В Тюмени состоялась областная полевая школа для педагогов-экологов
В течение недели два десятка школьных учителей биологии и географии из Тюменской области обучались технологиям исследований в живой природе
Практические занятия по поч-воведению, лесоведению, зоологии и ботанике проводились на просторной базе регионального центра допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост». Полевая школа открыла для городских и сельских учителей многообразные способы работы с детьми.
– Обучаем педагогов вести полевые исследования, так как современное образование нацелено на интерактивную подачу знаний детям. Дополнительные программы естественно-научного направления выстраиваются во взаимосвязи с окружающей средой, поэтому помогаем им найти новые методы вовлечения воспитанников в процесс познания, – поясняет Ольга Баянова, старший методист эколого-биологического отделения Дворца творчества и спорта «Пионер».
К тому же многие школьники участвуют в региональных и всероссийских научных конкурсах и форумах, например «Подрост» и «Шаг в будущее», где представляют собственные исследовательские проекты, а это требует серьезного подхода к делу, в чем и помогают наставники. В областной полевой школе со школьными учителями сотрудничают преподаватели института биологии Тюменского госуниверситета, которые организовали здесь практику по зоологии и ботанике. Основам энтомологии (изучение насекомых) научил известный биолог, председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Павел Ситников. По лесоведению, таксации и геодезии провели занятия преподаватели Тюменского лесотехникума. Поддержал «зеленую школу» и депутат Тюменской областной Думы Валерий Фальков. За счет выделенных им средств депутатского фонда организовано проживание и питание для учителей.
– В учебно-исследовательской деятельности важно уметь выстраивать логику работы, ставить цели и формулировать задачи, проблемы, выводы, это помогает достичь эффективного результата. Речь о том, что даже школьники могут привносить новизну в науку, но они должны грамотно представлять свои достижения общественности, это залог успеха, – считает Ольга Каткова, преподаватель Тюменского областного государственного института развития регионального образования, который также является партнером проекта.
Отметим, что в нем впервые участвовало четверо старшеклассников физико-математической школы г. Тюмени. В новом учебном году эти ребята будут руководить исследовательской работой младших товарищей. Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук Светлана Николаенко провела практическое занятие на озере, где рассказала учителям о растениях вод и их способности ярко характеризовать экологическое состояние водоемов.
– Пытаюсь дать простые методики по исследованию водоемов – как при первом приближении визуально, судя только по вод-ным растениям, можно оценить их состояние и составить предварительный прогноз развития событий в природной системе, – говорит специалист. – Наши водоемы богаты редкими видами растений, их важно обнаружить, и в этом ученым помогают школьники. Например, в Омутинском районе ребята нашли на озере кувшинку четырехгранную, мы им очень признательны, это новое местонахождение вида, которое обязательно попадет в Красную книгу Тюменской области.
По рассказам учителей, в школах они ведут интересные экологические кружки по изучению родной природы, организуют для детей краеведческие походы и экскурсии, сортоиспытания, развивают лесничества, выращивают саженцы дуба и цветы для озеленения сел. Знания, полученные на полевой школе, помогут им сделать уроки в живой природе более познавательными и полезными.
МнениЯ участников полевой школы
Ольга ФУНИКОВА,
учитель биологии, Сладковский район:
– Полевая школа сориентировала, как работать по теме почвоведения – она заявляется на многих слетах, форумах, проекте «Агропоколение». Наши школьники со своими исследованиями выходят на областной и всероссийский уровень, теперь будем изучать новые для нас направления.
Алексей ЛЕВЧЕНКО,
учитель географии, Омутинский район:
– Веду кружок «Юный эколог», исследуем с юннатами лес: нашли три вида Венериных башмачков, пиретрум щитковидный – считалось, что он растет лишь в Аромашевском районе. На уроках энтомологии научился распознавать виды бабочек по рисунку нижней стороны крыла. Собрал больше 200 фотографий насекомых, теперь смогу передать знания детям.
Наталья КИСКИНА,
студентка магистратуры института биологии ТюмГУ, г. Тюмень:
– Когда школьников приводишь на уроки в лес или в поле, им гораздо интереснее учиться и узнавать новое. Изучать природу в классе по учебникам скучно. Педагоги полевой школы раскрыли много техник работы с детьми по биологии – это наука о жизни планеты, она близка каждому человеку. Важно донести эту мысль до ребят.
Опубликовано: газета №123(4414)
Читайте больше:
Тюменский преподаватель Вера Онищенко заняла второе место в педагогическом конкурсе УФО
В Тюменской области увеличилось количество выпускников-стобалльников