Ирина Шевелева: фея книжного царства
Мимо Гусево, что в 14 километрах от Тюмени по Московскому тракту, проезжаю каждый день не по разу, а вот заруливать туда не приходилось... И тут коллеги предложили: «Не хочешь написать о местном библиотекаре Ирине Шевелевой? Такая женщина, такая женщина!».
ЖЕНСКОЕ ДЕЛО
Ирина ШЕВЕЛЕВА, библиотекарь в библиотеке села Гусево (централизованная библиотечная система Тюменского района). Родилась в с. Гусево, училась в Московской школе, Тюменском педагогическом колледже № 1. Преподавала в школе, трудилась в клубе с. Гусево, вела кружок по хореографии, декоративно-прикладные занятия. В библиотеке – чуть больше пяти лет. Занимается составлением истории родного села, рукодельничает, пишет стихи.
Отчего не написать, все равно по пути, да и интересно: что за деревня, чем живет, какими людьми славится. Решено, в общем. Несколько плавных поворотов от свертка с трассы, мимо желтокирпичных добротных домов, по мостику через Ручей, и вот оно, на пригорке – здание старой школы-семилетки, возведенной на средства местных жителей, в правом крыле которого с незапамятных времен располагается сельская библиотека. Героиня уже на посту – в главном зале с высокими книжными стеллажами по периметру, ковриками на полу, мягким уголком для участников неспешных бесед. Уютно тут, по-домашнему, особый настрой создают сами стены, обшитые вагонкой. Скорее всего, ее снимут во время ремонта – дождалась Шевелева часа, когда глава Тюменского района взяла «вопрос» на личный контроль. Но пока дерево на месте, хранит истории из прошлого, помнит их и Ирина, торопится рассказать:
– В 2019 году нашему селу исполнится 400 лет с момента первого упоминания в книжных источниках! Начиналось оно от местечка под названием Островок и речки Лепешки.
Говорят, люди перестали читать… Неправда! В Гусево читают все. На какие-то книги народ даже в очередь встает. Познакомиться со всем, что поступает в фонд, конечно, не успеваю, но всегда интересуюсь у земляков: о чем новое произведение – чтобы знать, кому его реко-мендовать,
– Ирина Шевелева.
Сейчас Островок – отдельная улица из десятка существующих (девятый дом как раз за библиотекой закреплен – единственным «официальным» заведением в Гусево). Старинное имя речки ушло в народ – на указателях значится Ручей. Но согласитесь, Лепешка звучнее! Ирина Вениаминовна (ох и настрадались ребятишки в школе, выговаривая отчество наставницы – кто-то перешел на милое Витаминка, мама Шевелевой Тать-яна Николаевна – женщина не без юмора – своего мужа величала Веником, а дочь, соответственно, Вениковной) везде торопится успеть. О гусевском прошлом факты собирает (мечтает издать книгу, пусть крошечную, но настоящую), библио-текой управляет, вяжет, вышивает, декупажем балуется и воспитывает детей – своих и чужих, которые тоже стали своими.
...Она местная – тутошняя, как говорят старожилы.
– Моя семья в начале XX века считалась зажиточной: родственники смогли выкупить знаменитый гусевский конезавод у купца Подаруева. Во время коллективизации прадед сбежал за границу со старшими детьми. Его жена с малышами осталась в деревне – всех на ноги смогла поднять. В Гусево родился мой отец, мы с сестрой. По образованию я воспитатель детского сада: училась в Тюменском педагогическом колледже № 1. Где только не работала: заведовала клубом, вела хореографию, в местной школе преподавала!.. В библиотеке тружусь недавно – чуть больше пяти лет, – рассказала Ирина Вениаминовна.
Оказалось, «наследство» почти в 12 тысяч экземпляров дочери передала Татьяна Николаевна, посвятившая дому книг на Островке 37 лет жизни.
– Я росла в этих стенах, а спала на книжных полках. Мои дети тут на ноги становились, внуки опять же, да и муж, когда маленьким был, сюда часто захаживал, – комментирует Ирина.
Изначально гусевская изба-читальня существовала при клубе. Когда в 1963 году в селе открылась новая школа, книги перевезли поближе к ученикам. Так и «жили» бок о бок до начала двухтысячных. Сейчас ребятню на автобусе отправляют в храм знаний в соседнем поселке Московском, а стеллажи остались на прежнем месте и безропотно ждут гостей…
Гости, как уверяет героиня, ждать себя не заставляют: малышня прибегает до и после уроков, зачас-тили старшеклассники с самостоятельно составленными списками литературы, миновав полдень, спешат бабулечки с авоськами для томов и периодики. Правда, спешат не только за книгами, но и за общением – на культурные мероприятия, сходы граждан, заседания всевозможных клубов по интересам. Так и есть: библиотека здесь, представленная несколькими залами и музейной комнаткой, – центр маленькой вселенной, котел, где все бурлит, манит и дурманит.
– Говорят, люди перестали читать… Неправда! В Гусево читают все. На какие-то книги народ даже в очередь встает. Познакомиться со всем, что поступает в фонд, конечно, не успеваю, но всегда интересуюсь у земляков: о чем новое произведение – чтобы знать, кому его рекомендовать, – важно заявляет Ирина Вениаминовна.
Спрашиваю у нее:
– Вы счастливы?
Без раздумья выдает:
– Счастье мое спокойное: я везде взяла по чуть-чуть… Мне везет на окружающих. Это, например, Марина Игнатова из клуба «Молодая семья» и Татьяна Драгун, которые всегда помогут придумать и провести любое мероприятие. Это и мама, председатель местного совета ветеранов, которая держит связь со старшим поколением села. Повезло в семейной жизни: когда сошлись со вторым мужем, у меня было двое детей, у него трое, всех ребят в любви вырастили. Сейчас уже четырежды бабушка с дедушкой, ожидаем еще двоих внучат. А два года назад оформили опекунство над погодками Олежкой и Варюшкой, которые остались без отца (их мама лишена родительских прав). Перед Новым годом взяли 13-летнюю Евгению. Нам и четвертого разрешили принять, но боюсь, сил не хватит. Младший сын сказал: «Мам, ты же не все можешь изменить... Но это в любом случае твой выбор». Да, мой выбор и выбор мужа: мы хотим подарить этим детям обыкновенное человеческое тепло…
Что тут можно сказать? Только поклониться и пожелать здоровья.
Спокойное счастье: семья, дом, книги и любимое село – его Ирина не променяет ни на городской комфорт, ни на заграничный покой. И здесь все есть! Только этой не то деревеньке, не то селу по берегам Лепешки-Ручья принадлежит ее сердце.