Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

Первый духовный пастырь Сибири

20.06.2016
12:34
Первый духовный пастырь Сибири. 395 лет назад – 30 мая 1621 года – в Тобольск прибыл первый тобольский архиерей Киприан. В доступных источниках нет одинакового определения его церковного сана. В «Сибирской истории», изданной в Петербурге в 1774 году, утверждается, что патриарх Филарет назначил в Тобольск митрополитом и архиепископом Сибирским Киприана (страница 303. – Прим. авт.).  Но все источники согласны в том, что назначение бывшего архимандрита Новгородского Спасо-Хутынского монастыря в Тобольск стало для Сибири настоящим благом. Если говорить коротко, то значительная часть паствы пребывала в состоянии духовного одичания. По своим нравам некоторые из них вряд ли отличались от обитателей Содома и Гоморры. Даже сейчас, по прошествии столетий, поведение их представляется отвратительным.  Архиепископа Киприана красноречиво характеризует такая деталь. Царский указ предписывал тобольскому воеводе Матвею Годунову «очистить двор», который занимал градоначальник, и уступить это место Киприану. Воевода проявил дерзость: сообщил находившемуся еще  в Верхотурье архиерею, что ему самому съезжать некуда, и поэтому предложил по прибытии в Тобольск самому архиерею озаботиться подысканием места. Киприан вынужден был остановиться в доме одного подьячего. Как только известие об этом дошло до царя Михаила Федоровича, он послал воеводе столь гневное письмо, что тот немедленно освободил место. Но Киприан не захотел обострять отношения и отписал царю, что останется на прежнем месте и займется его обустройством.  Несмотря на короткое время управления епархией (по 1623 год), деятельность преосвященного оказалась плодотворной: 12 монастырей, 30 церквей с 300 монашествующими, 50 представителей белого духовенства. Именно при Киприане в Тюмени открылся Ильинский девичий монастырь.  Первый тобольский владыка преуспел в решении хозяйственных вопросов. Он не только строил церкви, но  и для обеспечения духовенства хлебом получил у царя разрешение на расширение земельных владений для архиерейского дома, в этих же целях близ Тобольска им было основано несколько крестьянских поселений.  И все-таки главной заботой архиерея стало исправление развращенных нравов. Стремление Киприана добиться соблюдения норм христианской морали «служилыми людьми» стало причиной конфликта с воеводой. Царь был вынужден направить в Тобольск своих представителей для проведения расследования. Доверие царя и патриарха к тобольскому владыке ничем не омрачалось. В своих письмах самодержец называл Киприана «наш богомолец». Когда правота архиепископа стала очевидной, Годунов был заменен Юрием Сулешевым. С новым воеводой у владыки установились добрые отношения.  Авторитетный историк Герхард Миллер называет Киприана первым сочинителем записок о Сибири, положившим начало Сибирской летописи. Вскоре по прибытии в Тобольск владыка Киприан пригласил к себе оставшихся в живых товарищей Ермака Тимофеевича и расспросил их об обстоятельствах Ермакова похода. Благодаря Киприану до нас дошли некоторые факты похода. Ермак имел при себе трех священников и одного беглого монаха, построил часовню во имя святителя Николая. В отряде следили, чтобы никто «не осквернял себя блудодейством». За такой проступок предусматривалось наказание – три дня в оковах, одежду наполняли песком, и на некоторое время провинившегося ставили в воду.  Готовясь к важному сражению, отряд Ермака перед Успением Божьей Матери постился 40 дней.  Обстоятельства похода произвели на владыку столь сильное впечатление, что Киприан распорядился имена убитых в сражениях вписать в Синодик (книга, где вписаны имена умерших, которые сделали какое-либо благодеяние для церкви) соборной в Тобольске церкви, чтобы поминать их ежегодно в первое воскресенье Великого поста.  В начале 1624 года владыка выехал в Москву, после чего был переведен на Крутицкое подворье.  Добрый след владыки Киприана, оставленный в Сибири, по-прежнему вызывает и удивление, и восхищение.  Александр ВЫЧУГЖАНИН, член совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества Читайте больше: Наказание и милосердие Символ Победы Автограф Семена Ремезова в нацистской Германии
395 лет назад – 30 мая 1621 года – в Тобольск прибыл первый тобольский архиерей Киприан
Архиепископ Киприан. Иллюстрация из книги «Светочи земли Сибирской»

В доступных источниках нет одинакового определения его церковного сана. В «Сибирской истории», изданной в Петербурге в 1774 году, утверждается, что патриарх Филарет назначил в Тобольск митрополитом и архиепископом Сибирским Киприана (страница 303. – Прим. авт.). 

Но все источники согласны в том, что назначение бывшего архимандрита Новгородского Спасо-Хутынского монастыря в Тобольск стало для Сибири настоящим благом. Если говорить коротко, то значительная часть паствы пребывала в состоянии духовного одичания. По своим нравам некоторые из них вряд ли отличались от обитателей Содома и Гоморры. Даже сейчас, по прошествии столетий, поведение их представляется отвратительным. 

Архиепископа Киприана красноречиво характеризует такая деталь. Царский указ предписывал тобольскому воеводе Матвею Годунову «очистить двор», который занимал градоначальник, и уступить это место Киприану. Воевода проявил дерзость: сообщил находившемуся еще  в Верхотурье архиерею, что ему самому съезжать некуда, и поэтому предложил по прибытии в Тобольск самому архиерею озаботиться подысканием места. Киприан вынужден был остановиться в доме одного подьячего. Как только известие об этом дошло до царя Михаила Федоровича, он послал воеводе столь гневное письмо, что тот немедленно освободил место. Но Киприан не захотел обострять отношения и отписал царю, что останется на прежнем месте и займется его обустройством. 

Несмотря на короткое время управления епархией (по 1623 год), деятельность преосвященного оказалась плодотворной: 12 монастырей, 30 церквей с 300 монашествующими, 50 представителей белого духовенства. Именно при Киприане в Тюмени открылся Ильинский девичий монастырь. 

Первый тобольский владыка преуспел в решении хозяйственных вопросов. Он не только строил церкви, но  и для обеспечения духовенства хлебом получил у царя разрешение на расширение земельных владений для архиерейского дома, в этих же целях близ Тобольска им было основано несколько крестьянских поселений. 

И все-таки главной заботой архиерея стало исправление развращенных нравов. Стремление Киприана добиться соблюдения норм христианской морали «служилыми людьми» стало причиной конфликта с воеводой. Царь был вынужден направить в Тобольск своих представителей для проведения расследования. Доверие царя и патриарха к тобольскому владыке ничем не омрачалось. В своих письмах самодержец называл Киприана «наш богомолец». Когда правота архиепископа стала очевидной, Годунов был заменен Юрием Сулешевым. С новым воеводой у владыки установились добрые отношения. 

Авторитетный историк Герхард Миллер называет Киприана первым сочинителем записок о Сибири, положившим начало Сибирской летописи.

Вскоре по прибытии в Тобольск владыка Киприан пригласил к себе оставшихся в живых товарищей Ермака Тимофеевича и расспросил их об обстоятельствах Ермакова похода. Благодаря Киприану до нас дошли некоторые факты похода. Ермак имел при себе трех священников и одного беглого монаха, построил часовню во имя святителя Николая. В отряде следили, чтобы никто «не осквернял себя блудодейством». За такой проступок предусматривалось наказание – три дня в оковах, одежду наполняли песком, и на некоторое время провинившегося ставили в воду. 

Готовясь к важному сражению, отряд Ермака перед Успением Божьей Матери постился 40 дней. 

Обстоятельства похода произвели на владыку столь сильное впечатление, что Киприан распорядился имена убитых в сражениях вписать в Синодик (книга, где вписаны имена умерших, которые сделали какое-либо благодеяние для церкви) соборной в Тобольске церкви, чтобы поминать их ежегодно в первое воскресенье Великого поста. 

В начале 1624 года владыка выехал в Москву, после чего был переведен на Крутицкое подворье. 

Добрый след владыки Киприана, оставленный в Сибири, по-прежнему вызывает и удивление, и восхищение.

 Александр ВЫЧУГЖАНИН,

член совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества

Читайте больше:

Наказание и милосердие

Символ Победы

Автограф Семена Ремезова в нацистской Германии

1625Просмотров

Читать далее
В посте в социальных сетях губернатор обратился к родителям
Право на выплату возникает по факту рождения ребенка с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года
Сегодня профессиональный праздник встречают библиотечные работники
Препятствие возникнет из-за ремонта инженерных коммуникаций

Опрос
Чем вы намерены заняться летом после отмены самоизоляции?
Уеду в деревню
Вернусь к работе в обычном режиме
Буду ходить в кино, в кафе, гулять в парках
Вырвусь с семьей на российский юг
Отправлюсь куда угодно, только подальше от города
Буду готовиться к экзаменам
Собираюсь искать другую работу
Никуда не поеду, останусь в виртуальном мире