Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

О результатах деятельности правительства Тюменской области в 2016 году

Власть и политика, 10:14, 17 марта 2017,
Слушать новость
О результатах деятельности правительства Тюменской области в 2016 году. .

В ходе седьмого заседания Тюменской областной Думы шестого созыва, депутаты обсудили тридцать вопросов повестки дня, в том числе пять законопроектов, инициированных   губернатором и правительством Тюменской области. В работе собрания принял участие глава региона, Владимир Якушев, рассказавший об инвестиционном потенциале региона, развитии крупного, среднего и малого бизнеса, положении на рынке труда в минувшем 2016 году. «Тюменская область сегодня» публикует стенаграмму данного выступления, в котором глава региона не только рассказал об итогах работы в 2016 году, но и поставил задачи на текущий 2017 год.

Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы, дорогие тюменцы!

Хочу представить вам отчет о деятельности правительства Тюменской области за 2016 год. Прошедший год был непростым, ощущалось давление общеэкономической и политической ситуации, сложно сказались отдельные изменения федерального законодательства, продолжала снижаться покупательная способность граждан, произошло дальнейшее ужесточение условий в целом ряде сфер. Но регион последовательно и поступательно решал все эти проблемы, ключевые задачи по сохранению экономического роста, дальнейшему улучшению инвестиционного климата, продолжению реализации ряда инфраструктурных и социальных проектов, по подготовке высококвалифицированных кадров.

основные вопросы повестки дня

  1. Об отчете губернатора Тюменской области о результатах деятельности правительства Тюменской области за 2016 год.
  2. О внесении изменений в Закон Тюменской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (первое – второе окончательное чтения).
  3. О внесении изменения в статью 2 Закона Тюменской облас-ти «О предоставлении налоговых льгот на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов отдельным категориям налогоплательщиков» (первое – второе окончательное чтения).
  4. О проекте закона Тюменской области № 1459-06 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам» (первое – второе окончатель- ное чтения).
  5. О внесении изменения в Закон «Об Общественной палате Тюменской области» (первое чтение).

Полная повестка дня заседания на сайте: www.duma72.ru

Развитие промышленности

Основной фактор роста тюменской экономики – развитие промышленности. Сегодня этот сектор формирует более трети валового регионального продукта. В 2016 году в промышленном производстве обеспечен прирост на 4,6 процента. Основные точки роста – крупные промышленные и отдельные новые индустриальные проекты, реализуемые на территории региона. Ядро Тобольского промышленного узла – нефтегазохимические проекты СИБУРа.

Мощности «СИБУР Тобольска» по переработке широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) расширены до 8 млн. тонн в год. В сентябре 2016 года «Тобольск-Полимер» выпустил первую миллионную тонну полипропилена. За 2016 год произведено более 450 тыс. тонн полипропилена – это треть общероссийского объема.

Полным ходом идет строительство комплекса по производству полимеров «ЗапСибНефтехим», он станет самым мощным в стране и одним из крупнейших в мире. Общий объем инвестиций составит почти полтриллиона рублей.

От развития мегапроекта СИБУРа мы рассчитываем также на  мультипликативный эффект – создание производств, работающих в его экономическом ареале. Уже сейчас в разных районах области реализуются новые проекты по переработке полимеров, производству деревянных поддонов, упаковочной тары.

Антипинский нефтеперерабатывающий завод – флагман тюменского промышленного узла. В 2016 году, в год своего десятилетия, завод вышел на промышленный режим работы с рекордной в стране глубиной переработки нефти 98 процентов и годовым объемом переработки более 9 млн. тонн. В 2017 году здесь начнут производить высокооктановые бензины стандарта «Евро-5». И уже сейчас с собственниками завода мы разрабатываем дальнейшее развитие предприятия с тем, чтобы сформировать на данной территории кластер новых химических производств.

Первый миллион тонн тюменского металла дал завод «УГМК Сталь». Здесь началось производство металла для машиностроительного производства.

Уватский промышленный узел в 2016 году пополнился еще двумя месторождениями, введенными в разработку. Это Южно-Нюрымское, которое дало старт добычи нефти в регионе (компания «Сургутнефтегаз») и Западно-Эпасское (компания «Роснефть»). Оба проекта реализуются в рамках соглашения о сотрудничестве между правительством Тюменской области и предприятиями. Добыча нефти в области увеличилась до 12,5 млн. тонн.

Шаг к импортозамещению

На новый уровень вышла работа правительства в части импортозамещения и взаимодействия с крупными заказчиками. Благодаря понятному и конкретному алгоритму тюменские заводы за последний год только в рамках программ поддержки правительства региона поставили нефтяникам оборудования и материалов на сумму 23 млрд. рублей, половину этого объема составила импортозамещающая продукция.

С таким же поступательным эффектом идет сотрудничество в части осуществления работ и оказания услуг крупным заказчикам предприятиями области. Совокупный заказ «Роснефти», «Газпромнефти», «Лукойла», СИБУРа предприятиям области за этот же период составил более 100 млрд. рублей. Это  в существенной мере помогло снизить негативный эффект от спада строительной индустрии.

Несколько лет назад мы взяли курс на развитие промышленного сектора экономики в трех направлениях одновременно:

  • реализация крупных индустриальных проектов и развитие промышленных узлов;
  • создание индустриальных парков;
  • открытие небольших производств в муниципальных районах в формате «малой индустриализации», чтобы население получало новые рабочие места по принципу «здесь и сейчас».

Таким образом, не зацикливаясь на работе исключительно над крупными проектами, областное правительство совместно с администрациями муниципалитетов реализует целый комплекс новых производственных и сервисных проектов. И хотя эта работа ведется относительно недавно, ее «упаковка» в формате проектных команд и конкретных планов развития экономики каждого муниципалитета дает вполне ощутимый результат. Новые проекты реализуются в Исетском, Юргинском, Тобольском, Тюменском, Ялуторовском, Ярковском и Уватском районах, в Ишиме и Ялуторовске.

Сергей КОРЕПАНОВ,

председатель Тюменской областной Думы:

– Считаю, что правительство провело основательный анализ достижений региона, обозначены перспективы нефтедобычи, нефтепереработки, развития газо- и нефтехимической промышленности. Отмечу, что губернатор также поставил задачу дальнейшего развития агропромышленного комплекса: несмотря на хорошие показатели минувшего года, у тюменского агропрома имеется большой потенциал для роста.

Дальнейшее индустриальное развитие области в значительной степени связываем с созданием и запуском индустриальных парков и экономических зон. В 2016 году их открыто три – в Тюмени, поселках Боровском и Богандинском Тюменского района. Резидентам таких площадок земельный участок предоставляется в аренду по цене от ста до трехсот рублей в месяц за гектар; все сети и дорога подводятся бесплатно, налоговые льготы предоставляются автоматически плюс подключаются инструменты финансовой поддержки. Эти условия уже привлекли на площадки индустриальных парков 7 компаний-резидентов, 3 из них уже ведут строительные работы, еще 4 компании начнут строительство новых заводов весной этого года. В процессе подачи заявок еще 12 компаний.

Строительство

Активная реализация проектов в промышленности «цепной реакцией» отразилась на росте объемов строительных работ. В 2016 году в целом стройка «приросла» на 9,5 процента.

Значительное влияние на результат оказало строительство транспортной инфраструктуры. В 2016 году введено в эксплуатацию сразу несколько крупных объектов: транспортные развязки на пересечении улиц Первомайской и Запольной, Мельникайте и Федюнинского, несколько новых съездов на развязке через Транссибирскую магистраль на улице Монтажников, второй пусковой комплекс восточного обхода города Тюмени, два моста через реку Тобол на федеральных автодорогах Тюмень – Ишим – Омск и Тюмень – Ханты-Мансийск.

Завершилась реконструкция аэропорта Рощино. Сейчас его технические возможности соответствуют задачам по расширению маршрутной сети, восстановлению статуса регионального хаба, каким он  и был в советское время.

Объемы введенного жилья – 1 684 000 квадратных метров – превысили плановое значение почти на 10 процентов. В расчете на одного жителя введено 1,15 кв. метра – вдвое выше среднероссийского уровня.

В 2016 году досрочно выполнено поручение президента России по ликвидации аварийного жилья, поставленного на учет до 2012 года.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что торможение в сфере жилищного строительства, вызванное негативными колебаниями рынка и снижением покупательной способности населения, оказало серьезное влияние и на наш регион, в первую очередь на сокращение объемов строительства и производство строительных материалов. С рынка исчез либо сократился в размерах ряд игроков. Нужно сказать, что многие просто не выдержали жестких условий функционирования рынка. Реальную возможность продвинуться в решении жилищных вопросов и в первую очередь для молодежи мы видим в строительстве доступного арендного жилья на условиях государственно-частного партнерства. Нуждается в дальнейшем активном стимулировании развитие индивидуального и многоэтажного жилищного строительства. Этот вопрос серьезно проработан, свои предложения по корректировке федеральной нормативной базы мы представили в Совет Федерации в ходе Дней Тюменской области.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство за отчетный год  в целом сработало с небольшим плюсом – 0,1 процента к уровню 2015 года. К сожалению, это ниже среднероссийских показателей. Произведено продукции на 70,4 млрд. рублей. При этом в общем объеме производства доли сельхозпредприятий и хозяйств населения практически равны.

Оставляет желать лучшего менеджмент сельхозпредприятий. Недостаточно эффективно ведется снижение издержек производства, преобладает ожидание постоянного увеличения государственной поддержки. Но конкуренцию сегодня выдерживает тот, кто не только умеет производить (чему мы, нужно сказать, за последние годы неплохо научились), но тот, кто не только производит, но  и продает. А здесь, к сожалению, предстоит серьезная работа и в большинстве случаев преобладают настроения, когда государство и административный ресурс должны решить все вопросы рынка и реализовать всю сельскохозяйственную продукцию.

Дмитрий ГОРИЦКИЙ,

председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной думы:

– в качестве одного из основных экономических аспектов предвыборной программы Владимира Якушева стал тезис о необходимости новой индустриализации Тюменской области. По прошествии двух лет можно с уверенностью сказать, что этот тезис успешно воплощается в жизнь. Об этом говорят показатели индекса промышленного производства – рост составил почти пять процентов.

Необходимо основательно меняться всем нашим сельхозтоваропроизводителям и реагировать на новые требования рынка. Те сельскохозяйственные производители, которые на сегодняшний день имеют хорошую структуру продаж, хорошую службу по продвижению и маркетингу, естественно, находятся в более выгодной экономической ситуации.

Считаю, что предприятия, перерабатывающие продукцию регионального АПК  и производящие продукты питания, не полностью использовали ресурс, предоставленный текущим периодом для обеспечения роста.

Понимая это, а также и то, что развитие территорий во многом зависит от крупных проектов индустриального уровня, мы начали реализацию ряда таких проектов:

  • комплекс по выращиванию и переработке индейки в Юргинском районе;
  • птицефабрика «Пышминская» завершает, а «Боровская» начинает масштабную реконструкцию и модернизацию производственных мощностей;
  • заканчивается строительство крупных молочных комплексов в  Голышмановском и  Ярковском районах;
  • в Нижнетавдинском районе идет строительство крупного свинокомплекса «Тюменский» с собственной первичной переработкой и комбикормовым цехом;
  • в Тюменском районе введен в эксплуатацию тепличный комбинат «ТюменьАгро» общей площадью 16 га.

Совокупный объем инвестиций только в эти проекты, обозначенные выше, составляет около 24 млрд. рублей, а их реализация дает более 1 300 новых рабочих мест.

Вместе с тем дальнейшее развитие сельского хозяйства мы видим через усиление кооперации и наращивание вовлечения населения и малых форм хозяйствования в эту модель.

В области работают 116 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сотрудничающих с 25 тысячами личных подворий. Более десяти лет  кооперативы ежедневно закупают молоко у личных подворий. В 2016 году заготовлено и реализовано около 50 тыс. тонн молока, дополнительный доход составил 1,2 млрд. рублей.

В 2016 году 8 сельскохозяйственных потребительских кооперативов получили гранты на развитие материально-технической базы на сумму 18,8 млн. рублей. Господдержка сельскохозяйственных кооперативов должна увеличить силу притяжения, с которой они вовлекают личные подсобные хозяйства в агропромышленное производство и помогают эффективно наладить сбыт продукции.

Малый и средний бизнес

Несмотря на сложности в отчетном году, правительство области не отказалось от ключевых форм поддержки малого и среднего бизнеса. Субсидирована часть затрат на развитие лизинга оборудования 145-ти предприятий, это позволило создать новые производства и существенно усилить уже действующие производства новым оборудованием. Приобретено более 400 позиций нового оборудования, спецтехники, транспортных средств, создано порядка 560 новых рабочих мест.

Всего за семь лет работы этой программы профинансированы проекты 1 300 предприятий области, ими приобретено почти 5 тыс. позиций нового оборудования, создано 10 тыс. новых рабочих мест, что позволило нам не потерять темпы экономического роста. Эта практика признана лучшей в России, мы ее продолжим.

Инна ЛОСЕВА,

председатель комитета по экономической политике и природополь-зованию Тюменской облдумы:

– даже по тем показателям динамики развития в ряде секторов региональной экономики, которые по ряду причин снизились в минувшем году, регион остается на лидирующих позициях. Например, жилищное строи-тельство: введено 1 млн. 600 кв. м жилья. Это меньше, чем в предыдущие годы, но тем не менее по этому показателю Тюменская область остается в числе лидеров в масштабах РФ.

За последние несколько лет создан ряд новых инструментов финансовой поддержки бизнеса. Вместе с тем мы не в состоянии поддерживать все потребности и проекты наших предпринимателей за счет бюджетных средств. Да это в принципе и не функции бюджета, для этого есть банки и иные институты развития. Хотелось бы, чтобы они  и недавно заработавшая корпорация малого и среднего бизнеса максимально активно начали поддерживать предпринимательскую инициативу в регионе.

Считаю, что  в области, с учетом всех полномочий, переданных федеральным законодательством, создана достаточно эффективная модель налоговой поддержки для малого бизнеса.

В результате действующей более семи лет льготной 5-процентной ставки по упрощенной системе налогообложения, только в 2016 году в распоряжении бизнеса осталось более 2 млрд. рублей. По патентной системе налогообложения рост налоговых поступлений в местные бюджеты увеличился практически в два раза. Да, абсолютная цифра еще небольшая, но динамика очень приличная.

Введение «налоговых каникул» для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной, научной сферах деятельности, в сфере бытовых услуг населению призвано способствовать развитию предпринимательской инициативы среди населения и выхода предпринимателей из «теневого сектора». За 2016 год выдано 58 патентов – пока немного, но это первые шаги. Рост налоговых поступлений свидетельствует о развитии предпринимательства в области.

Неоднократно подчеркивал определяющую роль органов местного самоуправления в развитии малого предпринимательства. Чтобы усилия местной власти отражались на доходах местных бюджетов, законом Тюменской области установлены единые нормативы отчисления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов и городских округов Тюменской области. Реализация Тюменской областью полномочий в части передачи в местные бюджеты 50 процентов доходов от налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2017 году увеличит доходы местных бюджетов на 1,4 млрд. рублей. Разумеется, такой стимул требует ответственного отношения глав органов местного самоуправления и их команд ко всему, что связано с развитием предпринимательства на их территории.

Инновации

В 2016 году мы по-новому подошли к реализации региональной политики развития и стимулирования инновационной деятельности. Главные принципы – это активность, комплексность и результативность поддержки всей инфраструктуры. Мы объединили всю инновационно-инвестиционную инфраструктуру – бизнес-инкубаторы, технопарк, индустриальные парки, получив серьезный оптимизационный эффект, который направили на дальнейшее стимулирование инновационной деятельности.

Без рубля вложений из областного бюджета увеличили площадь инкубаторов для малого бизнеса на 90 новых офисов.

Владимир УЛЬЯНОВ,

заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению:

– Губернатор точно оценил ситуацию, которая сложилась в региональной экономике и социальной политике. Глава региона четко определил направления и опорные точки дальнейшего развития Тюменской области с тем, чтобы эффективно использовать интеллектуальные, организационные и финансовые ресурсы, которыми обладает регион.

Создали совет частных инвесторов при технопарке, который рассматривает финансирование инновационных стартапов за счет собственных средств, без участия бюджета. Дали полномочия ресурс-управляющей компании для прямого безвозмездного участия в тех проектах, которые имеют наибольший для Тюменской области эффект. Но для генерации и развития инноваций важна не только финансовая или инфраструктурная поддержка – нужна экосистема, определенным образом заряженная среда. Следует создавать и культивировать позитивно заряженное пространство для постоянного общения и развития предпринимателей, инноваторов, изобретателей, знакомство с успешными примерами коммерциализации инновационных разработок.

Такой площадкой стала Школа инновационного мышления, в рамках которой в Тюменском технопарке уже читают открытые лекции представители Сколково, университетов Баку и Стэнфорда. Участниками этого проекта стали маститые предприниматели и эксперты из разных регионов страны и из-за рубежа, от которых хотим получить еще один импульс для собственного инновационного развития.

Начала свою работу и Школа бесплатного изучения английского языка с ключевым парт-нером в лице компании «Шлюмберже». Ставим задачу, чтобы в течение года от 120 до 150 молодых предпринимателей получили твердый базовый деловой английский для дальнейшего успешного продвижения своих проектов.

По итогам II Национального рейтинга технопарков России Тюменский технопарк вошел в первую десятку. Разработки его резидентов востребованы в нефтегазовой сфере, в строительстве и на транспорте, сфере информационных технологий, медицине и сельском хозяйстве.

Конкурентные преимущества инновационной продукции тюменских предприятий позволяют им расширить географию сбыта и выйти на глобальный рынок.

Инвестиционный климат. Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2016 года – 261,5 млрд. рублей, рост по сравнению с 2015 годом – 114,5 процента. Очень важно, что почти половина капитальных вложений пошло в развитие обрабатывающего сектора экономики.

Всего в инвестиционном реестре Тюменской области в настоящее время 490 проектов с объемом инвестиций 1,6 трлн. рублей. Будет продолжена работа по привлечению инвестиций на территории муниципалитетов на основе планово-проектного подхода. Такие планы сформированы для каждой территории исходя из ее ресурсов и преимуществ, определены локомотивные инвестиционные проекты, а для каждого проекта предусмотрены площадки.

За реализацию этих планов отвечают проектные команды из представителей регионального правительства и органов местного самоуправления.

В 2016 году сделан большой шаг  в направлении упрощения и унификации процедур. Рабочая группа Госсовета взяла на вооружение ряд тюменских наработок, а также лучших региональных практик по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Подготовлено 12 целевых моделей, которые утверждены правительством Российской Федерации в январе этого года. Приняты соответствующие региональные «дорожные карты», их реализация, безусловно, будет способствовать дальнейшему улучшению бизнес-климата.

Развивается схема привлечения инвестиций с помощью механизма государственно-частного партнерства. Для этого сформирована необходимая нормативно-правовая база. Важной вехой стало заключение 8 концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Совокупный объем инвестиций по этим проектам составит почти 2 млрд. руб-лей. Из этой суммы только 214 млн. рублей предоставит областной бюджет. Таким образом, на 1 рубль бюджетных инвестиций в регион будет привлечено более 8 рублей.

Однако мы все понимаем, что это прежде всего бизнес, а бизнес всегда ориентирован на возвратность инвестиций. Поэтому еще раз напомню о необходимости максимально ответственного подхода к подбору партнеров, чтобы такая возвратность не происходила за счет роста тарифов или дополнительных вливаний бюджета, сокращения потерь, повышения производительности и эффективности систем, а также оптимизации собственных затрат. Это те критерии, которые ждем от партнеров в системе ЖКХ.

Продолжена реализация программы газификации Тюменской области на 2014-2017 годы. Утверждение программы позволило осуществить переход от ситуации, когда финансирование работ идет за счет средств бюджета, к системе, когда органы власти создают институциональные условия, в рамках которых специализированная газораспределительная организация выполняет работу за счет внебюджетных источников финансирования.

В 2016 году объем внебюджетных инвестиций в газификацию составил 413 млн. рублей, за счет которых построено 318 километров газовых сетей. В настоящее время для реализации через формат ГЧП  в проработке находится целый ряд новых проектов, что позволит продолжить поступательное развитие экономики, инфраструктуры, социальной сферы в новых бюджетных условиях.

Рынок труда

Несмотря на позитивные данные статистики, которые характеризуют безработицу, а именно снижение общей безработицы с 6,2 процента за 2015 год до 5,6 процента за 2016 год, понимаем, что рынок труда не могли не коснуться негативные тенденции в экономике. Произошло сокращение персонала на ряде компаний строительной отрасли, а также обслуживающих предприятий, под угрозой увольнения продолжает находиться немалое количество сотрудников, что вызывает серьезную озабоченность – это ежедневная системная работа на многих площадках в рамках межведомственного взаимодействия. Думаю, в 2017 году ситуация нисколько не изменится, а станет еще более напряженной.

Мобилизация бюджетно-финансовых ресурсов для решения задач

Привлечение инвестиций, создание инфраструктуры, подготовка кадров, продуманная бюджетная политика – эти задачи решаются для роста региональной экономики, а значит, и увеличения доходной части регионального бюджета.

В 2016 году рост поступлений бюджетных доходов в области обеспечен по большинству источников. Однако на конечный результат значительное влияние оказывают внешние факторы – сложная общеэкономическая ситуация и изменения федерального законодательства.

В этих условиях сбалансированность и устойчивость региональной бюджетной системы целиком зависит от верного выбора приоритетов, бережливости и максимальной результативности.

Проводится взвешенная долговая политика, которая и в дальнейшем будет направлена на поддержание долговой нагрузки на бюджет на минимальном уровне. Госдолг Тюменской области на 1 января 2017 года составил 1,8 процента к объему доходов. В структуре госдолга большая часть – это государственные гарантии Тюменской области, которые в свою очередь являются одним из инструментов стимулирования экономического роста региона и государственной антикризисной программы.

Проведена оптимизация государственного управления. В 2015 году сокращены расходы на материально-техническое обеспечение текущей деятельности органов власти в целом на 5%, на 2016 и последующие годы уровень материальных затрат зафиксирован на том же уровне. Штатная численность исполнительных органов власти области сокращена на четверть, расходы на содержание государственного аппарата снижены на 21%.

О приоритетах. Бюджетные ресурсы концентрируются на предоставлении государственных и муниципальных услуг, социальной помощи, оптимальной поддержке реального сектора экономики, завершении строительства или реконструкции начатых ранее объектов. Это касается общественной инфраструктуры и дорожного хозяйства.

Бюджет Тюменской области сохранил свою социальную направленность: 50% общего объема расходов бюджета в 2016 году – расходы на социальную сферу.

Вместе с тем мы должны понимать: основные бюджетные тренды сохранятся – придется все больше думать о доходной части бюджета, чтобы хотя бы не снижать возможность бюджетных инвестиций.

Выполнение социальных обязательств

Область безусловно выполняет принятые обязательства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а это более 450 тысяч человек.

Реализуются меры поддержки старшего поколения, и в первую очередь – это 15 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. Им предоставляется ремонт жилья, санаторно-курортное лечение, оказывается необходимая материальная и социальная помощь.

Большую работу в оказании социальных услуг жителям области, ветеранам и инвалидам ведут волонтеры и социально ориентированные некоммерческие организации, общественные организации инвалидов, ветеранские организации, молодежные сообщества, ассоциации и объединения.

В области насчитывается 21,5 тысячи многодетных семей. На рост числа таких семей направлен целый ряд дополнительных мер социальной поддержки. Это региональный материнский капитал, единовременная выплата на приобретение жилья при рождении одновременно трех и более детей.

Ключевым определением социальной политики при предоставлении льгот должна стать адресность. С этой целью необходимо постоянно мониторить действующие инструменты социальной поддержки и целевые группы их получателей. Нужно постараться максимально избежать социального иждивенчества и оказывать помощь тем, кто  в ней реально нуждается. Эффективность и адресность, а не желание выглядеть сверхблагополучными, должны превалировать в такой работе. Ветераны, инвалиды, многодетные семьи и дети-сироты, отдельные социальные категории населения, а также люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации – это те, кому должно быть направлено основное внимание и забота со стороны всех органов социального обеспечения.

За 2016 год  в дошкольных организациях введено 848 мест.

Новая школа на полторы тысячи учеников строится в микрорайоне Восточный-2 областного центра, которая примет школьников 1 сентября 2017 года. В микрорайоне Ямальский-2 возводят школу на 1 200 учебных мест. Планируем, что она откроется 1 сентября 2018 года, сейчас выполняются работы по устройству фундамента.

В настоящее время перед региональным правительством стоит сверхсложная задача, потому что областной центр нуждается в строительстве минимум трех крупных школ на 1 200 учеников. Завершается разработка проектно-сметной документации. На данный момент источники на строительство еще одной школы изыскали. Что касается двух школ, работаем в данном направлении, их строительство нужно начинать. Назрела ситуация со строительством школы на 900 мест в Заводоуковске – соответствующее решение будет принято. Есть необходимость в строительстве школы в Тобольке – летом будет закончена разработка проектно-сметной документации и выйдем на площадку.

Программами дополнительного образования охвачено 86% детей от 5 до 18 лет. В последние два года Тюменская область лидирует среди субъектов Уральского федерального округа по охвату детей услугами дополнительного образования.

Действует межведомственная система по выявлению, развитию, поддержке и успешной самореализации одаренных и талантливых детей и молодежи. Для реализуемых в регионе инвестиционных проектов создан формат подготовки специалистов «под ключ» – под конкретные инвестиционные проекты.

С участием Агентства стратегических инициатив внедряется региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста в Тюменской области.

Перестраивается региональное высшее образование: создан опорный вуз – Тюменский индустриальный университет. Тюменский госуниверситет вошел в федеральную программу «5-100». Как результат мы ожидаем трансформацию кадровой политики; обновление инфраструктуры, переход образовательной, исследовательской, инновационной деятельности на новый уровень.

Для слаженной работы системы высшего образования области реализуются межвузовские проекты – это «Политехническая школа Тюменской области», «Робототехника, мехатроника и прототипирование», цикл открытых лекций экспертов мирового уровня по актуальным вопросам развития высшего образования, Школа «приглашенных профессоров».

Дуальная модель профобразования получила свое развитие в создании совместных кафедр, каждая из которых опирается на конкретного работодателя – это компании «Лукойл», «Газпром нефть», «Нефтемаш», «Тюмень-Софт» и другие.

О росте популярности рабочих профессий среди молодежи говорит серьезный конкурс в колледжи и техникумы, зафиксированный в 2016 году. На некоторые специальности набор составлял 6–8 человек на место.

Эффективность подходов к формированию регионального кадрового потенциала подтверждают отличные результаты тюменцев- участников движения WorldSkills.

Благодаря реализации региональных жилищных программ за последние пять лет численность педагогов, нуждающихся в жилье, снизилась более чем  в два раза. В результате удалось вернуть конкурс на педагогические вакансии и полностью ликвидировать дефицит педагогов, присущий системе образования. Сегодня каждый третий педагог области – это молодой работник в возрасте до 35 лет.

Считаю, что именно развитие интеллекта, его концентрация в самых разных сферах – общеключевая задача. Стоит меньше уповать на природные ресурсы, а опираться на интеллект, как основное конкурентное преимущество. Именно на эту цель должна работать вся система регионального образования.

Развитие здравоохранения

а) развитие высокотехнологичной медицинской помощи

Специалисты радиологического центра внедрили целый ряд инновационных методик и технологий диагностики и лечения онкозаболеваний.

В Федеральном центре нейрохирургии освоили минимально-инвазивные технологии хирургического лечения эпилепсии.

В Областной клинической больнице №1 готовятся к первой операция по трансплантации почки.

Специалисты урологического центра медсанчасти «Нефтяник» выполняют операции, доступные ранее только в центральных клиниках Москвы.

Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается практически по всем профилям, определенным Минздравом.

Всего за 2016 год такую помощь получили почти 14 тысяч жителей Тюменской области.

б) информатизация медицинских учреждений

В 2016 году мы очень серьезно занимались информатизацией медицинских учреждений, этот проект будет продолжен и дальше. В поликлиниках начали использовать электронные медицинские карты. Следующий этап – внедрение электронных медкарт в стационарах.

в) основные показатели

В результате работы, проводимой во всех уровнях системы здравоохранения, заметно сократилась смертность от новообразований, от болезней системы кровообращения, от туберкулеза.

Показатель младенческой смертности снижен до 4,9 на 1000 родившихся живыми с 6,0 в 2015 году.

Хотелось бы отметить, что нам нередко не хватает элементарного сервиса в учреждениях здравоохранения. Поднимая заработную плату специалистам, оснащая учреждения овым оборудованием, не еще можем жестко выстроить встречные требования к качеству оказания услуг медперсонала. Посещение учреждений, к сожалению, не всегда вызывает положительные эмоции у граждан. Это восприятие формируется из мелочей, казалось бы, неважных и незаметных, но влияющих на общую картину.

Физкультура  и спорт

Все больше жителей области ведут здоровый и активный образ жизни. Каждый третий регулярно занимается физкультурой и спортом. За десять лет удалось увеличить этот показатель вдвое. Для этого работают пять тысяч тренеров и преподавателей, функционируют три  с половиной тысячи спортивных сооружений, многие адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья. В рейтинге субъектов Российской Федерации по показателям развития физической культуры и спорта Тюменская область пять лет подряд входит в число лучших регионов. Планируем и впредь удерживать звание самого спортивного региона России.

Культура

В культурной жизни области главным событием года стали Пятнадцатые молодежные Дельфийские игры России. Около двух тысяч участников со всей страны продемонстрировали свои таланты и подарили тюменцам возможность приобщиться к народному, классическому и современному искусству.

Всего в 2016 году учреждения культуры провели более 150 тысяч мероприятий, в театрах сыграно 27 премьерных спектаклей. Концерты, представления посетили почти 700 тысяч человек.

2017 год – год экологии

2017 год  в России объявлен Годом экологии.

Экологическая ситуация в регионе экспертами оценивается в целом как достаточно благополучная. При этом в нашей постоянной повестке – вопросы чистой воды, модернизация производств, вовлечение граждан в экологические проекты, их участие в создании и сохранении окружающей среды, экологическое воспитание.

Огромная систематическая работа проводится по охране лесов и лесовосстановлению. Площадь поврежденных и погибших лесных насаждений в 2016 году сокращена более чем на половину к предыдущему году. Количество лесных пожаров сократилось в 4,5 раза по сравнению со средними пятилетними данными – это лучший показатель в Уральском федеральном округе.

Лесовосстановление проведено на площади 6,3 тыс. га, в том числе посадка лесных культур – на трех тысячах гектаров.

По работе школьных лесничеств Тюменская область занимает второе место по стране.

Утверждена территориальная схема обращения с отходами, рассчитанная на 10 лет. В соответствии с ней реализуется концессионное соглашение по созданию мусороперерабатывающих заводов в Тюмени, Тобольске, Ишиме и Ялуторовске.

За 2016 год очищено более 12 гектаров земли от несанкционированных свалок.

Особое внимание мы уделяем вопросам экологического образования и просвещения. Под знаком Всероссийской акции «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников Природы» в апреле в Тюмени пройдет Международный экологический фестиваль «Сохраним нашу Землю». Его участниками станут активисты экологических объединений и школьных лесничеств не только всей России, но  и иностранных государств.

С 22 апреля по 22 мая по всей стране будет проходить Всероссийский экологический субботник «Зеленая Весна». Призываю все трудовые коллективы, общественные организации, взрослых и детей принять в нем участие и сделать шаг  к чистому и благополучному будущему Тюменской области.

Уважаемые друзья! Я попытался кратко донести до вас те позиции, по которым наш регион сделал очередной шаг вперед в истекшем году. Не все получилось одинаково хорошо, жизнь не стоит на месте и не состоит из одних лишь радостей и достижений. Известно, что дорогу осилит идущий, а подходить к многообразию и перечню проблем и вопросов толково, последоательно и по-тюменски, нам  с вами не привыкать. Спасибо за внимание.

Опубликовано: газета №44(4335)

В ходе седьмого заседания Тюменской областной Думы шестого созыва, депутаты обсудили тридцать вопросов повестки дня, в том числе пять законопроектов, инициированных   губернатором и правительством Тюменской области. В работе собрания принял участие глава региона, Владимир Якушев, рассказавший об инвестиционном потенциале региона, развитии крупного, среднего и малого бизнеса, положении на рынке труда в минувшем 2016 году. «Тюменская область сегодня» публикует стенаграмму данного выступления, в котором глава региона не только рассказал об итогах работы в 2016 году, но и поставил задачи на текущий 2017 год.

Уважаемые депутаты Тюменской областной Думы, дорогие тюменцы!

Хочу представить вам отчет о деятельности правительства Тюменской области за 2016 год. Прошедший год был непростым, ощущалось давление общеэкономической и политической ситуации, сложно сказались отдельные изменения федерального законодательства, продолжала снижаться покупательная способность граждан, произошло дальнейшее ужесточение условий в целом ряде сфер. Но регион последовательно и поступательно решал все эти проблемы, ключевые задачи по сохранению экономического роста, дальнейшему улучшению инвестиционного климата, продолжению реализации ряда инфраструктурных и социальных проектов, по подготовке высококвалифицированных кадров.

основные вопросы повестки дня

  1. Об отчете губернатора Тюменской области о результатах деятельности правительства Тюменской области за 2016 год.
  2. О внесении изменений в Закон Тюменской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (первое – второе окончательное чтения).
  3. О внесении изменения в статью 2 Закона Тюменской облас-ти «О предоставлении налоговых льгот на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов отдельным категориям налогоплательщиков» (первое – второе окончательное чтения).
  4. О проекте закона Тюменской области № 1459-06 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам» (первое – второе окончатель- ное чтения).
  5. О внесении изменения в Закон «Об Общественной палате Тюменской области» (первое чтение).

Полная повестка дня заседания на сайте: www.duma72.ru

Развитие промышленности

Основной фактор роста тюменской экономики – развитие промышленности. Сегодня этот сектор формирует более трети валового регионального продукта. В 2016 году в промышленном производстве обеспечен прирост на 4,6 процента. Основные точки роста – крупные промышленные и отдельные новые индустриальные проекты, реализуемые на территории региона. Ядро Тобольского промышленного узла – нефтегазохимические проекты СИБУРа.

Мощности «СИБУР Тобольска» по переработке широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) расширены до 8 млн. тонн в год. В сентябре 2016 года «Тобольск-Полимер» выпустил первую миллионную тонну полипропилена. За 2016 год произведено более 450 тыс. тонн полипропилена – это треть общероссийского объема.

Полным ходом идет строительство комплекса по производству полимеров «ЗапСибНефтехим», он станет самым мощным в стране и одним из крупнейших в мире. Общий объем инвестиций составит почти полтриллиона рублей.

От развития мегапроекта СИБУРа мы рассчитываем также на  мультипликативный эффект – создание производств, работающих в его экономическом ареале. Уже сейчас в разных районах области реализуются новые проекты по переработке полимеров, производству деревянных поддонов, упаковочной тары.

Антипинский нефтеперерабатывающий завод – флагман тюменского промышленного узла. В 2016 году, в год своего десятилетия, завод вышел на промышленный режим работы с рекордной в стране глубиной переработки нефти 98 процентов и годовым объемом переработки более 9 млн. тонн. В 2017 году здесь начнут производить высокооктановые бензины стандарта «Евро-5». И уже сейчас с собственниками завода мы разрабатываем дальнейшее развитие предприятия с тем, чтобы сформировать на данной территории кластер новых химических производств.

Первый миллион тонн тюменского металла дал завод «УГМК Сталь». Здесь началось производство металла для машиностроительного производства.

Уватский промышленный узел в 2016 году пополнился еще двумя месторождениями, введенными в разработку. Это Южно-Нюрымское, которое дало старт добычи нефти в регионе (компания «Сургутнефтегаз») и Западно-Эпасское (компания «Роснефть»). Оба проекта реализуются в рамках соглашения о сотрудничестве между правительством Тюменской области и предприятиями. Добыча нефти в области увеличилась до 12,5 млн. тонн.

Шаг к импортозамещению

На новый уровень вышла работа правительства в части импортозамещения и взаимодействия с крупными заказчиками. Благодаря понятному и конкретному алгоритму тюменские заводы за последний год только в рамках программ поддержки правительства региона поставили нефтяникам оборудования и материалов на сумму 23 млрд. рублей, половину этого объема составила импортозамещающая продукция.

С таким же поступательным эффектом идет сотрудничество в части осуществления работ и оказания услуг крупным заказчикам предприятиями области. Совокупный заказ «Роснефти», «Газпромнефти», «Лукойла», СИБУРа предприятиям области за этот же период составил более 100 млрд. рублей. Это  в существенной мере помогло снизить негативный эффект от спада строительной индустрии.

Несколько лет назад мы взяли курс на развитие промышленного сектора экономики в трех направлениях одновременно:

  • реализация крупных индустриальных проектов и развитие промышленных узлов;
  • создание индустриальных парков;
  • открытие небольших производств в муниципальных районах в формате «малой индустриализации», чтобы население получало новые рабочие места по принципу «здесь и сейчас».

Таким образом, не зацикливаясь на работе исключительно над крупными проектами, областное правительство совместно с администрациями муниципалитетов реализует целый комплекс новых производственных и сервисных проектов. И хотя эта работа ведется относительно недавно, ее «упаковка» в формате проектных команд и конкретных планов развития экономики каждого муниципалитета дает вполне ощутимый результат. Новые проекты реализуются в Исетском, Юргинском, Тобольском, Тюменском, Ялуторовском, Ярковском и Уватском районах, в Ишиме и Ялуторовске.

Сергей КОРЕПАНОВ,

председатель Тюменской областной Думы:

– Считаю, что правительство провело основательный анализ достижений региона, обозначены перспективы нефтедобычи, нефтепереработки, развития газо- и нефтехимической промышленности. Отмечу, что губернатор также поставил задачу дальнейшего развития агропромышленного комплекса: несмотря на хорошие показатели минувшего года, у тюменского агропрома имеется большой потенциал для роста.

Дальнейшее индустриальное развитие области в значительной степени связываем с созданием и запуском индустриальных парков и экономических зон. В 2016 году их открыто три – в Тюмени, поселках Боровском и Богандинском Тюменского района. Резидентам таких площадок земельный участок предоставляется в аренду по цене от ста до трехсот рублей в месяц за гектар; все сети и дорога подводятся бесплатно, налоговые льготы предоставляются автоматически плюс подключаются инструменты финансовой поддержки. Эти условия уже привлекли на площадки индустриальных парков 7 компаний-резидентов, 3 из них уже ведут строительные работы, еще 4 компании начнут строительство новых заводов весной этого года. В процессе подачи заявок еще 12 компаний.

Строительство

Активная реализация проектов в промышленности «цепной реакцией» отразилась на росте объемов строительных работ. В 2016 году в целом стройка «приросла» на 9,5 процента.

Значительное влияние на результат оказало строительство транспортной инфраструктуры. В 2016 году введено в эксплуатацию сразу несколько крупных объектов: транспортные развязки на пересечении улиц Первомайской и Запольной, Мельникайте и Федюнинского, несколько новых съездов на развязке через Транссибирскую магистраль на улице Монтажников, второй пусковой комплекс восточного обхода города Тюмени, два моста через реку Тобол на федеральных автодорогах Тюмень – Ишим – Омск и Тюмень – Ханты-Мансийск.

Завершилась реконструкция аэропорта Рощино. Сейчас его технические возможности соответствуют задачам по расширению маршрутной сети, восстановлению статуса регионального хаба, каким он  и был в советское время.

Объемы введенного жилья – 1 684 000 квадратных метров – превысили плановое значение почти на 10 процентов. В расчете на одного жителя введено 1,15 кв. метра – вдвое выше среднероссийского уровня.

В 2016 году досрочно выполнено поручение президента России по ликвидации аварийного жилья, поставленного на учет до 2012 года.

Вместе с тем ни для кого не секрет, что торможение в сфере жилищного строительства, вызванное негативными колебаниями рынка и снижением покупательной способности населения, оказало серьезное влияние и на наш регион, в первую очередь на сокращение объемов строительства и производство строительных материалов. С рынка исчез либо сократился в размерах ряд игроков. Нужно сказать, что многие просто не выдержали жестких условий функционирования рынка. Реальную возможность продвинуться в решении жилищных вопросов и в первую очередь для молодежи мы видим в строительстве доступного арендного жилья на условиях государственно-частного партнерства. Нуждается в дальнейшем активном стимулировании развитие индивидуального и многоэтажного жилищного строительства. Этот вопрос серьезно проработан, свои предложения по корректировке федеральной нормативной базы мы представили в Совет Федерации в ходе Дней Тюменской области.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство за отчетный год  в целом сработало с небольшим плюсом – 0,1 процента к уровню 2015 года. К сожалению, это ниже среднероссийских показателей. Произведено продукции на 70,4 млрд. рублей. При этом в общем объеме производства доли сельхозпредприятий и хозяйств населения практически равны.

Оставляет желать лучшего менеджмент сельхозпредприятий. Недостаточно эффективно ведется снижение издержек производства, преобладает ожидание постоянного увеличения государственной поддержки. Но конкуренцию сегодня выдерживает тот, кто не только умеет производить (чему мы, нужно сказать, за последние годы неплохо научились), но тот, кто не только производит, но  и продает. А здесь, к сожалению, предстоит серьезная работа и в большинстве случаев преобладают настроения, когда государство и административный ресурс должны решить все вопросы рынка и реализовать всю сельскохозяйственную продукцию.

Дмитрий ГОРИЦКИЙ,

председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной думы:

– в качестве одного из основных экономических аспектов предвыборной программы Владимира Якушева стал тезис о необходимости новой индустриализации Тюменской области. По прошествии двух лет можно с уверенностью сказать, что этот тезис успешно воплощается в жизнь. Об этом говорят показатели индекса промышленного производства – рост составил почти пять процентов.

Необходимо основательно меняться всем нашим сельхозтоваропроизводителям и реагировать на новые требования рынка. Те сельскохозяйственные производители, которые на сегодняшний день имеют хорошую структуру продаж, хорошую службу по продвижению и маркетингу, естественно, находятся в более выгодной экономической ситуации.

Считаю, что предприятия, перерабатывающие продукцию регионального АПК  и производящие продукты питания, не полностью использовали ресурс, предоставленный текущим периодом для обеспечения роста.

Понимая это, а также и то, что развитие территорий во многом зависит от крупных проектов индустриального уровня, мы начали реализацию ряда таких проектов:

  • комплекс по выращиванию и переработке индейки в Юргинском районе;
  • птицефабрика «Пышминская» завершает, а «Боровская» начинает масштабную реконструкцию и модернизацию производственных мощностей;
  • заканчивается строительство крупных молочных комплексов в  Голышмановском и  Ярковском районах;
  • в Нижнетавдинском районе идет строительство крупного свинокомплекса «Тюменский» с собственной первичной переработкой и комбикормовым цехом;
  • в Тюменском районе введен в эксплуатацию тепличный комбинат «ТюменьАгро» общей площадью 16 га.

Совокупный объем инвестиций только в эти проекты, обозначенные выше, составляет около 24 млрд. рублей, а их реализация дает более 1 300 новых рабочих мест.

Вместе с тем дальнейшее развитие сельского хозяйства мы видим через усиление кооперации и наращивание вовлечения населения и малых форм хозяйствования в эту модель.

В области работают 116 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сотрудничающих с 25 тысячами личных подворий. Более десяти лет  кооперативы ежедневно закупают молоко у личных подворий. В 2016 году заготовлено и реализовано около 50 тыс. тонн молока, дополнительный доход составил 1,2 млрд. рублей.

В 2016 году 8 сельскохозяйственных потребительских кооперативов получили гранты на развитие материально-технической базы на сумму 18,8 млн. рублей. Господдержка сельскохозяйственных кооперативов должна увеличить силу притяжения, с которой они вовлекают личные подсобные хозяйства в агропромышленное производство и помогают эффективно наладить сбыт продукции.

Малый и средний бизнес

Несмотря на сложности в отчетном году, правительство области не отказалось от ключевых форм поддержки малого и среднего бизнеса. Субсидирована часть затрат на развитие лизинга оборудования 145-ти предприятий, это позволило создать новые производства и существенно усилить уже действующие производства новым оборудованием. Приобретено более 400 позиций нового оборудования, спецтехники, транспортных средств, создано порядка 560 новых рабочих мест.

Всего за семь лет работы этой программы профинансированы проекты 1 300 предприятий области, ими приобретено почти 5 тыс. позиций нового оборудования, создано 10 тыс. новых рабочих мест, что позволило нам не потерять темпы экономического роста. Эта практика признана лучшей в России, мы ее продолжим.

Инна ЛОСЕВА,

председатель комитета по экономической политике и природополь-зованию Тюменской облдумы:

– даже по тем показателям динамики развития в ряде секторов региональной экономики, которые по ряду причин снизились в минувшем году, регион остается на лидирующих позициях. Например, жилищное строи-тельство: введено 1 млн. 600 кв. м жилья. Это меньше, чем в предыдущие годы, но тем не менее по этому показателю Тюменская область остается в числе лидеров в масштабах РФ.

За последние несколько лет создан ряд новых инструментов финансовой поддержки бизнеса. Вместе с тем мы не в состоянии поддерживать все потребности и проекты наших предпринимателей за счет бюджетных средств. Да это в принципе и не функции бюджета, для этого есть банки и иные институты развития. Хотелось бы, чтобы они  и недавно заработавшая корпорация малого и среднего бизнеса максимально активно начали поддерживать предпринимательскую инициативу в регионе.

Считаю, что  в области, с учетом всех полномочий, переданных федеральным законодательством, создана достаточно эффективная модель налоговой поддержки для малого бизнеса.

В результате действующей более семи лет льготной 5-процентной ставки по упрощенной системе налогообложения, только в 2016 году в распоряжении бизнеса осталось более 2 млрд. рублей. По патентной системе налогообложения рост налоговых поступлений в местные бюджеты увеличился практически в два раза. Да, абсолютная цифра еще небольшая, но динамика очень приличная.

Введение «налоговых каникул» для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной, научной сферах деятельности, в сфере бытовых услуг населению призвано способствовать развитию предпринимательской инициативы среди населения и выхода предпринимателей из «теневого сектора». За 2016 год выдано 58 патентов – пока немного, но это первые шаги. Рост налоговых поступлений свидетельствует о развитии предпринимательства в области.

Неоднократно подчеркивал определяющую роль органов местного самоуправления в развитии малого предпринимательства. Чтобы усилия местной власти отражались на доходах местных бюджетов, законом Тюменской области установлены единые нормативы отчисления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов и городских округов Тюменской области. Реализация Тюменской областью полномочий в части передачи в местные бюджеты 50 процентов доходов от налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2017 году увеличит доходы местных бюджетов на 1,4 млрд. рублей. Разумеется, такой стимул требует ответственного отношения глав органов местного самоуправления и их команд ко всему, что связано с развитием предпринимательства на их территории.

Инновации

В 2016 году мы по-новому подошли к реализации региональной политики развития и стимулирования инновационной деятельности. Главные принципы – это активность, комплексность и результативность поддержки всей инфраструктуры. Мы объединили всю инновационно-инвестиционную инфраструктуру – бизнес-инкубаторы, технопарк, индустриальные парки, получив серьезный оптимизационный эффект, который направили на дальнейшее стимулирование инновационной деятельности.

Без рубля вложений из областного бюджета увеличили площадь инкубаторов для малого бизнеса на 90 новых офисов.

Владимир УЛЬЯНОВ,

заместитель председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению:

– Губернатор точно оценил ситуацию, которая сложилась в региональной экономике и социальной политике. Глава региона четко определил направления и опорные точки дальнейшего развития Тюменской области с тем, чтобы эффективно использовать интеллектуальные, организационные и финансовые ресурсы, которыми обладает регион.

Создали совет частных инвесторов при технопарке, который рассматривает финансирование инновационных стартапов за счет собственных средств, без участия бюджета. Дали полномочия ресурс-управляющей компании для прямого безвозмездного участия в тех проектах, которые имеют наибольший для Тюменской области эффект. Но для генерации и развития инноваций важна не только финансовая или инфраструктурная поддержка – нужна экосистема, определенным образом заряженная среда. Следует создавать и культивировать позитивно заряженное пространство для постоянного общения и развития предпринимателей, инноваторов, изобретателей, знакомство с успешными примерами коммерциализации инновационных разработок.

Такой площадкой стала Школа инновационного мышления, в рамках которой в Тюменском технопарке уже читают открытые лекции представители Сколково, университетов Баку и Стэнфорда. Участниками этого проекта стали маститые предприниматели и эксперты из разных регионов страны и из-за рубежа, от которых хотим получить еще один импульс для собственного инновационного развития.

Начала свою работу и Школа бесплатного изучения английского языка с ключевым парт-нером в лице компании «Шлюмберже». Ставим задачу, чтобы в течение года от 120 до 150 молодых предпринимателей получили твердый базовый деловой английский для дальнейшего успешного продвижения своих проектов.

По итогам II Национального рейтинга технопарков России Тюменский технопарк вошел в первую десятку. Разработки его резидентов востребованы в нефтегазовой сфере, в строительстве и на транспорте, сфере информационных технологий, медицине и сельском хозяйстве.

Конкурентные преимущества инновационной продукции тюменских предприятий позволяют им расширить географию сбыта и выйти на глобальный рынок.

Инвестиционный климат. Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2016 года – 261,5 млрд. рублей, рост по сравнению с 2015 годом – 114,5 процента. Очень важно, что почти половина капитальных вложений пошло в развитие обрабатывающего сектора экономики.

Всего в инвестиционном реестре Тюменской области в настоящее время 490 проектов с объемом инвестиций 1,6 трлн. рублей. Будет продолжена работа по привлечению инвестиций на территории муниципалитетов на основе планово-проектного подхода. Такие планы сформированы для каждой территории исходя из ее ресурсов и преимуществ, определены локомотивные инвестиционные проекты, а для каждого проекта предусмотрены площадки.

За реализацию этих планов отвечают проектные команды из представителей регионального правительства и органов местного самоуправления.

В 2016 году сделан большой шаг  в направлении упрощения и унификации процедур. Рабочая группа Госсовета взяла на вооружение ряд тюменских наработок, а также лучших региональных практик по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Подготовлено 12 целевых моделей, которые утверждены правительством Российской Федерации в январе этого года. Приняты соответствующие региональные «дорожные карты», их реализация, безусловно, будет способствовать дальнейшему улучшению бизнес-климата.

Развивается схема привлечения инвестиций с помощью механизма государственно-частного партнерства. Для этого сформирована необходимая нормативно-правовая база. Важной вехой стало заключение 8 концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Совокупный объем инвестиций по этим проектам составит почти 2 млрд. руб-лей. Из этой суммы только 214 млн. рублей предоставит областной бюджет. Таким образом, на 1 рубль бюджетных инвестиций в регион будет привлечено более 8 рублей.

Однако мы все понимаем, что это прежде всего бизнес, а бизнес всегда ориентирован на возвратность инвестиций. Поэтому еще раз напомню о необходимости максимально ответственного подхода к подбору партнеров, чтобы такая возвратность не происходила за счет роста тарифов или дополнительных вливаний бюджета, сокращения потерь, повышения производительности и эффективности систем, а также оптимизации собственных затрат. Это те критерии, которые ждем от партнеров в системе ЖКХ.

Продолжена реализация программы газификации Тюменской области на 2014-2017 годы. Утверждение программы позволило осуществить переход от ситуации, когда финансирование работ идет за счет средств бюджета, к системе, когда органы власти создают институциональные условия, в рамках которых специализированная газораспределительная организация выполняет работу за счет внебюджетных источников финансирования.

В 2016 году объем внебюджетных инвестиций в газификацию составил 413 млн. рублей, за счет которых построено 318 километров газовых сетей. В настоящее время для реализации через формат ГЧП  в проработке находится целый ряд новых проектов, что позволит продолжить поступательное развитие экономики, инфраструктуры, социальной сферы в новых бюджетных условиях.

Рынок труда

Несмотря на позитивные данные статистики, которые характеризуют безработицу, а именно снижение общей безработицы с 6,2 процента за 2015 год до 5,6 процента за 2016 год, понимаем, что рынок труда не могли не коснуться негативные тенденции в экономике. Произошло сокращение персонала на ряде компаний строительной отрасли, а также обслуживающих предприятий, под угрозой увольнения продолжает находиться немалое количество сотрудников, что вызывает серьезную озабоченность – это ежедневная системная работа на многих площадках в рамках межведомственного взаимодействия. Думаю, в 2017 году ситуация нисколько не изменится, а станет еще более напряженной.

Мобилизация бюджетно-финансовых ресурсов для решения задач

Привлечение инвестиций, создание инфраструктуры, подготовка кадров, продуманная бюджетная политика – эти задачи решаются для роста региональной экономики, а значит, и увеличения доходной части регионального бюджета.

В 2016 году рост поступлений бюджетных доходов в области обеспечен по большинству источников. Однако на конечный результат значительное влияние оказывают внешние факторы – сложная общеэкономическая ситуация и изменения федерального законодательства.

В этих условиях сбалансированность и устойчивость региональной бюджетной системы целиком зависит от верного выбора приоритетов, бережливости и максимальной результативности.

Проводится взвешенная долговая политика, которая и в дальнейшем будет направлена на поддержание долговой нагрузки на бюджет на минимальном уровне. Госдолг Тюменской области на 1 января 2017 года составил 1,8 процента к объему доходов. В структуре госдолга большая часть – это государственные гарантии Тюменской области, которые в свою очередь являются одним из инструментов стимулирования экономического роста региона и государственной антикризисной программы.

Проведена оптимизация государственного управления. В 2015 году сокращены расходы на материально-техническое обеспечение текущей деятельности органов власти в целом на 5%, на 2016 и последующие годы уровень материальных затрат зафиксирован на том же уровне. Штатная численность исполнительных органов власти области сокращена на четверть, расходы на содержание государственного аппарата снижены на 21%.

О приоритетах. Бюджетные ресурсы концентрируются на предоставлении государственных и муниципальных услуг, социальной помощи, оптимальной поддержке реального сектора экономики, завершении строительства или реконструкции начатых ранее объектов. Это касается общественной инфраструктуры и дорожного хозяйства.

Бюджет Тюменской области сохранил свою социальную направленность: 50% общего объема расходов бюджета в 2016 году – расходы на социальную сферу.

Вместе с тем мы должны понимать: основные бюджетные тренды сохранятся – придется все больше думать о доходной части бюджета, чтобы хотя бы не снижать возможность бюджетных инвестиций.

Выполнение социальных обязательств

Область безусловно выполняет принятые обязательства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а это более 450 тысяч человек.

Реализуются меры поддержки старшего поколения, и в первую очередь – это 15 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. Им предоставляется ремонт жилья, санаторно-курортное лечение, оказывается необходимая материальная и социальная помощь.

Большую работу в оказании социальных услуг жителям области, ветеранам и инвалидам ведут волонтеры и социально ориентированные некоммерческие организации, общественные организации инвалидов, ветеранские организации, молодежные сообщества, ассоциации и объединения.

В области насчитывается 21,5 тысячи многодетных семей. На рост числа таких семей направлен целый ряд дополнительных мер социальной поддержки. Это региональный материнский капитал, единовременная выплата на приобретение жилья при рождении одновременно трех и более детей.

Ключевым определением социальной политики при предоставлении льгот должна стать адресность. С этой целью необходимо постоянно мониторить действующие инструменты социальной поддержки и целевые группы их получателей. Нужно постараться максимально избежать социального иждивенчества и оказывать помощь тем, кто  в ней реально нуждается. Эффективность и адресность, а не желание выглядеть сверхблагополучными, должны превалировать в такой работе. Ветераны, инвалиды, многодетные семьи и дети-сироты, отдельные социальные категории населения, а также люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации – это те, кому должно быть направлено основное внимание и забота со стороны всех органов социального обеспечения.

За 2016 год  в дошкольных организациях введено 848 мест.

Новая школа на полторы тысячи учеников строится в микрорайоне Восточный-2 областного центра, которая примет школьников 1 сентября 2017 года. В микрорайоне Ямальский-2 возводят школу на 1 200 учебных мест. Планируем, что она откроется 1 сентября 2018 года, сейчас выполняются работы по устройству фундамента.

В настоящее время перед региональным правительством стоит сверхсложная задача, потому что областной центр нуждается в строительстве минимум трех крупных школ на 1 200 учеников. Завершается разработка проектно-сметной документации. На данный момент источники на строительство еще одной школы изыскали. Что касается двух школ, работаем в данном направлении, их строительство нужно начинать. Назрела ситуация со строительством школы на 900 мест в Заводоуковске – соответствующее решение будет принято. Есть необходимость в строительстве школы в Тобольке – летом будет закончена разработка проектно-сметной документации и выйдем на площадку.

Программами дополнительного образования охвачено 86% детей от 5 до 18 лет. В последние два года Тюменская область лидирует среди субъектов Уральского федерального округа по охвату детей услугами дополнительного образования.

Действует межведомственная система по выявлению, развитию, поддержке и успешной самореализации одаренных и талантливых детей и молодежи. Для реализуемых в регионе инвестиционных проектов создан формат подготовки специалистов «под ключ» – под конкретные инвестиционные проекты.

С участием Агентства стратегических инициатив внедряется региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста в Тюменской области.

Перестраивается региональное высшее образование: создан опорный вуз – Тюменский индустриальный университет. Тюменский госуниверситет вошел в федеральную программу «5-100». Как результат мы ожидаем трансформацию кадровой политики; обновление инфраструктуры, переход образовательной, исследовательской, инновационной деятельности на новый уровень.

Для слаженной работы системы высшего образования области реализуются межвузовские проекты – это «Политехническая школа Тюменской области», «Робототехника, мехатроника и прототипирование», цикл открытых лекций экспертов мирового уровня по актуальным вопросам развития высшего образования, Школа «приглашенных профессоров».

Дуальная модель профобразования получила свое развитие в создании совместных кафедр, каждая из которых опирается на конкретного работодателя – это компании «Лукойл», «Газпром нефть», «Нефтемаш», «Тюмень-Софт» и другие.

О росте популярности рабочих профессий среди молодежи говорит серьезный конкурс в колледжи и техникумы, зафиксированный в 2016 году. На некоторые специальности набор составлял 6–8 человек на место.

Эффективность подходов к формированию регионального кадрового потенциала подтверждают отличные результаты тюменцев- участников движения WorldSkills.

Благодаря реализации региональных жилищных программ за последние пять лет численность педагогов, нуждающихся в жилье, снизилась более чем  в два раза. В результате удалось вернуть конкурс на педагогические вакансии и полностью ликвидировать дефицит педагогов, присущий системе образования. Сегодня каждый третий педагог области – это молодой работник в возрасте до 35 лет.

Считаю, что именно развитие интеллекта, его концентрация в самых разных сферах – общеключевая задача. Стоит меньше уповать на природные ресурсы, а опираться на интеллект, как основное конкурентное преимущество. Именно на эту цель должна работать вся система регионального образования.

Развитие здравоохранения

а) развитие высокотехнологичной медицинской помощи

Специалисты радиологического центра внедрили целый ряд инновационных методик и технологий диагностики и лечения онкозаболеваний.

В Федеральном центре нейрохирургии освоили минимально-инвазивные технологии хирургического лечения эпилепсии.

В Областной клинической больнице №1 готовятся к первой операция по трансплантации почки.

Специалисты урологического центра медсанчасти «Нефтяник» выполняют операции, доступные ранее только в центральных клиниках Москвы.

Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается практически по всем профилям, определенным Минздравом.

Всего за 2016 год такую помощь получили почти 14 тысяч жителей Тюменской области.

б) информатизация медицинских учреждений

В 2016 году мы очень серьезно занимались информатизацией медицинских учреждений, этот проект будет продолжен и дальше. В поликлиниках начали использовать электронные медицинские карты. Следующий этап – внедрение электронных медкарт в стационарах.

в) основные показатели

В результате работы, проводимой во всех уровнях системы здравоохранения, заметно сократилась смертность от новообразований, от болезней системы кровообращения, от туберкулеза.

Показатель младенческой смертности снижен до 4,9 на 1000 родившихся живыми с 6,0 в 2015 году.

Хотелось бы отметить, что нам нередко не хватает элементарного сервиса в учреждениях здравоохранения. Поднимая заработную плату специалистам, оснащая учреждения овым оборудованием, не еще можем жестко выстроить встречные требования к качеству оказания услуг медперсонала. Посещение учреждений, к сожалению, не всегда вызывает положительные эмоции у граждан. Это восприятие формируется из мелочей, казалось бы, неважных и незаметных, но влияющих на общую картину.

Физкультура  и спорт

Все больше жителей области ведут здоровый и активный образ жизни. Каждый третий регулярно занимается физкультурой и спортом. За десять лет удалось увеличить этот показатель вдвое. Для этого работают пять тысяч тренеров и преподавателей, функционируют три  с половиной тысячи спортивных сооружений, многие адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья. В рейтинге субъектов Российской Федерации по показателям развития физической культуры и спорта Тюменская область пять лет подряд входит в число лучших регионов. Планируем и впредь удерживать звание самого спортивного региона России.

Культура

В культурной жизни области главным событием года стали Пятнадцатые молодежные Дельфийские игры России. Около двух тысяч участников со всей страны продемонстрировали свои таланты и подарили тюменцам возможность приобщиться к народному, классическому и современному искусству.

Всего в 2016 году учреждения культуры провели более 150 тысяч мероприятий, в театрах сыграно 27 премьерных спектаклей. Концерты, представления посетили почти 700 тысяч человек.

2017 год – год экологии

2017 год  в России объявлен Годом экологии.

Экологическая ситуация в регионе экспертами оценивается в целом как достаточно благополучная. При этом в нашей постоянной повестке – вопросы чистой воды, модернизация производств, вовлечение граждан в экологические проекты, их участие в создании и сохранении окружающей среды, экологическое воспитание.

Огромная систематическая работа проводится по охране лесов и лесовосстановлению. Площадь поврежденных и погибших лесных насаждений в 2016 году сокращена более чем на половину к предыдущему году. Количество лесных пожаров сократилось в 4,5 раза по сравнению со средними пятилетними данными – это лучший показатель в Уральском федеральном округе.

Лесовосстановление проведено на площади 6,3 тыс. га, в том числе посадка лесных культур – на трех тысячах гектаров.

По работе школьных лесничеств Тюменская область занимает второе место по стране.

Утверждена территориальная схема обращения с отходами, рассчитанная на 10 лет. В соответствии с ней реализуется концессионное соглашение по созданию мусороперерабатывающих заводов в Тюмени, Тобольске, Ишиме и Ялуторовске.

За 2016 год очищено более 12 гектаров земли от несанкционированных свалок.

Особое внимание мы уделяем вопросам экологического образования и просвещения. Под знаком Всероссийской акции «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников Природы» в апреле в Тюмени пройдет Международный экологический фестиваль «Сохраним нашу Землю». Его участниками станут активисты экологических объединений и школьных лесничеств не только всей России, но  и иностранных государств.

С 22 апреля по 22 мая по всей стране будет проходить Всероссийский экологический субботник «Зеленая Весна». Призываю все трудовые коллективы, общественные организации, взрослых и детей принять в нем участие и сделать шаг  к чистому и благополучному будущему Тюменской области.

Уважаемые друзья! Я попытался кратко донести до вас те позиции, по которым наш регион сделал очередной шаг вперед в истекшем году. Не все получилось одинаково хорошо, жизнь не стоит на месте и не состоит из одних лишь радостей и достижений. Известно, что дорогу осилит идущий, а подходить к многообразию и перечню проблем и вопросов толково, последоательно и по-тюменски, нам  с вами не привыкать. Спасибо за внимание.

Опубликовано: газета №44(4335)