Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Символ Победы

Художественный образ Георгия Победоносца глазами молодых тюменцев

Слушать новость
Символ Победы. Художественный образ Георгия Победоносца глазами молодых тюменцев .

В день памяти великомученика Георгия и в канун великого праздника Победы в Великой Отечественной войне в Тюменском институте культуры 6 мая 2016 года состоялась церемония награждения участников конкурса творческих работ «Художественный образ Георгия Победоносца глазами молодых тюменцев».

Самая дорогая награда

Конкурс проводился по инициативе совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества.

Его проведение стало возможным благодаря заинтересованной поддержке ректора института, члена совета регионального отделения РИО Игоря Шишкина. Столь же ответственно, с душевным теплом к организации конкурса подошли коллеги ректора – его советник Наталья Ханова, проректор Александр Придорожный, заведующий кафедрой живописи Сергей Струнников, директор учебно-методического центра развития системы дополнительного образования детей в сфере искусств в Тюменской области Светлана Бархатова.

Моральную поддержку оказал и митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. В беседе с ректором владыка назвал этот конкурс «богоугодным делом».

Георгиевская ленточка в последние годы приобрела огромную популярность. Ленточка появилась значительно позже прославления святого: она учреждена при Екатерине II (оранжевый цвет символизировал огонь, черный – порох).

Но далеко не все знают, что это символ, производный от образа святого Георгия Победоносца. На протяжении многих веков этот образ почитаем в России, и в народе был известен еще  и как Егорий Храбрый. Подлинным проявлением любви народа к этому святому стало то, что его образ широко представлен и в устном народном творчестве.

Учрежденный в честь святого орден в царской России стал самой дорогой наградой для военнослужащих, удостаивались его только отличившиеся на полях сражений. В советское время эту награду упразднили, но во время Великой Отечественной войны учредили орден Славы, который роднила с дореволюционным Георгиевским крестом георгиевская ленточка. Георгиевская лента стала отличительным знаком гвардейских частей. Когда над рейхстагом водрузили знамя Победы, бойцов наградили медалью «За победу над Германией», которую также носили на георгиевской ленточке.

Образ всадника, поражающего змея, является одним из символов не только столицы нашей страны – Москвы, но  и всего государства Российского. Святой Георгий олицетворяет победу добра над злом, независимо от того, какое обличье оно принимает – Наполеона, или Гитлера, или иного вселенского зла.

Казалось бы, сюжет на иконе можно уместить в одно предложение: всадник поражает змея. Но  в чем причина, что на протяжении столетий художники из разных стран, разных художественных школ обращаются к этому образу? Уже создан целый калейдоскоп таких изображений, а интерес к теме не угасает. Манера изображения самая разная: от академической до, как принято говорить, наивной или модернистской. Каждое такое изображение интересно, поскольку несет неповторимую печать индивидуальности художника. Организаторы конкурса сознательно не стали предлагать участникам какие-то изображения, ограничились списком библиографии.

Конкурс стартовал в марте текущего года. В «Положении о конкурсе» сформулированы следующие задачи: «Освещение героических страниц отечественной истории, сохранение интереса к истории культурного наследия России; поддержка одаренной молодежи, стимулирование их творческих способностей; создание условий для обмена творческим опытом; формирование эстетических интересов зрителей». Итоги конкурса позволяют утверждать, что  с этими задачами как организаторы, так  и участники справились блестяще.

География участников широчайшая

Самому младшему участнику – Матвею Слягину из творческой мастерской поселка Винзили (преподаватель Анна Семений) – 8 лет. Юный художник представил графическую работу «Солдат». На год старше его три участницы – Арина Сныховская, «Спасение царевны»; Алиса Орел, «Георгий Победоносец», воспитанницы центра искусства «Модерн» при гимназии № 1 г. Тюмени; Варвара Кичикова, «Чудо Георгия Победоносца». У всех троих один наставник – Ольга Суворова. По числу воспитанников, принявших участие в конкурсе, Ольга Суворова рекордсмен – 18 работ. Поражает и возраст юных талантов – от 9 до 13 лет, преобладают десятилетние. Можно только предполагать, сколько она вкладывает в свой труд любви, терпения, профессионального мастерства.

По числу участников (10 детей) на втором месте оказалась Эльмира Абдрашитова, преподаватель ДШИ «Ритм» из Каскары. Вид  у нее настолько юный, что  я поначалу принял ее за одну из конкурсанток. Отношение некоторых ее воспитанников к образу Георгия Победоносца уже выражено в названиях к рисункам: «Добро побеждает зло» – Римма Миникаева, 10 лет; «Победа добра» – Милина Хасанова, 13 лет; «Победа над злом» – Варвара Астапенко, 13 лет.

справка

■    Число участников превзошло ожидания организаторов: 67 работ из всех уголков юга Тюменской области, выполненных в графической, живописной и прикладной технике.

■    Свои картины представили учащиеся школ искусств из Тюмени, Каскары, Ялуторовска, Голышманово, Упорово, Омутинского, поселка Винзили.

Манера исполнения самая различная – от традиционной, академической до стремления интерпретировать события реальной жизни. К примеру, в картине «Георгий» Даши Молостовой, студентки второго курса института культуры (19 лет, преподаватель Сергей Струнников), ситуация вполне узнаваемая: темная улица, три зловещих силуэта, преградившие путь молодому человеку с георгиевской ленточкой на груди, за спиной которого прячется испуганная девочка.

Рисунок Вани Булашова (10 лет), школа «Гармония», преподаватель Ольга Суворова, который он назвал «Георгий Победоносец и ангел-хранитель», вполне можно выпускать как готовый политический плакат.

У Милины Хасановой прочитывается влияние библейских мотивов (змей-искуситель, обвивший дерево) и образ Георгия Победоносца с философским подтекстом: для каждого из нас полем битвы периодически бывает наше собственное сердце, когда приходится делать непростой выбор.

Некоторые рисунки поражают, я бы сказал, не буйством, а праздником красок, к примеру, Софико Курашвили (15 лет), школа «Гармония», преподаватель Ольга Суворова. Когда я увлекался фотографией, в одном из пособий прочитал: «Хорошее фото получается, когда есть диалог фотографа и объекта съемки». Такой диалог у юных художников в данном случае очевиден.

Прекрасно понимаю участника церемонии награждения иерея Максима Иванова, настоятеля Вознесенско-Георгиевской церкви, не скрывавшего восхищения и с фотоаппаратом переходившего от одного изображения работы к другому.

Газетная площадь не позволяет дать подробный обзор, могу выразить общее мнение организаторов: все работы замечательные. Именно поэтому жюри столкнулось с невозможностью выделить лидеров и решило отметить всех участников дипломами, а преподавателей – благодарственными письмами.

Трогательно и торжественно

Процедура награждения благодаря профессионализму организаторов прошла трогательно и торжественно: непривычные к столь высокому вниманию дети получали подарки в колонном зале института, церемония сопровождалась номерами юных музыкантов из детской школы искусств института культуры.

Среди подарков – и открытка, выпущенная «Почтой России» с самым ранним изображением Тюмени, выполненным в рамках проекта «Тюмень сквозь глубину веков...». Представитель «Почты России» Ирина Пурикова погасила открытки памятным штемпелем, изготовленным специально для пасхальной недели. Вторым элементом раритетности на этих открытках стал экслибрис с изображением Георгия Победоносца.

Общее мнение организаторов выразила Светлана Бархатова: «Организация этого конкурса – очень ценный опыт не только в плане патриотического воспитания детей, но  и привлечения их внимания к духовным основам бытия, к славянской истории. Я рада, что педагоги и дети откликнулись на это предложение, думаю, они от этого стали только лучше, тоньше и мудрее».

На вопрос о впечатлении от конкурса член жюри, признанный профессионал Сергей Струнников ответил: «Блестяще!» Присоединяюсь к его мнению.

Осталось сожаление, что тюменцам эта выставка практически незнакома. Есть надежда, что будет выпущен каталог с работами юных художников, и он обречен стать бестселлером.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, член совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества, доктор исторических наук

Читайте больше:

Сосланный в Тобольск на 300 лет

Автограф Семена Ремезова в нацистской Германии

История города через историю семьи

В день памяти великомученика Георгия и в канун великого праздника Победы в Великой Отечественной войне в Тюменском институте культуры 6 мая 2016 года состоялась церемония награждения участников конкурса творческих работ «Художественный образ Георгия Победоносца глазами молодых тюменцев».

Самая дорогая награда

Конкурс проводился по инициативе совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества.

Его проведение стало возможным благодаря заинтересованной поддержке ректора института, члена совета регионального отделения РИО Игоря Шишкина. Столь же ответственно, с душевным теплом к организации конкурса подошли коллеги ректора – его советник Наталья Ханова, проректор Александр Придорожный, заведующий кафедрой живописи Сергей Струнников, директор учебно-методического центра развития системы дополнительного образования детей в сфере искусств в Тюменской области Светлана Бархатова.

Моральную поддержку оказал и митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. В беседе с ректором владыка назвал этот конкурс «богоугодным делом».

Георгиевская ленточка в последние годы приобрела огромную популярность. Ленточка появилась значительно позже прославления святого: она учреждена при Екатерине II (оранжевый цвет символизировал огонь, черный – порох).

Но далеко не все знают, что это символ, производный от образа святого Георгия Победоносца. На протяжении многих веков этот образ почитаем в России, и в народе был известен еще  и как Егорий Храбрый. Подлинным проявлением любви народа к этому святому стало то, что его образ широко представлен и в устном народном творчестве.

Учрежденный в честь святого орден в царской России стал самой дорогой наградой для военнослужащих, удостаивались его только отличившиеся на полях сражений. В советское время эту награду упразднили, но во время Великой Отечественной войны учредили орден Славы, который роднила с дореволюционным Георгиевским крестом георгиевская ленточка. Георгиевская лента стала отличительным знаком гвардейских частей. Когда над рейхстагом водрузили знамя Победы, бойцов наградили медалью «За победу над Германией», которую также носили на георгиевской ленточке.

Образ всадника, поражающего змея, является одним из символов не только столицы нашей страны – Москвы, но  и всего государства Российского. Святой Георгий олицетворяет победу добра над злом, независимо от того, какое обличье оно принимает – Наполеона, или Гитлера, или иного вселенского зла.

Казалось бы, сюжет на иконе можно уместить в одно предложение: всадник поражает змея. Но  в чем причина, что на протяжении столетий художники из разных стран, разных художественных школ обращаются к этому образу? Уже создан целый калейдоскоп таких изображений, а интерес к теме не угасает. Манера изображения самая разная: от академической до, как принято говорить, наивной или модернистской. Каждое такое изображение интересно, поскольку несет неповторимую печать индивидуальности художника. Организаторы конкурса сознательно не стали предлагать участникам какие-то изображения, ограничились списком библиографии.

Конкурс стартовал в марте текущего года. В «Положении о конкурсе» сформулированы следующие задачи: «Освещение героических страниц отечественной истории, сохранение интереса к истории культурного наследия России; поддержка одаренной молодежи, стимулирование их творческих способностей; создание условий для обмена творческим опытом; формирование эстетических интересов зрителей». Итоги конкурса позволяют утверждать, что  с этими задачами как организаторы, так  и участники справились блестяще.

География участников широчайшая

Самому младшему участнику – Матвею Слягину из творческой мастерской поселка Винзили (преподаватель Анна Семений) – 8 лет. Юный художник представил графическую работу «Солдат». На год старше его три участницы – Арина Сныховская, «Спасение царевны»; Алиса Орел, «Георгий Победоносец», воспитанницы центра искусства «Модерн» при гимназии № 1 г. Тюмени; Варвара Кичикова, «Чудо Георгия Победоносца». У всех троих один наставник – Ольга Суворова. По числу воспитанников, принявших участие в конкурсе, Ольга Суворова рекордсмен – 18 работ. Поражает и возраст юных талантов – от 9 до 13 лет, преобладают десятилетние. Можно только предполагать, сколько она вкладывает в свой труд любви, терпения, профессионального мастерства.

По числу участников (10 детей) на втором месте оказалась Эльмира Абдрашитова, преподаватель ДШИ «Ритм» из Каскары. Вид  у нее настолько юный, что  я поначалу принял ее за одну из конкурсанток. Отношение некоторых ее воспитанников к образу Георгия Победоносца уже выражено в названиях к рисункам: «Добро побеждает зло» – Римма Миникаева, 10 лет; «Победа добра» – Милина Хасанова, 13 лет; «Победа над злом» – Варвара Астапенко, 13 лет.

справка

■    Число участников превзошло ожидания организаторов: 67 работ из всех уголков юга Тюменской области, выполненных в графической, живописной и прикладной технике.

■    Свои картины представили учащиеся школ искусств из Тюмени, Каскары, Ялуторовска, Голышманово, Упорово, Омутинского, поселка Винзили.

Манера исполнения самая различная – от традиционной, академической до стремления интерпретировать события реальной жизни. К примеру, в картине «Георгий» Даши Молостовой, студентки второго курса института культуры (19 лет, преподаватель Сергей Струнников), ситуация вполне узнаваемая: темная улица, три зловещих силуэта, преградившие путь молодому человеку с георгиевской ленточкой на груди, за спиной которого прячется испуганная девочка.

Рисунок Вани Булашова (10 лет), школа «Гармония», преподаватель Ольга Суворова, который он назвал «Георгий Победоносец и ангел-хранитель», вполне можно выпускать как готовый политический плакат.

У Милины Хасановой прочитывается влияние библейских мотивов (змей-искуситель, обвивший дерево) и образ Георгия Победоносца с философским подтекстом: для каждого из нас полем битвы периодически бывает наше собственное сердце, когда приходится делать непростой выбор.

Некоторые рисунки поражают, я бы сказал, не буйством, а праздником красок, к примеру, Софико Курашвили (15 лет), школа «Гармония», преподаватель Ольга Суворова. Когда я увлекался фотографией, в одном из пособий прочитал: «Хорошее фото получается, когда есть диалог фотографа и объекта съемки». Такой диалог у юных художников в данном случае очевиден.

Прекрасно понимаю участника церемонии награждения иерея Максима Иванова, настоятеля Вознесенско-Георгиевской церкви, не скрывавшего восхищения и с фотоаппаратом переходившего от одного изображения работы к другому.

Газетная площадь не позволяет дать подробный обзор, могу выразить общее мнение организаторов: все работы замечательные. Именно поэтому жюри столкнулось с невозможностью выделить лидеров и решило отметить всех участников дипломами, а преподавателей – благодарственными письмами.

Трогательно и торжественно

Процедура награждения благодаря профессионализму организаторов прошла трогательно и торжественно: непривычные к столь высокому вниманию дети получали подарки в колонном зале института, церемония сопровождалась номерами юных музыкантов из детской школы искусств института культуры.

Среди подарков – и открытка, выпущенная «Почтой России» с самым ранним изображением Тюмени, выполненным в рамках проекта «Тюмень сквозь глубину веков...». Представитель «Почты России» Ирина Пурикова погасила открытки памятным штемпелем, изготовленным специально для пасхальной недели. Вторым элементом раритетности на этих открытках стал экслибрис с изображением Георгия Победоносца.

Общее мнение организаторов выразила Светлана Бархатова: «Организация этого конкурса – очень ценный опыт не только в плане патриотического воспитания детей, но  и привлечения их внимания к духовным основам бытия, к славянской истории. Я рада, что педагоги и дети откликнулись на это предложение, думаю, они от этого стали только лучше, тоньше и мудрее».

На вопрос о впечатлении от конкурса член жюри, признанный профессионал Сергей Струнников ответил: «Блестяще!» Присоединяюсь к его мнению.

Осталось сожаление, что тюменцам эта выставка практически незнакома. Есть надежда, что будет выпущен каталог с работами юных художников, и он обречен стать бестселлером.

Александр ВЫЧУГЖАНИН, член совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества, доктор исторических наук

Читайте больше:

Сосланный в Тобольск на 300 лет

Автограф Семена Ремезова в нацистской Германии

История города через историю семьи