Ишим приобщается к художественным ценностям
Недавно открытую арт-галерею за полмесяца посетило, по словам Татьяны Киселевой, заведующей галереей, более тысячи человек.
Здесь представлена уникальная выставка работ художника – иконописца графа Владимира Комаровского.
Организовали выставку энтузиасты музейного дела в г. Ишиме Надежда Проскурякова и Геннадий Крамор. По замыслу организаторов, выставка позиционируется как ретроспективная, рассказывая о жизни и творчестве Владимира Комаровского с акцентом на факт пребывания его в Ишиме во время ссылки 1925–1928 годов. Представлены подлинные работы и документы художника, бережно сохраненные его семьей.
Художественное своеобразие иконописных портретов, рисунков, эскизов приоткрывает зрителям внутренний духовный мир героев далекой, трагедийной эпохи и тайну – каждому свою.
– Иконопись, во-первых, имеет смысл и бытие, прорастая и сливаясь с образами высочайшими, горними, во-вторых, действенное, учительное – научает тайне.
Владимир Комаровский, граф, художник-иконописец
– Выставка привлекает и личностью самого художника, человека, причастного к наследию высокого искусства – эпохе Серебряного века в русской культуре – и переломным 1920–30-м годам советской истории, – поделилась впечатлениями искусствовед Валерия Лузина. – Комаровский был в числе тех русских иконописцев, которые внесли личное творческое начало в написание иконописного образа. Достаточно посмотреть работу Комаровского «Богоматерь «Донская». В облике Матери и Младенца видим живой единый образ, соединивший трагедийность и особую кротость. У зрителя возникает сочувствование, сопереживание. Портрет графа Юрия Александровича Олсуфьева выполнен в сугубо живописной манере. Привлекает благородная цветовая гамма. В стилизованной под иконопись манере выполнен портрет Павла Флоренского. Художник показал Павла Флоренского как человека, одухотворенного высокой, возможно, ему одному понятной идеей. Особо отметим такие работы Комаровского, как «Возвращение блудного сына», «Семейный портрет», «Автопорт-рет». Они созданы в ишимской ссылке и передают чувство тревоги и радости возможного возвращения, сметение и растерянность, сквозящие в сдержанной палитре красок в мельчайших деталях. Особо примечателен в этом плане «Автопортрет» на красном фоне. Работа выполнена в иконописной манере. Выделяются глаза, что характерно для изображения святых на иконах. Но эти выразительные, словно вопрошающие глаза являют характерный художественный почерк мастера. На другом «Автопортрете», выполненном в желтой цветовой гамме, художник, полуобернувшись, словно бросает на зрителя прощальный взгляд, завещая потомкам право разобраться в исторических коллизиях сложнейшей эпохи.
Выставка в целом – это и декоративные работы «Долина реки», «Село на реке в Малороссии», «Интерьер усадьбы Измалково», эскизы росписей и многое другое. Как отметили ее многочисленные посетители, она стала большим художественным явлением в культурной жизни Приишимья.
Опубликовано: газета №125(4416)
Читайте больше: