Ребенок в школе: инструкция по применению (продолжение)
Вне домашних стен детей поджидает немало сложностей. Помогите им решить их своевременно.
В редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялась прямая линия с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей и социальной психологии института психологии и педагогики Тюменского госуниверситета Галиной Моревой.
Тема, которую в течение часа обсуждали журналисты, читатели и гостья: «Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания». Синопсис содержательной беседы оказался таков: к ребенку невозможно подобрать инструкцию по эксплуатации, как к техническому устройству (с общими правилами ухода и сервисной поддержкой); любой ребенок – индивидуальность, и общаться с ним нужно, воспринимая его цельной личностью, а в сложных ситуациях действовать по подсказке сердца.
– Как взаимодействовать с агрессивными учениками, любителями ненормативной лексики?
Любовь Дмитриевна, педагог, г. Тобольск (вопрос по электронной почте)
– Я бы предложила ребенку-сквернослову с его согласия записать речь на диктофон, а потом прослушать запись. Может, когда он услышит, как обычно разговаривает, начнет контролировать себя. Скорее всего, школьник, который употребляет ненормативную лексику, не знает, что за ней стоит – просто кому-то подражает, приобщается ко взрослому миру. Родитель, ну покажи своему чаду, как еще можно быть взрослым, не используя мат!
– Учить ребенка помогать старшим нужно лет с двух и, конечно, в семье. Когда дети видят, как их родители взаимодействуют, общаются с бабушками-дедушками, коллегами, людьми на улице, они затем моделируют это в своей жизни. В семь лет, увы, говорить на эту тему поздновато…
Галина Морева, кандидат психологических наук
Что касается агрессии, то здесь необходима индивидуальная работа – нужно понять причины проявления злобы. Не секрет, что дети таким образом защищаются, а не специально желают сделать кому-то больно. В психологии есть понятие «референтный взрослый»: это тот человек, чье мнение авторитетно, принимается на веру. Как специалист я могу сколько угодно беседовать с агрессивным учеником, но послушает он только того, кто для него значим.
– Дочь-второклассница отлично учится в школе, везде первая, но когда приходит время учить уроки дома, у нее начинается истерика. Мы понимаем, что она очень устает – тренировки в спортшколе, вторая смена в общеобразовательной школе, кружки и дополнительные занятия, но выработать режим нужно сейчас, потому что дальше будет еще сложнее.
– Психологи из группы Эльконина определили феномен «сформированная несостоятельность», который как раз заключается в том, что ребенок самостоятельно не выполняет домашних заданий.
В дошкольном возрасте, что бы чадо ни сделало, мы его хвалим, по головке гладим. Но вот дочь идет в школу, у нее что-то не получается с первого раза, а родители начинают сердиться: не стараешься. Странная ситуация: в прошлом году за все хвалили, в нынешнем только ругают, требуют немедленно повзрослеть. Тогда у ребенка и формируется «несостоятельность». Быть может, он боится, что сядет один за домашнее задание и наделает ошибок. Мы и сами часто провоцируем такое поведение: «Без меня не приступай, вот приду, проверю и тогда перепишешь».
Естественно, девочка, которая упоминается в вопросе, очень устает. Пересмотрите ее расписание. Вдохнуть-то вы ей даете, а вот выдохнуть – увы…
– Обсудим тему школьной «дедовщины». Она была раньше, есть и сейчас. Например, старшеклассники «прессуют» малышей – отбирают вкусности из буфета, деньги, еще и пугают, что если нажалуются, вообще могут в школу не ходить…
– В таких случаях я за жесткость! Если мы узнали о подобной ситуации, следует начинать серьезную работу – с родителями и педагогами в первую очередь. А к ученику можно применить приемы сарказма: «Обидеть маленького несложно, а вот ты попробуй забери у учителя, старушки, больного. Это низкое поведение, проявление слабости и не самых лучших душевных качеств».
– Ребенок утром заявляет: не хочу сегодня в школу. Что делать?
Вера Кох, г. Тюмень (вопрос по электронной почте)
– Это довольно типичная ситуация, и чаще всего она связана с учителем.
Такая история: на уроке в классе все дети тянут руки. Учитель просит мальчика: «Ну скажи, Вова!» А он не знает, что сказать – тянет, потому что хочет, чтобы его заметили. Это «выученная беспомощность». Психологи отмечают, что именно в младшем школьном возрасте (когда не хочется в школу) вновь начинает проявляться психосоматика: это и повышение температуры, и энурез.
– Но идти нужно! Как родитель я не могу сказать: не хочешь – не ходи.
– Предварительно поговорите с учителем, спросите, как у ребенка дела в учебе, в классе. С самим ребенком говорите, настраивайте его на позитивную волну, но заранее, с вечера, а не прямо перед выходом из дома.
Не ищите виноватых, выясните, почему ребенку плохо.
– Вы говорите, что родителям нужно интересоваться, как ребенку в школе, но есть и другая крайность – когда родители из школы не выходят, сидят на уроках, все протоколируют…
– Если исключить какую-то патологию, то, скорее всего, у таких родителей масса свободного времени и желание в чем-то уличить педагога. Наверное, в такой ситуации учителя должны мягко доказать, что постоянное нахождение родителей в школе не самым лучшим образом влияет на учебный процесс, что многие ученики недовольны, а их ребенок получает психологическую травму.
– Как вы относитесь к кинопедагогике, когда учителя используют отрывки из фильмов во время уроков?
– Замечательно отношусь, если в этой практике нет навязывания: «только так и никак иначе».
– У учителя начальных классов есть любимчики – это мало скрывается от других учеников, все родители в курсе. Любимчикам делают поблажки, везде продвигают, выбирают в качестве участников на конкурсы, а остальные ребята остаются в тени.
Василиса Торопова, г. Тюмень (вопрос по электронной почте)
– Такой педагог совершенно не прав! Пусть любит на здоровье (все мы люди), но не показывает другим детям. Учитель не понимает, что в первую очередь вредит ученикам, которых выделяет в классе. Вроде бы хочет показать остальным, как нужно учиться, с кого брать пример, но на «выскочку» точно обрушится и обида, и даже гнев ребят. Да и любимчикам в будущей жизни будет очень трудно без постоянной похвалы.
– Что делать, если ребенок двенадцати лет не любит школу, при этом учится хорошо?
Татьяна (вопрос по Интернету во время онлайн-трансляции)
– Нужно понять причину.
В подростковом возрасте в отличниках и хорошистах остаются дети, у которых хороший интеллектуальный потенциал или очень требовательные родители.
Чего хочет ребенок в 12 лет? Продемонстрировать свое «я». Вероятно, он не может этого сделать, например, потому что физически отстает в развитии и над ним смеются возмужавшие одноклассники. Вероятно, с учителем напряженные отношения. Поговорите с ребенком, посетите школу.
– Ребенок начинает обманывать: в школе – учителей, дома – родителей. Какой разговор с ним провести?
– Нужно смотреть, какой у обманщика возраст: маленький ребенок всего лишь фантазирует, взрослый, когда обманывает, боится наказания, хочет получить поощрение, какую-то выгоду. Расскажите ему о том, что вы как родитель почувствовали, когда узнали об обмане.
– Тема школьного воровства: в раздевалке из карманов, в классе из портфеля. Что должны предпринять учителя, школьные психологи, родители?
– Во-первых, не давайте ребенку с собой больших денег, а сами деньги, телефоны и прочие ценные вещи учите забирать из карманов. Если у меня в бассейне из шкафчика украли телефон, сейчас в бассейн телефон не беру! В каждом классе нужно провести серьезный разговор: что такое воровство, что ты хочешь доказать, когда воруешь…
– Как же воспитывать детей, чтобы они получились хорошими, добрыми, ответственными людьми в будущем?
– Ничего нового не скажу: свои проекции относительно будущего сыновей и дочерей убирайте подальше, просто любите своих детей, искренне желайте, чтобы они были счастливы. Это не значит, что нужно потакать всем желаниям. Идите не на поводу у ребенка, а вместе с ребенком!
Опубликовано: газета №54(4345)
Читайте больше: