Владимир Язов: из фермеров в батюшки
За плечами настоятеля тюменского храма в честь преподобного Серафима Саровского иерея Владимира Язова – учеба в училище искусств и индустриальный институт, полтора десятка лет успешной работы фермером и... новый поворот в жизни. Он ведет рубрику «Вопрос священнику» на сайте Тобольской митрополии и любит петь.
По отцовской линии батюшка из казачьего рода, по матери – потомок тюменского купца. У него шестеро детей и столько же внучат. Сын отца Владимира достойно продолжает традиции рода, служит в Кантемировской дивизии танкистом, как в свое время дед – подполковник, участник Великой Отечественной войны.
Личное дело
Иерей Владимир ЯЗОВ, настоятель Казачьего храма в честь преподобного Серафима Саровского, председатель комиссии по взаимодействию с казачеством Тобольско-Тюменской епархии, духовник Южно-Тобольского отдельского казачьего общества.
Родился 16 января 1961 года. Окончил Тюменский индустриальный институт.
Работал заведующим ремонтно-механической мастерской, главным инженером совхоза «Дорожник» объединения «Запсибдорстрой», главой фермерского хозяйства п. Красный Яр Нижнетавдинского района. Награжден архиерейской грамотой, патриаршим знаком «Преподобный Сергий Радонежский», епархиальной медалью «Святитель Иоанн Тобольский» III степени, казачьей медалью «За заслуги. Архистратиг Архангел Михаил».
Храм Серафима Саровского на Казачьих Лугах в Тюмени – казачий. Церквей с таким статусом раньше в регионе не было. Историческое решение принято полтора года назад на заседании епархиального совета Тобольско-Тюменской епархии и одоб-рено митрополитом Тобольским и Тюменским Димитрием.
– Основная забота – воцерковление казаков, – говорит иерей Владимир Язов. – В этом направлении сделано немало. В прошлом году вышел приказ атамана Южно-Тобольского казачьего общества генерала Николая Белослудцева об аттестации личного состава. Перед принятием присяги надо подучиться, воцерковиться, исповедаться, принять причастие. Нужно знать Закон Божий, историю казачества, традиции, оружие, устав. Только после этого комиссия решает, принимать в казаки или нет.
Развивается кадетское движение. При Южно-Тобольском казачьем обществе есть Тюменский православный казачий учебный центр. В его состав входит более 20 инструкторов-преподавателей и свыше ста кадет в возрасте от 7 до 18 лет. они занимаются в основном при областном обществе ДОСААФ. Среди бывших кадет немало тех, кто поступил в духовное училище. Подрастает хорошая воцерковленная смена.
Кто такие казаки? Уверен, это братство людей, объединенных верой Христовой, любовью к Родине, казачеству и его традициям, любовью к православной церкви, которую призваны защищать.
– Батюшка, вы увлекаетесь крае-ведением, вас можно встретить на родословных чтениях. Какие открытия сделали?
– Вот, к примеру, Казачьи Луга. На основе работ ученых, краеведов можно заключить, что именно с Казачьих Лугов ушла дружина Ермака в XVI веке в сторону Тобольска. Луга были очень удобным местом для стоянки в отличие от исторического центра с его высоким берегом. К тому же для зимовки требовалось много дров, а в центре их взять было негде. Также для нужд дружины требовалось немалое количество воды – с крутого берега Туры не слишком удобно каждый раз спускаться и подниматься. Другой же берег реки (Зарека) затоплялся. Позднее эту землю (Казачьи луга) государство подарило казакам за их ратные подвиги.
Существуют глубокие духовные основания для того, чтобы современный храм Серафима Саровского был построен именно здесь. Почему казачий храм носит имя именно этого святого? Казачьих корней у преподобного Серафима не нашел, но подсказку дала современная история. В 1991 году от Москвы до Дивеево состоялся крестный ход с мощами Серафима Саровского. Казаки взяли на себя охрану мощей преподобного, а святой принял под свое покровительство казачество. Кстати, и в других регионах храмы в честь Серафима Саровского становятся казачьими.
– Отец Владимир, вы были успешным предпринимателем, но в 2005 году вас рукоположили в дьякона, а через год – в священника. Что произошло?
–Мои предки по материнской линии – крупные тюменские купцы-кожевенники Кочневы (артель «Братья Кочневы» обрабатывала 25 тысяч шкур в год – Тюмень до революции славилась кожевенным делом). Они были православными меценатами, служили в Вознесенско-Георгиевском храме старостами. По отцовской линии мои предки – донские казаки. После подавления Булавинского восстания в начале XVIII века ушли на Урал. Под Екатеринбургом была образована станица Некрасовская. Оттуда родом Черданцевы, Исаковы, Язовы. Они служили государству, участвовали в войнах, в том числе в гражданской по ту и другую сторону. Кто-то ушел с Колчаком, а тех, кто вернулся, расстреляли...
В прошлом году побывал в родовой казачьей станице Некрасовской под Екатеринбургом, встретился с местными казаками, Язовыми. Что характерно, выходцы оттуда –люди неравнодушные, талантливые: врачи, ученые, артисты, журналисты, военные.
– В храмах ко кресту первыми пропускают мужчин, в семьях с традициями – первая тарелка мужу. В светской жизни несколько иначе...
–За годы советской власти многие благочестивые традиции утеряны или искажены. Мужчина должен быть первым, и основание тому – Священное Писание: муж – глава жены, она ему помощница, а дети находятся в послушании у родителей. До революции мужчины были не только воинами, но и учителями, врачами, церковными старостами, псаломщиками. Женщинам отводилось почетное место – быть помощницей – совестью мужа (а не шеей, куда хочу, туда верчу!), рожать и воспитывать детей – дело нелегкое.
– Вы поженились, не будучи священником. Супруга поддержала ваше решение?
– Будущая матушка воспитывалась в светской семье, где о вере не говорили. Познакомившись со мной, она уверовала в Бога, крестилась. Заключив брак в начале 80-х, сразу венчались в Знаменском соборе. Стали фермерами, многого достигли (дом, автомобили, земля, наемные рабочие). Казалось, вот оно, счастье, но мы начали задумываться о смысле жизни. Для чего живем, что будет после смерти? Быстро воцерковились. Тогда я впервые прочитал Евангелие и нашел ответы на мучившие вопросы. Стал старостой храма, заочно учился в духовной семинарии. Семья меня поддержала. Дети полюбили богослужения и домашние молитвы, принимали участие в строительстве храма в Нижнетавдинском районе.
– Как не ошибиться в выборе своей половинки?
– Необходимо твердо усвоить, что брак не предполагает развода. Если не смогли сберечь семью, то (мое мнение) не следует искать и новых отношений. Муж (жена) – не перчатка. Советую не торопиться с выбором единственного и неповторимого. Дружите год-два, дружба должна быть чистой, без сожительства. За год общения увидите достоинства и недостатки будущего супруга. Спросите себя, сможете ли нести эти его недостатки всю жизнь. Если да – подавайте заявление в загс, получив благословение родителей.
– Каков идеал мужчины в вашем понимании?
– Настоящий мужчина должен брать всю ответственность на себя, любить свою жену, как сказано в Священном Писании. Должен быть верующим, ведь вера дает силы. Возьмем ХХ век, когда сильные на вид мужчины нередко ломались, предавали близких, а сильные верой люди являли стойкость и мужество, подвергаясь репрессиям, шли на Голгофу, в ссылки. Поэтому мужчина обязательно должен быть сильным духом.
Опубликовано: газета №31(4322)