Быть уникальным некрасиво
Историю гадкого утенка, поставленного в Тюменских «куколках», «проходил» каждый из нас…
День защиты детей Тюменские «куколки» начали праздновать еще в конце мая. В минувшее воскресенье, 29-го числа, на большой сцене показали новый спектакль режиссера Натальи Явныч и художницы Елены Волковой «Гадкий утенок», сделанный на грант областного правительства.
После первой дообеденной «пробы» (всего в тот день их было три), маленьких зрителей и их родителей ждала насыщенная уличная программа с концертом от юных звезд певческого конкурса «Волшебные ступеньки» и демонстрацией достояния местной противопожарной службы.
Первый показ «Утенка», по мнению режиссера, родился в муках. Быть может, так оно и надо, ведь этот материал требует определенного настроя зрительного зала. А зал тогда пищал и голосил: несмотря на предупреждение «для детей от 7 лет», родители привели ясельных лялек, которым и невдомек, о чем там пытаются рассказать актеры.
Конечно, такие моменты скорректировать сложно… И вот итог: малышня возилась, а взрослые плакали, потому что видели в заклеванном утенке самих себя.
– Театром есть смысл заниматься тогда, когда, беря в работу материал, ты уверен, что он про нас. Театр должен вести за собой, а не развлекать. Хотите развлечений? Идите в цирк! Это моя история. Это и история художницы Лены Волковой. Нашему поколению было мало любви, внимания, понимания. Мне кажется, мы хапнули такого горя… – после премьеры поделилась Наталья Явныч.
Кроме того, она представила мир самого автора, а Андерсен, как мы помним, очень страдал не только в детстве, но и всю жизнь. Итак, в «Утенке» переплелись две линии: птичий двор с насмешками вокруг уродливой птицы сменяется школьным классом, где закидывают и заплевывают неказистого мальчишку. И птаху, и ученика зовут одинаково: Гансом. И тот, и другой («не глупые, зато страшные») не желают, чтобы их «переделывали». Не согласны и участвовать в «корриде», где правила задает утка испанской породы с тряпочкой на лапке (читай: школьная директриса)…
Судьба такова, что все, кто обижали утенка, плохо закончили свои дни: утку подали на праздничный стол, двух жирных гусей с болота подстрелили охотники. Ганс выжил. Ганс стал тем, кем его видела природа: актер Александр Ганичев, который вел и птицу, и ребенка, наконец поднялся с колен во весь рост, расправил плечи – его молодой лебедь нашел пару и обрел нечаянное счастье. Все это под музыку, от которой не сдержать слез.
Все это сделано с такой любовью и чувствованием каждой андерсеновской строки, что не утихомирить собственное сердце. Елена Волкова создала чудесных кукол и потрясающие костюмы (они надевались снизу и держались на талии, а головные уборы с длинными козырьками отсылали зрителей к птичьему двору с разнообразием клювов). Облаченным в них как в доспехи актерам предстояло продемонстрировать чудеса кукловождения, и они блестяще справились с задачами постановщиков! Убедиться в этом вы можете сами, придя на «Гадкого утенка» 31 мая и 1 июня.
Читайте также: