В Тюмени гостит персональная экспозиция Василисы Портновой
С 20 января по 20 февраля в «выставкоме» Тюменского отделения Союза художников России гостит персональная экспозиция Василисы Портновой, предводителя ханты-мансийских мастеров.
досье
Василиса Викторовна ПОРТНОВА,
председатель Ханты-Мансийского окружного отделения Союза художников России, график, керамист, кандидат философских наук.
- Родилась в Казахстане, выросла в Магнитогорске.
- В 1991 году окончила Красноярский государственный художественный институт (отделение керамики).
- С 1997 года – член Союза художников России.
- С 2005 года живет и работает в Ханты-Мансийске, с 2010-го – возглавляет местное отделение художников.
Южным коллегам она решила показать личные графические и керамические работы, а также дипломные проекты своих студентов. Презентация проекта «25+» прошла в самой дружеской атмосфере. Как оказалось, в Тюмени у Василисы Викторовны достаточно и поклонников.
– Василиса, ханты-мансийские художники не похожи на тюменских?
– Я знакома с творчеством многих ваших авторов, но конкретные отличия назвать не смогу – просто это очень разные школы. На Севере много уникальных художников – туда они приехали из разных регионов Сибири, а также с Украины, Армении... Все непосредственные и очень интересные личности.
– Чем же Ханты-Мансийский округ приманил их?
– Кто-то следовал за творческими перспективами, кто-то – за рублем. Прежний губернатор Александр Филипенко сознательно «строил» край и новый социум под названием Югра, когда на Север приглашались профессионалы в своих направлениях. Сейчас культурная ситуация у нас не такая активная. Изменились и миграционные потоки…
– Вы же тоже приезжая?
– 12 лет назад прибыла в Ханты-Мансийск из Магнитогорска, где выросла, а после учебы в Красноярске много лет проработала в университете на кафедре декоративно-прикладного искусства. На Север, кстати, тоже позвали как наставника.
– Что вам ближе: графика или керамика? Как распределяете время между увлечениями?
– Так как я из семьи художников, то рисовала все время, сколько себя помню. Поступать собиралась на графику, но в мой год не было набора на это направление, поэтому стихийно попала в керамическую «колею».
Что ближе? Знаете, так как я больше педагог, то личное творчество зависит от учебного расписания: оно возможно тогда, когда остается время после занятий с ребятами. Раньше думала, что педагогика – недоразумение, ведь 20, а то и больше чужих проектов только мешают настроиться на свое, родное. Но спустя 25 лет преподавательского стажа могу с уверенностью сказать, что педагогика – на самом деле роскошь, ведь ты постоянно находишься в чем-то новом. А тиражные художественные заказы, как выяснилось, – совсем не прикольно: они нагружают тяжелой механической работой и заставляют постоянно подстраиваться под чужие вкусы.
– Кто и что населяет ваш художественный мир? Мне показалось, что женщины и только женщины.
– Они! На самом деле мир любого художника представлен автопортретами, что бы он ни рисовал – хоть натюрморты, хоть пейзажи. Да, с одной стороны создает отпечаток мира, с другой – изображает свои состояния. Так иногда я ощущаю себя парящей, иногда чувствую, что прибило к земле, а иногда нахожусь в состоянии покоя.
– С таким большим проектом в Тюмени вы впервые?
– С таким впервые. Но раньше участвовала в зональных выставках в вашем городе.
– Почему «25+»?
– В 1991 году я окончила институт и тогда же провела первую персональную выставку. То есть в 2016-м стукнуло 25 лет моему официальному творчеству. «Плюсик» говорит о том, что на дворе 2017-й, кроме того, экспозиция дополнена дипломными проектами студентов.
– Что в планах?
– Надеюсь, что покажу эту выставку в других городах России. До Тюмени она работала в Екатеринбурге. В планах – много работать с учениками из колледжа-интерната для одаренных детей Севера.
Опубликовано: газета №19(4310)
Читайте больше: