Как закрепить право на недвижимость?
На вопросы читателей газеты «Тюменская область сегодня» отвечает представитель управления Росреестра
В редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялась прямая линия, организованная совместно с управлением Росреестра по Тюменской области, на тему: «Оформление прав граждан на квартиры, жилые дома и земельные участки. Простота, оперативность, доступность регистрации прав в электронном виде».
Пользователи сети Интернет могли наблюдать онлайн-трансляцию на сайте издания и в группах социальных сетей: «Одноклассники», «ВКонтакте» и на канале You Tube. На вопросы читателей отвечал помощник руководителя управления Росреестра по Тюменской области Игорь Ткаченко.
– Можно ли расприватизировать квартиру? Что нужно предпринять, куда обратиться, какие документы подготовить?
Сергей Константинович, г. Тюмень
– Приватизация – это предоставление жилого помещения бесплатно в собственность граждан на основании договора приватизации. Как и любой договор, он может быть расторгнут сторонами. Поскольку одной из сторон, как правило, является орган местного самоуправления, то по вопросу порядка расторжения договора приватизации необходимо обратиться в данный орган. Если говорить о городе Тюмени, то это департамент имущественных отношений администрации города Тюмени.
– Земельный участок приватизирован в 2009 году. Есть свидетельство о праве собственности, выданное Росреестром, кадастровый план, также утвержденный в 2009 г. Зачем проводить еще раз межевание? В Тобольске эта процедура стоит 15 тыс. рублей
Лидия Непогодина, г. Тобольск
– Свидетельство о праве собственности и кадастровый паспорт подтверждают, что земельный участок существует как объект недвижимости и принадлежит вам. Оформление права собственности производилось в «упрощенном порядке», предусмотренном законодательством, то есть без установления конкретных границ (без так называемого координатного описания) и имеет декларированную площадь. Поэтому процедура межевания нужна, чтобы дополнить сведения о границах участка. В результате собственник будет не только знать, где у него проходит забор, но и сможет исключить ситуации, когда, например, часть его участка занимают соседи.
Для того чтобы вам выполнили межевой план, необходимо обратиться к кадастровому инженеру – специалисту, который по закону наделен правом выполнять работы, связанные c описанием характеристик недвижимого имущества. Вы вправе выбрать, к какому именно специалисту обратиться. Найти всю информацию можно в том числе в средствах массовой информации либо на сайте Росреестра.
Затем с приложением межевого плана необходимо подать заявление об учете изменений характеристик земельного участка. Заявление может быть подано любым доступным способом: лично в офисы МФЦ, по почте или в электронном виде.
С 1 января 2017 года вступил в силу новый закон. Для граждан стала проще процедура оформления прав на недвижимое имущество. И кадастровый учет (внесение сведений и подтверждение факта, что такой объект существует), и оформление прав проводится на основании одного заявления. Сокращается время, затраты заявителей. Если раньше эти процедуры шли отдельно и для каждой из них предусматривался свой срок исполнения, то сейчас срок общий – 10 дней. При этом на территории Тюменской области средний фактический срок регистрации составляет 6 дней.
Если документы предоставлены через офисы МФЦ (их в Тюмени девять), то тогда добавляется еще два дня, но не более. Закон предусматривает время для приема документов и направления их специалистам Росреестра.
Каким еще путем можно направить документы в Росреестр? Например, по почте, в этом случае подпись под заявлением должна быть заверена нотариально, чтобы обеспечить законность и обезопасить заявителя от мошеннических действий. Третий способ – обращение за государственной регистрацией в электронном виде. При этом подпись заявителя должна быть представлена в электронном виде (усиленная квалифицированная подпись). На сайте Росреестра можно найти адреса четырех тюменских удостоверяющих центров.
В электронном виде заявление и документы предоставляются через сайт Росреестра или сайт госуслуг (портал государственных услуг Российской Федерации). Преимущества электронного обращения – доступность, простота, удобство. Человек уже не привязан к графику работы учреждений, имеет возможность обратиться за услугой в любое удобное для себя время. Кстати, немаловажный факт – размер государственной пошлины при электронном обращении для граждан на 30 процентов меньше.
– Десять лет не могу приватизировать земельный участок (СНТ «Ручеек», Московский тракт). Трижды подавала документы, всегда приходит ответ, что такого участка нет. Что делать? Куда обратиться?
Инесса Гольман, г. Тюмень
– Рассмотрим по порядку. Изначально вы обращались не за оформлением прав, а за получением сведений об объекте – земельном участке. Вам была предоставлена информация, что сведений о таком земельном участке нет. Потому что он не был поставлен на кадастровый учет, следовательно, и права на него не были зарегистрированы. Летом этого года вы обратились за постановкой на учет земельного участка и регистрацией прав. Это правильно. Но вами не представлен правоустанавливающий документ, подтверждающий ваши права. Земля вашему садоводческому товариществу на праве собственности не принадлежит, а это означает, что распоряжение данными земельными участками осуществляет уполномоченный орган власти. На данной территории – департамент имущественных отношений Тюменской области. Поэтому для оформления прав на земельный участок, с соответствующей выпиской из протокола, необходимо обратиться в департамент и уже в последующем представить участок на государственную регистрацию.
– В 2003 году я подала документы, чтобы поставить на кадастровый учет дом, но получила отказ. Дом существует с 1936 года, а земельный участок нигде не зафиксирован. Еще в 1995 году мне выписали ордер на этот дом от комбината. Когда же решила его приватизировать, оказалось, что документы были неправильно оформлены. Так и живем до сих пор без прописки, только детей вписывают, а взрослых нет.
Любовь Павлова, г. Ялуторовск
– Основания для приостановления регистрации – «документы устарели» – не предусмотрено. Здесь речь идет о том, что «содержание документов не соответствует требованиям законодательства». Это означает, что в тексте отсутствует информация, подтверждающая наличие прав, невозможно идентифицировать объект недвижимости, за регистрацией прав на который обратился заявитель, и т.д. Если в связи с давностью событий отсутствуют источники, которые могут подтвердить информацию о доме и правах, для таких случаев предусмотрен судебный порядок, то есть установление прав путем обращения в суд. Решив вопрос с оформлением прав на дом, в последующем также можно обратиться за оформлением прав на земельный участок.
– При оформлении в 2005 году в регистрационной палате дома на дачном участке по декларации мы включили в общую площадь дома мансарду, которая построена из досок. Каким образом можно сейчас переоформить дачный дом правильно?
Александр Кульбашный, г. Тюмень
– Закон предусматривает возможность совершения интересующих вас действий. Для этого нужно обратиться с заявлением об учете изменений. Заявление подается в любой МФЦ, любым удобным вам способом. Обратиться должен непосредственно сам владелец (правообладатель) либо лицо, уполномоченное по заверенной нотариально доверенности. К заявлению необходимо приложить технический план на объект, который содержит все сведения о характеристиках объекта. Технический план изготавливается кадастровым инженером в электронном виде.
– В кооперативе «Источник-2» (Тобольский тракт) по улицам ходит кадастровый инженер, предлагает провести процедуру межевания (стоимость – 6 тыс. руб.) Стоит ли доверять, как проверить, что это действительно специалист, а не мошенник?
Светлана Семенова, г. Тюмень
– На сайте: rosreestr.ru в разделе «Электронные услуги и сервисы» есть реестр кадастровых инженеров, действующих как на территории Российской Федерации, так и Тюменской области. Сведения о специалисте найти можно даже по фамилии.
Продолжение следует
Опубликовано: газета №163(4454)
Читайте больше: