Тюменские чуваши отметили Акатуй
Праздник окончания весенне-полевых работ ежегодно собирает сотни участников и зрителей
В этот раз в Каскару, где прошел очередной областной Акатуй, съехались не только чуваши из мест компактного проживания юга региона, но и гости из Екатеринбурга, Уфы, Челябинска и Республики Чувашия.
В торжественной церемонии открытия праздника приняли участие заместитель председателя Тюменской областной Думы Геннадий Корепанов и председатель комитета по делам национальностей Евгений Воробьев, которые от имени парламента и правительства региона выразили огромную благодарность чувашам за вклад в социально-экономическое развитие края, сохранение культурных и национальных традиций, укрепление добрососедских отношений с другими народностями.
Акатуй развернулся сразу на трех площадках. Концертная программа началась театрализованным представлением «Нарспи» по мотивам поэмы Константина Иванова. На сцене выступили полюбившиеся зрителям творческие коллективы «Танташ», «Йамра», «Пике», «Щелгущ». На спортивной арене состязались в армрестлинге, поднятии гирь и национальной борьбе на поясах кережу. А на подворьях можно было не только попробовать блюда чувашской кухни, но и полюбоваться изделиями народных умельцев.
-- Шурпа -- главное угощенье. Варят ее из барана, а голову отдают самым дорогим гостям, -- рассказывает Эмилия Алексеева из села Першина Заводоуковского района. – Чуваши – народ экономный, бережливый, поэтому в ход шли и внутренности животного, и кровь, которую жарили на сковороде с мукой или делали колбасу. Обожают чуваши и рыбу, и выпечку, особенно мясной пирог хуплу.
Вышивка гладью и крестом – визитная карточка чувашских женщин. Она на рушниках, картинах и, конечно же, белоснежных нарядах, которые ткали из льна на кроснах. На голове – хушпу, украшенный тяжелыми серебряными монетами, символизирующими богатство и плодородие. Недаром этот головной убор передавался по наследству девушке от матери и свекрови. Гордятся чуваши и обрядовыми традициями, пришедшими с глубины веков.
-- Свадьбу отмечали неделю: сначала в селе жениха, потом с родственниками невесты. Молодых обязательно садили на мягкие подушки. Новоиспеченный муж ходил с хлыстом, изгоняя от семейного очага нечистую силу, людскую зависть и все плохое, -- объясняет Елена Губина, приехавшая на Акатуй из села Канаш Нижнетавдинского района. -- Или Сурхури (в переводе «овечья нога») – рождественские святки. Ночью заходили в сарай и хватали животное за ногу. Если попадется белая – значит, год будет счастливый.