Дмитрий Менделеев: нешпионская история
Включение Дмитрия Менделеева в энциклопедический словарь российских спецслужб «Разведка и контрразведка в лицах», изданный в 2002 году, неизбежно вызывает интерес у всех, кто считает себя почитателем выдающегося ученого и гражданина.
В небольшой биографичес-кой справке имеется загадочная фраза: «Сотрудник русской военной разведки». И далее следует пояснение: «В 1876 году он прибыл в США (с этого момента, можно считать, началось его сотрудничество с военной разведкой). Но не только нефтяное производство изучалось им в США. По просьбе того же военного ведомства он искал секреты производства бездымного пороха (усилия его в этом вопросе увенчались успехом)».
На этот интригующий сюжет в биографии великого ученого проливает свет один из его ближайших учеников Семен Вуколов, признанный эксперт в области взрывчатых веществ: «...В конце 80-х годов в Англии, Италии, Германии появились бездымные порохи... Сведения о блестящих баллистических качествах новых порохов и отсутствии дыма заставили русское правительство заняться вопросами бездымного пороха. Для выработки бездымного пороха был привлечен Д.И. Менделеев. Он был назначен консультантом по производству взрывчатых веществ при военном министерстве. Задача, взятая на себя Менделеевым, была очень трудная... В своих изысканиях Д.И. исходил из простой определенной идеи: искомая нитроклетчатка должна на единицу веса выделить при горении наибольшее количество газообразных продуктов... Но этого было мало: нужно было найти такую нитроклетчатку, которая легко растворялась бы в спирте и эфире».
В результате научных изысканий Менделееву удалось получить требуемый результат. Он радовался как ребенок: «Смотрите, смотрите, растворяется, как сахар... Этот вид коллодия должно считать новой, до сих пор в практике неизвестной формой нитроклетчатки».
Ученый назвал этот продукт пироколлодием. Уже менее чем через год после открытия, в 1892 году, проведена первая стрельба пироколлодийным порохом. В июне 1893 г. произведена первая в России стрельба из 12-дюймового орудия бездымным порохом, и инспектор морской артиллерии адмирал Макаров поздравил Менделеева с блестящим успехом.
В силу ведомственных трений пироколлодийный порох не был принят военным министерством. Но один из предприимчивых американцев заявил уже после изобретения Менделеева, что он тоже давно занимался этой проблемой, и оформил патент. Менделеев, как бы предвидя такую возможность, в 1893 году писал: «Мне кажется особенно печальной та возможность, что пироколлодийный порох будет держаться у нас в большом секрете, но не будет, отчасти в силу секретности, признан во всех его достоинствах, а между тем так или иначе проникнет на Запад, и его ученые проведут этот совершеннейший порох в жизнь, прибавляя новую славу к своим именам, и заставят нас принять то, что делается теперь в самой России».
Слова эти оказались также пророческими: во время Первой мировой войны военное министерство закупало в Америке пироколлодийный порох тысячами тонн.
Александр ВЫЧУГЖАНИН, член совета Тюменского отделения РИО
Опубликовано: газета №25(4316)
Читайте больше: