не только граждан разных сословий, но и разных национальностей.
Именно участники второго ополчения разбили войска интервентов и изгнали их из Москвы. Единство народа не раз становилось залогом грандиозных побед и в дальнейшем: сплочением народа обусловлены многие победы, и среди них главные – в Отечественной войне 1812 года и в Великой Отечественной войне.
В этом и памятный смысл Дня народного единства: люди независимо от национальности и происхождения сплотились и взяли судьбу России в свои руки. Об этом надо помнить всегда.
– Александр Леонидович, 7 ноября исполняется сто лет событию, мимо которого очень сложно пройти. Речь идет, конечно же, о годовщине Октябрьской революции. При наблюдении за многочисленными обсуждениями истории октября 1917 года в России порой создается впечатление, что Октябрьская революция для части наших соотечественников так и не стала давней историей – настолько горячую полемику она вызывает и по сей день. Как вы оцениваете это событие, повлиявшее на судьбу не только нашей Родины, но и всего мира?
– Сразу скажу, что вопрос оценки событий октября 1917 года и по сей день невероятно сложен. Фактически историкам порой приходится не только по-новому исследовать этот период, освобождая его от идеологических наслоений, но и пытаться избегать новых штампов, ярлыков, которые неизбежно могут возникнуть в зависимости от взглядов того или иного исследователя. Хотел бы отметить следующее: летом текущего года состоялось очередное заседание Российского исторического общества, в ходе которого обсуждался и вопрос подготовки к 100-летнему юбилею Октябрьской революции. В ходе обсуждения сопредседателем Российского исторического общества Анатолием Торкуновым была высказана мысль, с которой я полностью согласен. Он, в частности, сказал: «Ключ к пониманию событий октября 1917 года в России – это знание, очищенное от идеологизированных наслоений». Считаю, что этому принципу мы и должны следовать.
Однако есть одна сложность: где взять это чистое знание, как объективно разобраться «без гнева и пристрастия» в тех необычайно сложных процессах, которые привели к революции, а затем сопутствовали последующим за ней событиям? Тем более что мифы о революции октября 1917 года стали возникать сразу после данного события. В течение десятилетий «каноническим» для любого советского исследователя-историка считалась книга «Краткий курс истории ВКП(б)». Известно, что этот учебник создавался коллективом авторов, а редактировал его лично Сталин. Так вот, тезисы, изложенные в этой книге, настолько проникли в общественное сознание, что порой не вызывает удивления, когда в дискуссиях о событиях Октябрьской революции часть наших современников практически дословно воспроизводит установки, заложенные «Кратким курсом»!
– Каким же должен стать путь объективного исследования событий начала XX века в России?
– Считаю, что для объективного, непредвзятого обсуждения такой сложной темы необходимо в ходе анализа событий отделять собственно Октябрьскую революцию от последующей за ней гражданской войны. Далее необходимо, на мой взгляд, отдельно от этих двух периодов рассматривать события советской эпохи с ее ошибками и достижениями – победой народа в Великой Отечественной войне, послевоенным восстановлением страны, программами освоения космоса. В ряду этих успехов достойное место занимает создание Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Ведь все это в первую очередь результаты народного труда, народного воинского и трудового подвига.
Что касается событий Октябрьской революции, то я полностью солидарен с мнением патриарха Русской православной церкви Кирилла – в одной из речей он охарактеризовал Октябрьскую революцию как катастрофу.
Чем была предопределена катастрофа тогдашнего Российского государства? Считаю, что проблема была заложена не в «неравномерном» (по мнению ряда исследователей) экономическом развитии Российской империи. Причины были глубже, и заключались они в глубоком духовном кризисе российского общества и государства. В канун революции это общество было расколото. Вдумайтесь: практически со второй половины XIX века многие грезили о русской революции – начиная с народовольцев и заканчивая представителями образованных слоев тогдашнего российского общества. Первая мировая война лишь катализировала эти процессы, в том числе подстегнула в народных массах чувство неудовлетворенности существующими порядками. Однако напомню, что стихотворение «Буревестник» со словами «Буря! Скоро грянет буря!» Максим Горький написал задолго до событий октября 1917 года. Показательно, что уже после революции «первый пролетарский писатель» ужаснулся тому, что он увидел – насилию на улицах городов и сел, бессудным расстрелам, уничтожению памятников культуры. Это было вовсе не то будущее, не тот «новый мир», которого он так чаял! Трагедия в том, что в такой ситуации оказались сотни тысяч, миллионы жителей уже бывшей Российской империи. И это обстоятельство – также один из суровых уроков истории, который мы не должны забывать.
Беседовал Константин ЕЛИСЕЕВ
Опубликовано: газета №207(4498)
Читайте больше:
Октябрьская революция: катастрофа или воплощение вековой народной мечты?
Тюменские преподаватели встретились с ветеранами госбезопасности