XVII век породил семнадцатый год
Продолжаем серию публикаций, приуроченных к столетию Октябрьской революции
Великим постом, с понедельника по четверг первой седмицы, медленные, плачущие перезвоны колоколов зовут искренне, тепло верующих во Христа людей по вечерам в храмы. В Знаменском кафедральном соборе г. Тюмени покаянный канон преподобного Андрея Критского в этом году читается в 370-й раз (самое раннее упоминание о храме в известных источниках относится к 1647 году). В полумраке священник в траурных ризах читает строки канона: «Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний: кое ли положу, Христе, начало нынешнего рыдания...». Хор и прихожане сокрушенно отвечают: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Тихо тают свечи в руках, клубы ладана легкими прозрачными облаками расплываются над склонившими голову прихожанами. Во время молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» все как один кладут, «мечут» четыре земных поклона и двенадцать поясных.
Так, правда, было не всегда. 21 февраля (3 марта) 1653 года патриарх Никон, не посоветовавшись ни с кем, разослал по московским храмам «Память», то есть указание: «По преданию святых апостол и святых отец не подобает творить по колену, но в пояс бы всем класть поклоны, еще и же трема персты бы есть крестились». Вместо сугубой (двойной) «Аллилуйа» велено было петь трижды; крестные ходы совершать не посолонь (т.е. по солнцу, за Христом), а противосолонь (против солнца); имя Исус писать Иисус; восьмиконечный крест заменить четырехконечным и шестиконечным; в восьмом члене «Символа веры» («В Духа Святого Господа истинного») слово «истинного» убрать; вместо семи просфор на литургии велено служить на пяти... Протопоп Аввакум, вчерашний единомышленник Никона по кружку боголюбцев, свое изумление нововведением патриарха выразил словами: «Видим, яко зима хощет быти. Сердце озябло и ноги задрожали».
Так начался Раскол, болезненный разрез на теле Русской церкви, который не уврачеван до сих пор.
Когда эхо московских событий дошло до Сибири, священник Знаменской церкви Доментиан увел свою паству и тех, кто воспринял «Никоновы новины» как «порчу веры», в дремучую чащобу в окрестностях Ялуторовска. В ночь на 6 января (19 января) 1679 года лесные избушки запылали. Ни точное место, ни точное количество сгоревших людей мы не знаем. По одним источникам – 1 700, по другим – 2700. Дети, женщины, старики...
Через шесть веков после Крещения Руси, в середине XVII века, люди за свою веру готовы были идти на костер, а через два с половиной века, в феврале бешено революционного 1917 года, тот же народ-«богоносец» с легкостью пошел громить храмы. Почему? В поиске ответов на эти судьбоносные вопросы в год столетнего юбилея революции 1917 года и 350-летия Великого Собора 1666-67 годов проходят многочисленные конференции.
862 год. Образование Русского государства
Если мысленным взором охватить тысячелетний исторический путь России, становится ясно: мастерской, в которой формировался наш беспримерный характер, а также колыбелью государственности и цивилизации для нашего народа стала чаша Великой Русской равнины. Во времена языческого «пролога» ее природа выковывала нашу своеобычную мощь бытия, терпение, стойкость, выносливость без меры, закалку. Все то, без чего мы не смогли бы исполнить свое вселенское призвание – заселить и освоить гигантский ломоть земного шара. Самый «потный», сплошные «неудобицы» (90 процентов всего объема вечной мерзлоты приходится на Россию), где трудиться надо не просто во всю силу, а через силу – иначе не выжить.
Зарождение Русского государства классики истории связывают с торговлей. Главные реки славян – Днепр и Волхов издревле были столбовой дорогой для византийских и европейских купцов. Вдоль этого пути «из варяг в греки» возникли самые древние города Руси, выросшие из торговых центров: у полян Киев, у северян Чернигов, у кривичей Смоленск, у приильменских славян Новгород, а еще Псков, Полоцк, Витебск. Восточнее, в землях финно-угорского племени меря, расположился Ростов Великий. Но этот экономический «хребет» то и дело «ломался», так как торговая дорога оказалась еще и военной. Мало того, что племена постоянно воевали друг с другом, так в самых «узких» местах, например, у днеп-ровских порогов, где тяжело груженые ладьи приходилось волоком тянуть по берегу, их подкарауливали хищные степняки. А для заморских купцов нужна была прежде всего стабильность и безопасность, основа основ торговли. Сплачивались же племена восточных славян только в случае угрозы нападения хазар с юга или варягов с севера.
И вот уставшие от розни славяне и финны Приильменья в 862 году решают: «Поищем себе князя, иже бо владел нами и судил по правде». К варягам отправляется посольство с приглашением: земля наша богата, но порядка в ней нет. В этом желании «чтобы кто-то владел нами» веками видели признак «рабской психологии русских». Дескать, добровольно надели на себя ярмо. А на деле это была лишь прагматика наших мудрых предков. Новгородцы звали Рюрика и его дружину не на престол и не как захватчиков, а как полководцев и судей. Чтобы воцарился мир и порядок, нужен кто-то, кто поддерживал бы его и лично за это отвечал. В задачу «контрактников»-варягов входила защита от внешних врагов и внутренних смут. Князь Рюрик, «внешний управляющий» (как мы оценили бы его функции с позиции сегодняшнего дня), нанятый не за «так», не имея прочных связей с местными кланами, заинтересован был править справедливо. А это во все времена порождает доверие – ключевой фактор стабильности власти.
Таким образом, возглавив естественный ход развития, процесс объединения славян, уже ко второму поколению варяги обрусели, влились в местную элиту. Переженившись на местных женщинах, стали давать детям славянские имена.
Пройдет два с половиной века – и Нестор Летописец с этого, 862 года, начнет точку отсчета начала русского государства. Времени самостоятельного державного бытия Руси.
Первое «Фотиево» крещение Руси
Примерно в это же время в другом центре силы вдоль линии Волхов – Днепр, в Киеве, проходили события, также имевшие исключительное значение в процессе становления государственности Древней Руси и рождения русской цивилизации. Загадочные Аскольд и Дир, о происхождении которых до сих пор идут жаркие споры среди ученых, отпросились, по одной из версий, у своего князя Рюрика в поход на Константинополь. Но дойдя по Днепру до Киева, они пленились красотой днепровских круч и остались княжить в городе.
Согласно византийским источникам, 18 июня 860 года у стен Константинополя внезапно появились 200 кораблей варварского народа «рос». Не встретив сопротивления, они высадились на берегу бухты Золотой рог и начали грабить и бесчинствовать в окрестностях столицы. В то время войско во главе с императором Михаилом III вело войну на востоке с арабами, поэтому защищать насмерть перепуганных горожан было почти некому.
Непосредственный очевидец и участник тех событий – патриарх Фотий сообщает, что город держался в течение недели, но с каждым часом опасность возрастала. Наконец пос-ле молебна перед величайшей святыней империи – Ризой Пресвятой Богородицы, которая с V столетия хранилась во Влахернском храме, жители крестным ходом прошли по городским стенам, после чего патриарх опустил край Ризы в воды залива Босфор. Русский источник «Повесть временных лет» также говорит, что от разрушения русскими язычниками город был спасен чудом – началась страшная буря, которая «безбожных руси корабли смяте». Заключив перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя, уже 2 июля россы начали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную Ризу Богоматери вернули на прежнее место, во Влахернский храм. В память об этом событии, как считают византологи, и был установлен праздник Положения Ризы Богоматери, отмечаемый 2 (15 н. ст.) июля.
Как свидетельствуют древние источники, проявление гнева Божия произвело настолько сильное впечатление на варваров, что в октябре-ноябре князь Аскольд прислал к византийскому императору послов с просьбой их крестить. В результате был заключен договор «любви и дружбы», связавший до того безвестную Русь и могущественную Византию узами дружбы и межгосударственных отношений.
В 862 году посланники патриарха Фотия прибыли в город на Днепре. Чтобы недоверчивые киевляне поверили проповеди о Спасителе, епископ бросает Евангелие в огонь. Оно не горит. Чудо? Чудо. Бог есть. Вместе с Аскольдом, Диром и частью их дружины крестились и некоторые из киевлян. Так на Руси появились первые христиане.
Уже при императоре Льве IV Мудром (886–912 гг.) на Русь был послан епископ и создана епархия, которая занимала одно из последних мест в списке епархий Константинопольской церкви. Именовалась она на греческий лад «Россия». Таковы истоки современного названия нашей страны.
В 862 году произошло еще одно, уже третье, судьбоносное событие, без которого невозможно было бы принятие христианства славянами.
Продолжение следует .
Опубликовано: газета №35(4326)
Читайте больше: