В Тюмени подведены итоги конкурса «Гришинские проталины»
В Тюмени подведены итоги пятого городского конкурса литературного творчества детей до 18 лет «Гришинские проталины». Публикуем результаты конкурса и рассказ ученицы лицея № 81 города Тюмени Екатерины Лозовой.
Победителями творческого состязания в номинации «Проза» признаны:
Возрастная группа 8–12 лет
- 1 место – Виктория Сергиенко
- 2 место – София Паникарова
- 2 место – Анна Чикунова
- 3 место – Кирилл Зенин
- 3 место – Владимир Кутрунов
Возрастная группа 13–15 лет:
- 1 место – Екатерина Лозова
- 1 место – Ксения Якимова
- 2 место – Данила Щербич
- 3 место – Екатерина Донникова
- 3 место – Ольга Матаева
Возрастная группа 16–18 лет:
- 2 место – Марк Куликов
- 3 место – Анна Бардакова
Победителями творческого состязания в номинации «Поэзия» признаны:
Возрастная группа 8-12 лет:
- 1 место – Екатерина Карпова
Возрастная группа 13–15 лет:
- 2 место – Дарья Фатьянова
- 3 место – Лилия Утяшева
Возрастная группа 16–18 лет:
- 1 место – Александра Евдокимова
- 2 место – Татьяна Николюк
Кроме того, многие лучшие работы отмечены специальными призами Тюменского регионального отделения Союза писателей России, Тюменского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации, спонсоров и тюменских детских писателей.
Яшка
– Было это весной, – начала бабушка, а я придвинулась ближе, чтобы не пропустить ни слова, – появились как-то в нашей деревне браконьеры. Никто не знает, откуда они пришли. И вот однажды застрелили они лосиху…
***
Весна – прекрасное время. Время, когда все, что ни есть живое, преображается, просыпается после зимней спячки. Расцветают первые цветы, листочки проклевываются на ветках деревьев. Начинается «ручейтек». Особенно прекрасен в это время лес. Снова приобретает он утерянные краски, которые смыл грозный морозец и пушистый снег. Начинают петь птицы, животные выходят из своих убежищ. И сразу заметно, что вот она – весна!
Радовался приходу нового времени года и лосенок, нескольких месяцев отроду. Пережил он суровые холода, подрос и теперь мог любоваться преображением природы. Все удивляло его: и большие высокие деревья, и маленькие ручейки, текущие по лесным тропинкам, громкий звук дятла, разносящийся по всей округе. А мама лосиха все смотрела на него своими большими круглыми, как две лазурные бусинки, глазами, и тяжело вздыхала, когда ее любопытное чадо лезло в норы и ямы.
Так проходили дни, недели. Оживала природа с приходом весны, набирала краски, появлялись привычные лесу звуки и крики.
Но однажды лес замолчал. Тревожная тишина окутала бесконечный лабиринт деревьев. Не пели заливисто птицы, белки, рывками да перебежками, прыгали с ветки на ветку, будто боялись, что их заметят. Да и сама лосиха стала настороженной. Не ходила больше к окраине леса, которая ведет к деревне, тропку выбирала правильную и на водопой шла с оглядками и остановками. Потерял лес свою былую беззаботность, окутало его безмолвие. А потом случилась беда.
***
Выдался погожий денек. Солнце осветило поляну у реки. Небо было голубое-голубое. Облака, словно разлитое молоко, расплылись по небосклону. Ветер легонько покачивал траву да бередил воду. Пели птицы, которых будто не коснулось лесное безмолвие. А лосенок с матерью возвращались с водопоя. Он, спотыкаясь о коряги, стараясь не упасть, шел позади. Лосиха же, покачиваясь, ступала на еще не высохшую от утренней росы траву. Вдруг раздался звук, громкий, совсем не знакомый лосенку. Потом из леса, с другой стороны, выбежали диковинные животные. Но какие именно, рассмотреть он не успел. Лосиха тут же толкнула детеныша мордой в спину, чтобы тот бежал.
Они бежали к лесу, единственному укрытию от чужаков. Лосенок, боясь потерять мать из виду, изо всех сил старался не падать и не спотыкаться. Настоящий страх, незнакомый ему, овладел им. Вдруг сбоку появилось животное с поляны. Но снова не удалось лосенку его рассмотреть. Взревела мать, словно охотничий рог, встала на задние копыта, будто степной сканун, и закрыла свое чадо собой. Опять оглушил лес звук, который слышался на поляне. И животное упало на землю.
Прошло несколько минут, прежде чем лосенок понял, что произошло. Его мама лежала на земле и смотрела на него своими глазами, были они уже совсем-совсем печальными, но всем своим видом лосиха говорила: «Беги! Оставь!» Но лосенок будто забыл, как ходить, он привык, что все время следовал за матерью. А сейчас она беспомощно лежала на земле и затухающим взглядом уговаривала его бежать.
***
После этого погода в лесу испортилась. Ветер стал холодным и пронизывающим до костей. Голубое небо серым. Красивые молочные облака сменились дымными грозными тучами. Часто моросили дожди.
Лосенок скитался по всему лесу. Он не знал, куда ему идти. К реке боялся, чтобы не встретить снова тех страшных животных, в самую глушь – опасно, там звери еще страшнее, а где они с мамой обычно останавливались – не помнил. Так и ходил лосенок по лесу, вздрагивая от каждого крика. Пока не лег у большой одинокой сосны. Лучше места было не найти. Могучие ветки закрывали и от дождя, и от солнца, и от непрошенных гостей. Лосенок закрыл свои глаза-бусинки и заснул.
Вдруг треснула сухая ветка. Встрепенулся лосенок. На него смотрело то самое животное, что тогда на поляне. Только было оно маленькое. Но какое странное! И до того удивился лосенок, что даже забыл испугаться. А потом спохватился, вскочил на ноги и хотел было уже бежать, как услышал тихий-тихий голос:
– Не бойся, я тебя не обижу, – человек приближался к нему, а в двух копытах сверху (так назвал лосенок руки) держал что-то очень похожее на мох, – хочешь?
Лосенок наклонил голову и внимательно посмотрел.
– Ну иди сюда, иди, – не переставал подзывать его к себе человек.
И лосенок решился подойти к нему, потому что показалось, что не был он опасен. Лосенок принюхался и аккуратно, с опаской, откусил то, что человек держал в руках.
Неожиданно раздался крик:
– Алька-а-а-а, ты где?
Лосенок отскочил.
– Стой, не беги, не бойся, они свои, свои они, – умолял его человек со странным именем Алька, – пойдем.
Тут появились остальные. Лосенок развернулся и убежал в лес.
***
Уже несколько дней лосенок ничего не ел. Он снова искал себе убежище, в надежде, что больше люди его не найдут. Пока не вышел к деревне, туда, куда мама-лосиха ходить запрещала. А потом он увидел того самого человека, что встретил у сосны. Тот свистел, словно птицы в лесу, и чему-то улыбался. Вдруг остановился и посмотрел на лосенка, затем пошел к нему навстречу.
– Ты как тут оказался, миленький? – ласково сказала Алька. – Заблудился, наверное. Пойдем со мной.
Лосенок, подчиняясь какой-то неведомой силе, послушался человека и пошел за ним.
– Я буду тебя Яшкой звать, а когда вырастешь, то солидно – Яков, прямо как у Астафьева, – Алька снова улыбнулась лосенку, и тот понял, что бояться ему нечего.
***
– Вся деревня дивилась Яшке. Красивый лосенок был, ничего не скажешь. Шкурка у него цвета была красивого – бурого, с пепельно-серым брюшком. Не лось, а золото. Только любопытный. Бывает залезет к кому на огород и давай перепахивать его вдоль и поперек. Кто знал, тот только выгонял, да запирал все, а кто неведомши, тот и кинуть чем-нибудь мог. А так был смирненьким, зла никому не делал, со всеми в мире жил. Подкармливали Яшку всей деревней, все побаловать норовили.
– А что дальше было? – спросила я.
– Яшка вырос, стал большим, могучим лосем, рога у него выросли мощными, а глаза такие же большие, добрые, как и у матери были. Вскоре Яшу забрали. И как Алька ни уговаривала, как ни плакала, все равно отвезли в заповедник. Браконьеров поймали, а Яков жил еще долго-долго.
Автор: Екатерина Лозова
Опубликовано: газета №73(4364)
Читайте больше: