Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Благовещенский собор: история возрождения святыни

В преддверии дня рождения Тюмени продолжаем рассказ о святынях храмов Тюмени. Вместе со  старшим научным сотрудником Тюменского музейно-просветительского объединения Ириной Мануйловой вспомним историю Благовещенского собора. 

Общество, 14:04, 26 июля 2017,
Слушать новость
Благовещенский собор: история возрождения святыни. В преддверии дня рождения Тюмени продолжаем рассказ о святынях храмов Тюмени. Вместе со  старшим научным сотрудником Тюменского музейно-просветительского объединения Ириной Мануйловой вспомним историю Благовещенского собора. .

Страдания древнего собора

– Старейшим каменным храмом Тюмени был  Благовещенский собор, построенный в начале XVII века трудами Филофея Лещинского на высоком месте над Турой, – рассказывает старший научный сотрудник Тюменского музейного комплекса Ирина Мануйлова. – На другом берегу реки высился Вознесенский храм, так что все прибывающие в Тюмень вод-ным путем проплывали между двумя златоглавыми церквями, образующими эффектный въездной ансамбль, невольно переживая торжественность и красоту момента.


В 1929 году в Благовещенском соборе устроили музей атеизма, а в 1932-м его взорвали. Часть кирпича пошла на строительство дома отдыха, часть осталась в реке Туре.


Сохранившийся фундамент в настоящее время служит основанием пешеходного моста. Символическое возрождение храма произошло благодаря тому, что фрагменты старой каменной кладки были заложены в стены нового Благовещенского храма, построенного в сквере Депутатов. Есть у нового храма и своя святыня с чудесной историей: в праздник Благовещения, 7 апреля 2004 года, обретена икона Благовещения из Царских врат неизвестного храма. Как рассказала староста храма Ирина Чикирева, образ подарили прихожанке храма Анне Федоровне Бондач – одной из тех, кто молился и просил у Господа, чтобы хватило сил получить участок под строительство (о том, чтобы дожить и увидеть собор, не решались и помыслить).


На престольный праздник в соборе появилась храмовая икона «Благовещение» с алтаря Софийско-Успенского собора Тобольска – ее подарил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий...


Традиции

Когда Филофей Лещинский приступал к строительству именно Благовещенского, а не какого-либо иного храма в Тюмени, заручившись поддержкой Петра I, то наряду с разными аргументами в пользу такого выбора, конечно, принималась во внимание и значимость самого события, в корне изменившего судьбу всего человечества, и то, что одним из самых известных храмов России, посвященных празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, являлся Благовещенский собор Московского Кремля, бывший домовой церковью русских князей и царей. В нем до наших дней сохранилась в числе других икона в честь Благовещения работы Андрея Рублева в праздничном ряду иконостаса.


В православной иконописи встречается три варианта этой темы, описанной в каноническом Евангелии от Луки и в апокрифических (не вошедших в Библию) Протоевангелиях: Благовещение у кладезя (у колодца), Благовещение с пряжей и Благовещение с книгой.


Следуя один за другим, эти варианты представляют разные эпизоды одного события и складываются в нарастающее по драматизму цельное повествование – таинственное и загадочное, вызывающее неоднозначные эмоции, но никого не оставляющее равнодушным.

Вариант с колодцем, как правило, встречается в настенных росписях. В нем рассказывается, как однажды в жаркий день Мария пришла с кувшином к единственному в Назарете колодцу, чтобы набрать свежей воды. (Здесь нужно вспомнить, что наполненный водой сосуд символизирует полноту, избыток веры, святости, чистоты.) Вдруг Она услышала чей-то назвавший Ее по имени голос. Никого не увидев, испуганная Мария поспешила домой.

Дома, взяв веретено, Она села за важную работу – прясть красные шелковые нити для изготовления новой завесы в Иерусалимский храм. В этом храме Она жила с трех до пятнадцати лет  и туда потом принесет своего маленького Сына Христа, чтобы посвятить Его Богу. Случилось так, что из семи девушек, тянувших жребий для определения, кому с какой пряжей работать, Ей одной выпало прясть не шерсть или лен, а именно царственный пурпурный шелк – виссон (символ созидания плоти Богочеловека). Когда же Иисус принял крестную смерть, завеса в Иерусалимском храме, отделяющая от людей его алтарную часть, разодралась надвое, символизируя отныне открытость Царства Божьего для людей… Во время прядения Мария снова услышала чей-то голос, в смятении отложила работу и села за чтение.

Как гласит церковное предание, в момент появления архангела Гавриила Мария читала стих из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (имя Еммануил означает «С нами Бог»). И Она подумала, что хотела бы быть служанкой у этой великой Девы… Пророчество сбылось на самой Марии.

Благодарим за помощь в подготовке материала генерального директора Тюменского музейно-просветительского объединения Светлану Сидорову.

Опубликовано: газета №133(4424)

Читайте больше:

XVII век породил 1917 год (часть девятая)

В Тобольске продолжается реконструкция дома-музея Романовых

Страдания древнего собора

– Старейшим каменным храмом Тюмени был  Благовещенский собор, построенный в начале XVII века трудами Филофея Лещинского на высоком месте над Турой, – рассказывает старший научный сотрудник Тюменского музейного комплекса Ирина Мануйлова. – На другом берегу реки высился Вознесенский храм, так что все прибывающие в Тюмень вод-ным путем проплывали между двумя златоглавыми церквями, образующими эффектный въездной ансамбль, невольно переживая торжественность и красоту момента.


В 1929 году в Благовещенском соборе устроили музей атеизма, а в 1932-м его взорвали. Часть кирпича пошла на строительство дома отдыха, часть осталась в реке Туре.


Сохранившийся фундамент в настоящее время служит основанием пешеходного моста. Символическое возрождение храма произошло благодаря тому, что фрагменты старой каменной кладки были заложены в стены нового Благовещенского храма, построенного в сквере Депутатов. Есть у нового храма и своя святыня с чудесной историей: в праздник Благовещения, 7 апреля 2004 года, обретена икона Благовещения из Царских врат неизвестного храма. Как рассказала староста храма Ирина Чикирева, образ подарили прихожанке храма Анне Федоровне Бондач – одной из тех, кто молился и просил у Господа, чтобы хватило сил получить участок под строительство (о том, чтобы дожить и увидеть собор, не решались и помыслить).


На престольный праздник в соборе появилась храмовая икона «Благовещение» с алтаря Софийско-Успенского собора Тобольска – ее подарил митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий...


Традиции

Когда Филофей Лещинский приступал к строительству именно Благовещенского, а не какого-либо иного храма в Тюмени, заручившись поддержкой Петра I, то наряду с разными аргументами в пользу такого выбора, конечно, принималась во внимание и значимость самого события, в корне изменившего судьбу всего человечества, и то, что одним из самых известных храмов России, посвященных празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, являлся Благовещенский собор Московского Кремля, бывший домовой церковью русских князей и царей. В нем до наших дней сохранилась в числе других икона в честь Благовещения работы Андрея Рублева в праздничном ряду иконостаса.


В православной иконописи встречается три варианта этой темы, описанной в каноническом Евангелии от Луки и в апокрифических (не вошедших в Библию) Протоевангелиях: Благовещение у кладезя (у колодца), Благовещение с пряжей и Благовещение с книгой.


Следуя один за другим, эти варианты представляют разные эпизоды одного события и складываются в нарастающее по драматизму цельное повествование – таинственное и загадочное, вызывающее неоднозначные эмоции, но никого не оставляющее равнодушным.

Вариант с колодцем, как правило, встречается в настенных росписях. В нем рассказывается, как однажды в жаркий день Мария пришла с кувшином к единственному в Назарете колодцу, чтобы набрать свежей воды. (Здесь нужно вспомнить, что наполненный водой сосуд символизирует полноту, избыток веры, святости, чистоты.) Вдруг Она услышала чей-то назвавший Ее по имени голос. Никого не увидев, испуганная Мария поспешила домой.

Дома, взяв веретено, Она села за важную работу – прясть красные шелковые нити для изготовления новой завесы в Иерусалимский храм. В этом храме Она жила с трех до пятнадцати лет  и туда потом принесет своего маленького Сына Христа, чтобы посвятить Его Богу. Случилось так, что из семи девушек, тянувших жребий для определения, кому с какой пряжей работать, Ей одной выпало прясть не шерсть или лен, а именно царственный пурпурный шелк – виссон (символ созидания плоти Богочеловека). Когда же Иисус принял крестную смерть, завеса в Иерусалимском храме, отделяющая от людей его алтарную часть, разодралась надвое, символизируя отныне открытость Царства Божьего для людей… Во время прядения Мария снова услышала чей-то голос, в смятении отложила работу и села за чтение.

Как гласит церковное предание, в момент появления архангела Гавриила Мария читала стих из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (имя Еммануил означает «С нами Бог»). И Она подумала, что хотела бы быть служанкой у этой великой Девы… Пророчество сбылось на самой Марии.

Благодарим за помощь в подготовке материала генерального директора Тюменского музейно-просветительского объединения Светлану Сидорову.

Опубликовано: газета №133(4424)

Читайте больше:

XVII век породил 1917 год (часть девятая)

В Тобольске продолжается реконструкция дома-музея Романовых