Первый духовный пастырь Сибири
395 лет назад – 30 мая 1621 года – в Тобольск прибыл первый тобольский архиерей Киприан
В доступных источниках нет одинакового определения его церковного сана. В «Сибирской истории», изданной в Петербурге в 1774 году, утверждается, что патриарх Филарет назначил в Тобольск митрополитом и архиепископом Сибирским Киприана (страница 303. – Прим. авт. ).
Но все источники согласны в том, что назначение бывшего архимандрита Новгородского Спасо-Хутынского монастыря в Тобольск стало для Сибири настоящим благом. Если говорить коротко, то значительная часть паствы пребывала в состоянии духовного одичания. По своим нравам некоторые из них вряд ли отличались от обитателей Содома и Гоморры. Даже сейчас, по прошествии столетий, поведение их представляется отвратительным.
Архиепископа Киприана красноречиво характеризует такая деталь. Царский указ предписывал тобольскому воеводе Матвею Годунову «очистить двор», который занимал градоначальник, и уступить это место Киприану. Воевода проявил дерзость: сообщил находившемуся еще в Верхотурье архиерею, что ему самому съезжать некуда, и поэтому предложил по прибытии в Тобольск самому архиерею озаботиться подысканием места. Киприан вынужден был остановиться в доме одного подьячего. Как только известие об этом дошло до царя Михаила Федоровича, он послал воеводе столь гневное письмо, что тот немедленно освободил место. Но Киприан не захотел обострять отношения и отписал царю, что останется на прежнем месте и займется его обустройством.
Несмотря на короткое время управления епархией (по 1623 год), деятельность преосвященного оказалась плодотворной: 12 монастырей, 30 церквей с 300 монашествующими, 50 представителей белого духовенства. Именно при Киприане в Тюмени открылся Ильинский девичий монастырь.
Первый тобольский владыка преуспел в решении хозяйственных вопросов. Он не только строил церкви, но и для обеспечения духовенства хлебом получил у царя разрешение на расширение земельных владений для архиерейского дома, в этих же целях близ Тобольска им было основано несколько крестьянских поселений.
И все-таки главной заботой архиерея стало исправление развращенных нравов. Стремление Киприана добиться соблюдения норм христианской морали «служилыми людьми» стало причиной конфликта с воеводой. Царь был вынужден направить в Тобольск своих представителей для проведения расследования. Доверие царя и патриарха к тобольскому владыке ничем не омрачалось. В своих письмах самодержец называл Киприана «наш богомолец». Когда правота архиепископа стала очевидной, Годунов был заменен Юрием Сулешевым. С новым воеводой у владыки установились добрые отношения.
Авторитетный историк Герхард Миллер называет Киприана первым сочинителем записок о Сибири, положившим начало Сибирской летописи.
Вскоре по прибытии в Тобольск владыка Киприан пригласил к себе оставшихся в живых товарищей Ермака Тимофеевича и расспросил их об обстоятельствах Ермакова похода. Благодаря Киприану до нас дошли некоторые факты похода. Ермак имел при себе трех священников и одного беглого монаха, построил часовню во имя святителя Николая. В отряде следили, чтобы никто «не осквернял себя блудодейством». За такой проступок предусматривалось наказание – три дня в оковах, одежду наполняли песком, и на некоторое время провинившегося ставили в воду.
Готовясь к важному сражению, отряд Ермака перед Успением Божьей Матери постился 40 дней.
Обстоятельства похода произвели на владыку столь сильное впечатление, что Киприан распорядился имена убитых в сражениях вписать в Синодик (книга, где вписаны имена умерших, которые сделали какое-либо благодеяние для церкви) соборной в Тобольске церкви, чтобы поминать их ежегодно в первое воскресенье Великого поста.
В начале 1624 года владыка выехал в Москву, после чего был переведен на Крутицкое подворье.
Добрый след владыки Киприана, оставленный в Сибири, по-прежнему вызывает и удивление, и восхищение.
Александр ВЫЧУГЖАНИН,
член совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества
Читайте больше: