«Школа - 2016» - домашнее задание на завтра
Накануне Дня знаний директор областного департамента образования и науки Алексей Райдер рассказал, чего ожидать от нового учебного года
Вот лето промелькнуло и осталось позади. Сентябрь и рад-радешенек расцветить мир золотом, засыпать листьями, наполнить корзины лесными дарами, огородными плодами… Ребячий народ, естественно, ждут новые задания и проекты. Нужно стараться, чтобы все они в финале вышли на пятерки-четверки. Хотя… проигрывать тоже надо уметь. Чтобы извлекать уроки, нащупывать и отрабатывать иные пути. Чтобы становиться терпеливее в ожидании побед. На вопросы о том, что год грядущий всем готовит, обозревателю газеты рассказал руководитель департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер.
– Алексей Владимирович, сколько учеников 1 сентября сядут за школьные парты в Тюменском регионе? Их больше или меньше по сравнению с прошлым годом?
– Ежегодно количество первоклассников увеличивается, но темпы роста разные. В новом учебном году за школьные парты впервые сядет 22 тысячи первоклашек – это примерно на тысячу больше, чем в прошлом.
– Число школ, готовых принять эту гвардию? Какие из них новые, а какие капитально восстановлены? Сколько учебных заведений пережило косметический ремонт во время летних каникул? А были такие, где ничего не пришлось обновлять?
– В 2016 году строится школа в микрорайоне Восточный-2 города Тюмени. Она откроет двери в сентябре 2017-го. Новое общеобразовательное учреждение станет самым большим в областной столице: в нем будет обучаться более полутора тысяч человек. Кроме того, в восточной части города в ближайшие три года появится еще две на 1 100 мест: в микрорайоне Ямальский-2, а также в районе улицы Бориса Житкова.
В рамках государственно-частного партнерства построят по школе в микрорайонах Ямальский-1 и Мыс. Инвесторы возведут объекты на собственные средства, а затем тюменская казна в несколько этапов возместит им эти расходы. Также на экспертизу отдали проектную документацию на детский сад в Тюменском-2. Идет привязка проектной документации на строительство детского сада в Ямальском-2, заключен контракт на разработку проектной документации на строительство детсада на Лесобазе. В настоящее время осуществляется корректировка проектной документации на строительство детского сада на 150 мест в селе Исетском. Планируется привязка проектной документации на строительство школы в Заводоуковске. Новая школа появится и в селе Тукуз Вагайского района.
В рамках государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки до 2020 года» за счет средств областного бюджета завершили работы по капитальному ремонту трех школ (Новоандреевской средней общеобразовательной школы в Сладковском районе, школы-интерната № 6 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Ялуторовске, общеобразовательной школы № 8 в Тобольске). На сегодняшний день ремонтные работы ведутся в Бархатовской школе Исетского района, Плешковской школе Ишимского района, Байкаловской, Кутарбитской, Бизинской и Ушаровской школах Тобольского района.
Поздравление
Владимир ЯКУШЕВ,
Губернатор Тюменской области:
Дорогие школьники и студенты! Уважаемые педагоги и родители!
Поздравляю вас с началом нового учебного года!
В каждой семье День знаний ждут с особым чувством. Впереди встречи с одноклассниками и любимыми учителями, очередная ступень на пути к новым победам. Самым волнительным 1 сентября будет для 22 тысяч тюменских первоклассников, которые начинают удивительное путешествие в мир знаний и интересных открытий.
Дорогие ребята, искренне желаю вам успеха на этом пути. Пусть школьные годы будут увлекательными и полезными. После капитального ремонта в регионе откроются 26 школ. Областное правительство большое внимание уделяет этому вопросу. Очень важно, чтобы в школах, колледжах и вузах были созданы достойные условия для учебы и работы. С огромной благодарностью обращаюсь сегодня к педагогам. Уверен, вы приложите максимум усилий, чтобы воспитать востребованных, грамотных, ответственных специалистов. Вместе мы обязательно добьемся хороших результатов. Желаю школьникам и студентам отличных оценок, творческой энергии, ярких открытий. Педагогам – профессиональных высот, оптимизма, вдохновения, благодарных учеников. А родителям – терпения, мудрости и радости за успехи детей!
С праздником! С Днем знаний!
В Тюмени за счет средств областного бюджета планируется комплексный капитальный ремонт корпуса № 2 школы № 9 (ранее – школа № 39). В нормативное состояние приводят второй учебный корпус и общежитие, переданные физико-математической школе. Кроме того, ведется масштабная реконструкция здания средней школы № 5 города Ишима. За счет средств городского бюджета Тюмени выполняется капитальный ремонт школ № 5 и 13.
Администрации муниципальных образований совместно с правительством Тюменской области приняли все меры по содержанию зданий образовательных организаций в нормативном виде, включая ежегодный осмотр их технического состояния, определение, расчет стоимости и выполнение приоритетных видов и объемов ремонтных работ, в том числе проведение косметических ремонтных работ.
С 2013 года в области построено 12 школ, где косметический ремонт, как правило, не требуется (гимназия № 16 и школы № 92, 94 в Тюмени, Солянская школа в Уватском районе, три в Вагайском, по две – в Тобольском и Омутинском районах, в селе Синицино Ишимского района). Если все же в них понадобится провести какие-то работы, это сделают подрядчики в рамках гарантийных обязательств без привлечения бюджетных средств. Такая же ситуация наблюдается в школах, в которых недавно провели комплексный капитальный ремонт.
К началу нового учебного года в целях создания инновационной образовательной среды, удовлетворяющей потребности работодателей и реальной экономики в целом, в рамках ранней профориентации школьников и формирования кадрового потенциала в сфере информационно-коммуникационных технологий за счет средств областного бюджета будут созданы классы робототехники и программирования в 11 городских школах области. Классы «Айти-Лаб» появятся в заводоуковской школе № 2, ишимской № 8, тобольской № 9 с углубленным изучением отдельных предметов, ялуторовской № 1, тюменской гимназии № 16 и школах № 40 и 68. Классы «Робо-Лаб» – в гимназии № 1, лицее № 34, школе № 92 города Тюмени. Классы «Айти-Лаб» и «Робо-Лаб» откроют в тюменском лицее № 81. В прошлом году этот проект в качестве пилотного реализовали на базе школы № 88 в областном центре.
– Не кажется ли вам, что кружков, секций и тому подобных форм подготовки специалистов в области информационных технологий сейчас предостаточно и силы нужно тратить на другое?
– Вы правильно заметили, что число кружков и секций данной направленности постоянно растет, но это тренд современного развития общества, и сейчас главное, чтобы количество превращалось в качество. В этом плане следует отметить, что системных практикоориентированных проектов, обеспечивающих серьезную подготовку школьников и их конкретную профильную ориентированность на нужды высокотехнологичных производств, сегодня не так уж и много. Год реализации проекта подтвердил его востребованность и целесообразность расширения.
– Учителями приросли? Как сегодня молодежь идет работать в школу? Вообще, если бы вы были директором обычной школы, по какому принципу, по каким качествам набирали педагогический коллектив?
– Образовательные организации педагогическими кадрами укомплектованы на 100 процентов! Каждый год создаются условия для привлечения в школы и сады области выпускников профильных колледжей и институтов. Количество специалистов в возрасте до 35 лет составляет до 30 процентов от общей численности. Любопытно, что в последнее время в учителя идут мужчины, демонстрируя при этом высокие результаты работы. Так, в последние три года победителями областного конкурса «Учитель года Тюменской области» стали молодые педагоги-мужчины: Дмитрий Коляденко и Александр Смольников, учителя физики, Станислав Дупленский, учитель английского языка, Максим Трифонов, учитель математики.
О востребованности и привлекательности профессии говорит число желающих поступить в профессиональные образовательные организации на педагогические специальности. В 2016 году в Тюменском педагогическом колледже на одно место претендовало до десяти человек, а в вузах – до шести, при этом средний балл на целевые места – свыше 240.
Что касается принципа, по которому я бы отбирал учителей для работы, то в первую очередь это потребность самосовершенствоваться. К главным качествам отношу мобильность, желание постоянно двигаться вперед, поиск и внедрение новых технологий, стремление хорошо работать в команде, без стеснения учиться у своих коллег.
– Год назад в области открылась физматшкола. Она прочно и оправданно заняла свою нишу. Какие надежды возлагаете на этот проект в новом сезоне? Как долго ждать химико-биологическую школу? Продолжатся ли подобные эксперименты относительно других областей знаний в регионе?
– Школа действительно прочно и оправданно вошла в нашу жизнь. И подтверждение тому – призовые места ребят в конкурсных мероприятиях, установившиеся связи с ведущими предприятиями области (Антипинский НПЗ, «СиБУР», Тюменский технопарк, «Динаэнерджетикс. Сибирь», «Мебельгрупп»), продуктивные форматы взаимодействия с педагогами и детьми из других школ области и других регионов страны.
Поздравление
Сергей КОРЕПАНОВ,
Председатель Тюменской областной Думы:
Дорогие друзья!
От имени депутатов Тюменской областной Думы поздравляю вас с праздником – Днем знаний!
Народная мудрость"Век живи – век учись" сегодня особенно актуальна. Хорошее образование является основой успешной профессиональной карьеры и благополучной жизни каждого россиянина. Особенно это важно для нашего сибирского региона, развитие которого требует эффективной и качественной подготовки и обучения подрастающего поколения.
Серьезное внимание органов законодательной и исполнительной власти Тюменской области и муниципальных образований, активная позиция педагогического сообщества создают условия для получения современного образования.
Особые слова благодарности и признательности – ветеранам педагогического труда, которые являются примером для молодых поколений, образцом глубокой преданности профессиональному призванию, родному краю, любимой стране. Спасибо вам, дорогие учителя, за то, что сохраняете преданность высоким идеалам, верность лучшим традициям российской педагогики, готовность и умение шагать в ногу со временем и вести за собой своих учеников!
Желаю тюменским школьникам и студентам усердия и покорения новых образовательных вершин, а преподавателям и родителям – здоровья, счастья, терпения, благополучия!
Хороших результатов ученики ФМШ достигли в профильных олимпиадах по физике и математике. По результатам олимпиады российского уровня ребята вошли в отечественную «десятку». В школе зарождаются хорошие традиции! В мае 2016 года состоялся открытый турнир юных математиков «ТЮМ_72». Было очевидно, что многим образовательным организациям это направление показалось интересным, причем не только югу Тюменской области, но и школам северной части нашего края, учебным заведениям Екатеринбурга.
Более того, в новом учебном году именно в Тюмени на базе ФМШ пройдет 48-й Всероссийский турнир юных математиков. Кстати, сама физико-математическая школа выставила на него пять команд, и мы очень надеемся на успешное выступление ребят.
Неплохой опыт взаимодействия с лучшими математиками и физиками страны сложился у школы в первый год работы. Ученые и практики работали с учениками по принципу интенсивных учебных модулей и в очном режиме, и в дистанционном. Практика будет продолжена.
Результатами обучения в инженерно-технологическом направлении должны стать готовность к решению нестандартных задач, профессиональное самоопределение и самореализация, приобретение практического опыта выполнения проектных и исследовательских работ. Именно с этой целью необходимо продолжать тесно сотрудничать с производственным сектором, выполнять совместные проекты, смелее выходить на «полевые» практики.
Сегодня физико-математическая школа прекрасно осознает, что необходимо развиваться и в еще одном продуктивном направлении, ориентированном на химико-биологический профиль: биохимия, биоинформатика, биофизика. Ведь именно на стыке этих наук наш регион развивается в части нефтеперерабатывающей промышленности, сельского хозяйства. В этом учебном году физико-математическая школа должна сделать большой шаг в сторону реализации важного направления через такие интересные проекты, как например, нейропилотирование.
В учебный план школы на 2016-2017 учебный год включены новые профили обучения, связанные с углубленным изучением химии и биологии. В течение года будет отрабатываться содержание образовательных программ, курсов по данному направлению. Одновременно через диагностическую профориентационную работу и реализацию проектной деятельности будет происходить более глубокое выявление склонностей, интересов, способностей детей в формировании их образовательной траектории с учетом большего физико-математического или химико-биологического уклона. Неизменным остается одно – востребованность этого направления в преломлении к перспективам развития высокотехнологичных производств в современных отраслях экономики Тюменской области. Серьезную поддержку в этом новом для всех нас образовательном поле окажут ведущие ученые Сколковского института науки и технологий во главе с его директором Александром Кулешовым.
– Завершился ли этап объединения школ, которого поначалу все боялись, но сейчас уже приняли?
– Процесс объединения, действительно, проходил не всегда легко и просто. Проведена большая разъяснительная работа. Состоялись встречи и с родительской общественностью, и с управляющими, наблюдательными советами, в ходе которых подробно рассматривались задачи и преимущества изменений. Главное из них то, что все дети получат возможность пользоваться оборудованием, пособиями, спортивным инвентарем и другими условиями, ранее принадлежавшими каждому образовательному учреждению по отдельности.
Аккумулирование потенциала педагогов помогает вовлечь детей в более широкую реализацию программ дополнительного образования и внеурочной занятости. Обновленные коллективы могут еще более тесно сотрудничать, обмениваясь профессиональным опытом.
В дальнейшем планируется продолжать реализовывать мероприятия по безопасности пребывания детей в учреждениях, оснащению учебных заведений оборудованием, мебелью, учебниками, обновлению автопарка, а также повышению кадровой обеспеченности.
Сегодня руководителям образовательных комплексов предстоит сложная и кропотливая работа по выстраиванию единого комфортного образовательного пространства, поскольку грамотно выстроенная система управления «в одном лице» – залог ее успешности.
– В каком направлении будет развиваться инклюзивное образование?
– Изначально инклюзивное образование призвано обеспечить доступность образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях массовых школ. Поэтому никаких иных траекторий развития инклюзия не предусматривает. Главное – включить ребенка в образовательный процесс и создать максимально комфортные условия обучения со сверст-никами. В этом плане необходимо продолжать работать с сообществом по формированию толерантного отношения к особым детям, готовности оказать им помощь для полноценного включения в жизнь.
Кроме того, сегодня на основе имеющегося опыта и в соответствии с нормативными установками, в том числе государственными стандартами образования детей с ограниченными возможностями здоровья, расширяются возможности перехода на новый уровень качества интеграции детей в образовательную среду. Так, в рамках введения с 1 сентября 2016 года в первых классах новых стандартов для детей указанной категории будет усилена работа по психолого-медико-педагогическому сопровождению, по организации более тесной взаимосвязи со специалистами коррекционного сопровождения (логопедами, дефектологами, специалистами реабилитационных мероприятий).
– Недавно в Тюмени выбрали руководителя будущего межрегионального центра компетенций. Чего ожидаете от проекта, за которым пристально следит Минобрнауки?
– Межрегиональный центр компетенций в области искусства, дизайна и сферы услуг – один из семи центров, созданных в России с целью реализации новой модели подготовки квалифицированных кадров для экономики страны. В связи с этим нам предстоит решить несколько ключевых задач.
Во-первых, МЦК призван стать эталоном современной инфраструктуры подготовки кадров, где сосредоточены необходимые современные материально-технические ресурсы: учебные и лабораторные помещения, новейшее производственное оборудование, позволяющее не только освоить последние производственные технологии, но и подготовить участников международного конкурсного движения профессионального мастерства…
Во-вторых, МЦК становится, по сути, центром апробации новых образовательных стандартов и их учебно-методического обеспечения.
Подготовка кадров по перечню ТОП-50 предполагает внедрение новых образовательных программ, содержание которых синхронизировано с требованиями образовательных и профессиональных стандартов, международных стандартов Worldskills и отвечает корпоративным требованиям работодателей.
В результате создания мобильной дискретной сети с ведущими региональными профессиональными образовательными организациями, предприятиями, ассоциациями работодателей будут сформированы неформальные творческие объединения педагогов и специалистов, задача которых совместными консолидированными ресурсами создавать, апробировать и тиражировать успешный опыт реализации программ, методик, технологий обучения в профессиональном сообществе.
Межрегиональный центр компетенций станет центром, где сосредоточены интеллектуальные и методические ресурсы для современной системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования на основе мировых стандартов и передовых технологий.
Анализ и обобщение результатов реализации проекта МЦК станет основой для разработки алгоритма модернизации всей системы профессионального образования Российской Федерации.
– Ваши пожелания коллегам, учителям и детям накануне Дня знаний.
– Современный мир стремительно развивается, открывая поистине фантастические возможности, но в то же время требует от нас постоянного пополнения интеллектуального багажа, профессионального и творческого роста.
Школьные годы – это насыщенный, интересный и самый ответственный период в судьбе каждого человека. Именно в это время ребята закладывают основы собственного будущего. В Тюменской области созданы все условия для получения достойного образования, занятий спортом, развития творческих и технических способностей. Мы связываем с молодежью надежды на дальнейшее процветание региона. Помочь не потеряться в этом мире и вооружить всеми необходимыми знаниями призваны педагоги. Их труд заслуживает искреннего признания, требует огромной самоотдачи и терпения. Учителя делают большое дело – готовят будущее региона.
От всей души желаю педагогам и ребятам успехов в труде и учебе, интересных открытий и новых профессиональных достижений!
Читайте больше:
Современная школа появится в Заводоуковске
В Тюменской физико-математической школе прошло посвящение новичков