Ребенок в школе: инструкция по применению
Вне домашних стен детей поджидает немало сложностей. Помогите им решить их своевременно
В редакции газеты «Тюменская область сегодня» состоялась прямая линия с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей и социальной психологии института психологии и педагогики Тюменского госуниверситета Галиной Моревой. Тема, которую в течение часа обсуждали журналисты, читатели и гостья: «Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания». Синопсис содержательной беседы оказался таков: к ребенку невозможно подобрать инструкцию по эксплуатации как к техническому устройству (с общими правилами ухода и сервисной поддержкой); любой ребенок – индивидуальность, и общаться с ним нужно, воспринимая его цельной личностью, а в сложных ситуациях действовать по подсказке сердца.
– Галина Ивановна, почему в советское время в школах не было таких специалистов, как психологи (их функции частично выполняли директора, завучи, классные руководители, пионервожатые), а появились они уже в новой России?
– Вы правильно сказали: раньше некоторые функции психологов выполняли руководители школ, комсомольская и пионерская организации. Но серьезные ситуации во взаимоотношениях с педагогами, родителями, внутри школьных коллективов тогда возникали редко, а если и возникали, то решались естественно – сама атмосфера была более спокойной, учителя хорошо понимали детей и могли без посторонней помощи уладить конфликт. Сегодня все гораздо сложнее. Разрушение тесных связей между людьми, социальные проблемы, интернет-зависимость – все это обосновывает появление в храмах знаний компетентных специалистов, которые призваны помогать ребятам. Ведь родителям, как всегда, некогда, да и учителям, к сожалению, тоже – последние сильно загружены разными формальными делами.
– Легко ли психологу устроиться в школу на работу?
– Попасть в школу на работу – не проблема (психологов для школы готовит наше отделение в институте психологии и педагогики), другой вопрос: хотят ли сами выпускники вузов идти туда. Я почти десять лет отработала в одной экспериментальной школе и понимаю, что психолог должен заниматься максимум шестью-восемью классами – только тогда он сможет реально помогать, решать свои задачи качественно! Когда на всю школу, в которой полторы тысячи учеников, приходится всего один психолог, его труд становится чистой формальностью.
– Может ли школьный психолог работать с ребенком без ведома родителей?
Марина Патракова,
г. Тюмень (вопрос по электронной почте)
– Официально тестирование и коррекционная работа должны проводиться по согласованию с родителями. Но бывает, что согласие не всегда удается организовать – тут все зависит от квалификации, целей, посылов специалиста. Может статься, что психолог грубыми замечаниями, неуместными вопросами, некорректными тестами просто-напросто навредит ребенку. И опасения родителей тогда вполне обоснованы! А некоторые мамы и папы к встречам своих чад с психологами относятся вполне спокойно.
– Порекомендуйте, в каком возрасте лучше отдать ребенка в школу?
Светлана Пригожина,
г. Ялуторовск (вопрос по электронной почте)
– Вопросом начала школьного обучения детей – с 6 или 7 лет – в течение двух десятилетий занималась лаборатория Даниила Эльконина. Было время, когда в школу деток стали отправлять именно в шесть лет. По той простой причине, что такие рекомендации дали специалисты лаборатории: «К обучению готово большинство семилеток и часть шестилеток».
Уважаемые родители, речь должна идти не о том, «во сколько», а о том, «готов ли ребенок учиться по самоощущению». Если он еще в садике научился читать, писать, считать, в первом классе у него может пропасть интерес к обучению: «Я все умею, зачем стараться?» Нужно понять мотивационную готовность дошкольника.
Был у меня случай в практике. Девочка – маленькая, худенькая, несмелая. А мама настаивала на школе. Спрашиваю: «Зачем так рано?» На что мама ответила: «Мы в садике часто болеем». Это очень поразило: в школу идем, чтобы не болеть...
Если вашему ребенку семь лет исполнится в декабре, но он сам просится в школу, отдавайте. Тут главное – его искреннее желание!
– Как вы считаете, нужна ли заблаговременная подготовка в так называемой «Школе будущих первоклассников»?
– Знаете, тут важно: а что будущим первоклассникам рассказывают, какие знания дают? Как бы за два-три весенних месяца у детей не произошло полное отторжение школьной жизни, если их вновь будут учить читать, писать, считать, а они уже это умеют. Может, стоит просто поиграть, настроить на понимание, что школа – это интересно и замечательно. Тогда и процесс адаптации про-йдет гораздо быстрее!
– Возможно, нужно прежде спросить ребенка: ты-то хочешь, тебе это нужно? Может, он предпочтет в субботу вместо «Школы будущих первоклашек» поспать лишних два часа...
– Конечно! У меня есть удивительное наблюдение. Мама ведет ребенка из сада и спрашивает: «Что ты ел? Спал ли ты? А штаны-варежки на прогулку надевал?» Другая мама ведет младшешкольника и тоже задает вопросы: «Что ты сегодня получил?» Не удивлюсь, если через несколько лет эти же мамы начнут жаловаться: «Ой, дети нам ничего не рассказывают...» А не рассказывают именно по этой причине – они уверены, что взрослых интересуют только две главные темы: что съел и какую оценку принес. Мало кто из родителей обсуждает с ребенком то, что интересно именно ребенку: как провел день, с кем общался, во что играл.
– Возьмем ситуацию: в классе между учениками возник конфликт, который закончился дракой. Родители винят учителей: «Вы недосмотрели». Учителя говорят: «Вы тоже виноваты, потому что не научили решать проблемы миром». Правильно ли в такой ситуации искать крайних или нужно действовать как-то иначе, мудрее?
– Вы правильно сказали: мудрее. Что-то, естественно, упустили родители, не показав ребенку адекватные способы защиты. Может быть, виноваты и учителя, которые вовремя не заметили конфликт и не постарались его предотвратить. Выход – всем участникам истории собраться за столом переговоров.
– В одной из тюменских школ педагогам поручили мониторить аккаунты детей в социальных сетях с целью профилактики суицидов. Неужели именно «сети» убивают детей, а не безразличие родителей? И как должны родители контролировать жизнь ребенка в социальных сетях? Нужно ли допрашивать, требовать логины-пароли, наблюдать скрыто?
Кристина Шелемеха,
г. Тюмень (вопрос по Интернету во время онлайн-трансляции)
– Я уже не раз говорила: первичная проблема – невнимание родителей, соцсети – всего лишь следствие. Взрослые либо физически отсутствуют, либо не слышат своих детей, и тогда дети ищут пространство, где можно высказаться, пожаловаться. Ребенок зашел в сеть – там его «понимают» и «принимают» со всеми особенностями и желаниями, за что он готов душу отдать.
А как действовать? Контролировать – да, но допрашивать и требовать – ни в коем случае. Если с ребенком есть контакт, предложите «побродить» по Интернету вместе. Требовать логины и пароли не стоит, просто скажите: «Давай, моя почта будет открыта, и твоя тоже! Мы в одной семье живем и за дверями друг от друга не прячемся». В общем, нужно договориться.
– С какого возраста можно позволить ребенку завести аккаунты в соцсетях? Есть рекомендации психологов на этот счет?
– Старший школьный возраст (с 14 лет) – когда человек осознает, что такое хорошо и что такое плохо, может отдавать себе отчет, критически мыслит… Не случайно именно в это время детям выдают паспорта, а значит, наделяют их правами и обязанностями. Если у ребенка в 10 лет возникло непреодолимое желание завести страничку, то наполнять ее нужно только вместе со взрослыми.
– Как родителям научить ребенка отстаивать свою позицию, если его, например, обижают в школе?
Петр Самсонов,
г. Тюмень (вопрос по электронной почте)
– Мы говорим детям, что они должны быть добрыми и честными, но не учим их действиям, а когда говорим «дай сдачи», не напоминаем о ценностях. Научите понимать, когда именно нужно себя защищать. Ведь уйти от конфликта – это тоже отчасти защититься, причем самым достойным образом. Всегда нужно действовать по ситуации.
Продолжение следует.
Опубликовано: газета №51(4342)