Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Дорога и ощущение счастья

Строительству железных дорог Александр Черин отдал 43 года

Слушать новость
Дорога и ощущение счастья. Строительству железных дорог Александр Черин отдал 43 года.

Александр  Черин проработал в объединении «Севтюментранспуть» 35 лет. Причем 27 лет возглавлял предприятие «Ямальская железнодорожная компания» – с 1977 до 2004 года. За это время, в том числе и благодаря его труду, в Западной Сибири проложены тысячи километров железной дороги, построены десятки станций, локомотивные и вагонные депо.

Закончив обучение в транспортном институте в 1961 году, молодой специалист по направлению три года отработал старшим инженером в Томске. В начале 1964 года Александр Черин получил приглашение перебраться в Абакан. Занимался строительством западного участка железной дороги Абакан – Тайшет длиной 250 километров.

– Очень красивые места, где жили староверы – Саяны и нетронутые леса, сухой климат – 350 солнечных дней в году, – вспоминает ветеран. – Да и в инженерном сооружении железная дорога была очень интересной. Первый раз увидел серпантин – тоннели в горах и подъемы на возвышенности. Мы построили три витка так называемого Джебского тоннеля. Помню, решил тогда провести эксперимент – слез с тепловоза и спустился вниз пешком. А потом полтора часа ждал, когда появится поезд, на котором ехал. Героическая для нас, работавших тогда, трасса! Сейчас, 50 лет спустя, по этой дороге переправляются тысячи тонн грузов и, конечно, множество пассажиров.

Когда на севере Тюменской области обнаружили нефть и появилась необходимость строительства железной дороги, предприятие «Абаканстройпуть» почти полным составом перебралось в Западную Сибирь. Сдав дорогу Ачинск – Маклаково и завершив начатые дела, в Тюмень приехал и Александр Черин.


В возрасте 31 года, получив второе высшее образование по экономической специальности, Александр Терентьевич начал работу в областном центре в должности главного инженера.


При строительстве железной дороги из Тобольска в Салым специалисты водным транспортом переправляли тепловозы и подвижной состав. Тогда приходилось учиться и на ошибках, поэтому случались чрезвычайные происшествия. Например, в 1975 году в Салыме при погрузке стотонной электростанции на баржу задняя часть судна в воде поднялась и демидовские рельсы лопнули – одна часть груза оказалась на барже, а другая – на берегу. Тем не менее, с большим трудом рабочим удалось плавно дотянуть груз на судно, и баржа оттолкнулась от берега и поплыла по воде.

– Мы ускоряли строительство, потому что потребность в железной дороге возникла огромная, – объясняет Александр Терентьевич. – Появилось даже ощущение, что эта потребность увеличивается с каждым годом. Например, до Тобольска провозили 1,5 млн. тонн груза в год – это около ста  вагонов ежедневно, а через пять лет – до 6 млн. тонн груза, принимая ежедневно шесть поездов.

После Салыма специалисты предприятия переместились сначала в Усть-Юганск, затем в Сургут. Как считает ветеран, успешная работа компании в те годы – заслуга директора, Героя Социалистического Труда Дмитрия Коротчаева. За ним шли люди, потому что он имел все качества настоящего руководителя, ценил труд профессионалов.

– В создание Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса каждый внес свою лепту, она могла быть существенной или не очень, но все этим гордились и работали не покладая рук, – поведал ветеран. – Главной задачей в те годы была перевозка грузов. Например, мы доставляли по льду на другой берег турбину для Сургутской ГРЭС. Научились загружать вагоны на баржу и перевозить в речной порт в Сургуте.


Ситуация с доставкой грузов стала настолько серьезной, что создали промышленно-транспортный отдел. По железнодорожным перевозкам выходили отдельные постановления правительства.


Трудности были связаны помимо дорог со строительством транспортной инфраструктуры.

– Рапортовали, что дорога построена, а работать она еще не могла, потому что не было тупиков и площадок, – вспоминает Александр Терентьевич. – Иногда в сутки укладывали до шести километров путей в день, поэтому станции строили быстро. И следовало находить работников для руководства движением, а специалистов не хватало. Не хватало и жилья – вагончики, которые получали, быстро расходились среди нефтяников, газовиков и геологов.

В подчинении у Александра Черина находилось до полутора тысяч специалистов. Многие нуждались в  жилье. Дома и квартиры для сотрудников строились под Киевом и в Волгограде, в Ленинграде и в Тюмени, в Сургуте и в Новом Уренгое.


Зарплаты специалистов предприятия мало отличались от зарплат нефтяников, и работники были довольны.


Предприятие «Ямальская железнодорожная компания» входило в группу компаний «Севтюментранспуть», но находилось на собственном балансе. C 1975 по 1986 год головной офис предприятия находился в Сургуте, а затем его перевели в Новый Уренгой. В последующие годы специалисты компании создали в городе хорошую базу – построили локомотивное и вагонное депо, наладили электросвязь. Созданное в те годы предприятие и сейчас успешно работает в первом по величине городе Ямало-Ненецкого автономного округа.

– Может, и хорошо поет певец про то, что мои года – мое богатство, но врет он, конечно, – добавляет ветеран. – Однако  есть ощущение, что я не зря прожил жизнь – с радостью ходил на работу и своим трудом приносил людям пользу. Я жил полноценной жизнью – и не каждому так везет!

Александр  Черин проработал в объединении «Севтюментранспуть» 35 лет. Причем 27 лет возглавлял предприятие «Ямальская железнодорожная компания» – с 1977 до 2004 года. За это время, в том числе и благодаря его труду, в Западной Сибири проложены тысячи километров железной дороги, построены десятки станций, локомотивные и вагонные депо.

Закончив обучение в транспортном институте в 1961 году, молодой специалист по направлению три года отработал старшим инженером в Томске. В начале 1964 года Александр Черин получил приглашение перебраться в Абакан. Занимался строительством западного участка железной дороги Абакан – Тайшет длиной 250 километров.

– Очень красивые места, где жили староверы – Саяны и нетронутые леса, сухой климат – 350 солнечных дней в году, – вспоминает ветеран. – Да и в инженерном сооружении железная дорога была очень интересной. Первый раз увидел серпантин – тоннели в горах и подъемы на возвышенности. Мы построили три витка так называемого Джебского тоннеля. Помню, решил тогда провести эксперимент – слез с тепловоза и спустился вниз пешком. А потом полтора часа ждал, когда появится поезд, на котором ехал. Героическая для нас, работавших тогда, трасса! Сейчас, 50 лет спустя, по этой дороге переправляются тысячи тонн грузов и, конечно, множество пассажиров.

Когда на севере Тюменской области обнаружили нефть и появилась необходимость строительства железной дороги, предприятие «Абаканстройпуть» почти полным составом перебралось в Западную Сибирь. Сдав дорогу Ачинск – Маклаково и завершив начатые дела, в Тюмень приехал и Александр Черин.


В возрасте 31 года, получив второе высшее образование по экономической специальности, Александр Терентьевич начал работу в областном центре в должности главного инженера.


При строительстве железной дороги из Тобольска в Салым специалисты водным транспортом переправляли тепловозы и подвижной состав. Тогда приходилось учиться и на ошибках, поэтому случались чрезвычайные происшествия. Например, в 1975 году в Салыме при погрузке стотонной электростанции на баржу задняя часть судна в воде поднялась и демидовские рельсы лопнули – одна часть груза оказалась на барже, а другая – на берегу. Тем не менее, с большим трудом рабочим удалось плавно дотянуть груз на судно, и баржа оттолкнулась от берега и поплыла по воде.

– Мы ускоряли строительство, потому что потребность в железной дороге возникла огромная, – объясняет Александр Терентьевич. – Появилось даже ощущение, что эта потребность увеличивается с каждым годом. Например, до Тобольска провозили 1,5 млн. тонн груза в год – это около ста  вагонов ежедневно, а через пять лет – до 6 млн. тонн груза, принимая ежедневно шесть поездов.

После Салыма специалисты предприятия переместились сначала в Усть-Юганск, затем в Сургут. Как считает ветеран, успешная работа компании в те годы – заслуга директора, Героя Социалистического Труда Дмитрия Коротчаева. За ним шли люди, потому что он имел все качества настоящего руководителя, ценил труд профессионалов.

– В создание Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса каждый внес свою лепту, она могла быть существенной или не очень, но все этим гордились и работали не покладая рук, – поведал ветеран. – Главной задачей в те годы была перевозка грузов. Например, мы доставляли по льду на другой берег турбину для Сургутской ГРЭС. Научились загружать вагоны на баржу и перевозить в речной порт в Сургуте.


Ситуация с доставкой грузов стала настолько серьезной, что создали промышленно-транспортный отдел. По железнодорожным перевозкам выходили отдельные постановления правительства.


Трудности были связаны помимо дорог со строительством транспортной инфраструктуры.

– Рапортовали, что дорога построена, а работать она еще не могла, потому что не было тупиков и площадок, – вспоминает Александр Терентьевич. – Иногда в сутки укладывали до шести километров путей в день, поэтому станции строили быстро. И следовало находить работников для руководства движением, а специалистов не хватало. Не хватало и жилья – вагончики, которые получали, быстро расходились среди нефтяников, газовиков и геологов.

В подчинении у Александра Черина находилось до полутора тысяч специалистов. Многие нуждались в  жилье. Дома и квартиры для сотрудников строились под Киевом и в Волгограде, в Ленинграде и в Тюмени, в Сургуте и в Новом Уренгое.


Зарплаты специалистов предприятия мало отличались от зарплат нефтяников, и работники были довольны.


Предприятие «Ямальская железнодорожная компания» входило в группу компаний «Севтюментранспуть», но находилось на собственном балансе. C 1975 по 1986 год головной офис предприятия находился в Сургуте, а затем его перевели в Новый Уренгой. В последующие годы специалисты компании создали в городе хорошую базу – построили локомотивное и вагонное депо, наладили электросвязь. Созданное в те годы предприятие и сейчас успешно работает в первом по величине городе Ямало-Ненецкого автономного округа.

– Может, и хорошо поет певец про то, что мои года – мое богатство, но врет он, конечно, – добавляет ветеран. – Однако  есть ощущение, что я не зря прожил жизнь – с радостью ходил на работу и своим трудом приносил людям пользу. Я жил полноценной жизнью – и не каждому так везет!