Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Сапожный маг Шайдулла: «Мое хобби началось с изучения истории народа»

Тобольский мастер знает все о коже, швейной машинке и обереговом орнаменте

Слушать новость
Сапожный маг Шайдулла: «Мое хобби началось с изучения истории народа». Тобольский мастер знает все о коже, швейной машинке и обереговом орнаменте .

Уже через десять минут общения с мастером из Тобольска Шайдуллой Хамидуллиным становится ясно: перед тобой – победитель, дотошный интеллектуал, что в поисках истоков хобби, которым занят пять лет, легко одолевает тысячестраничный историко-краеведческий труд, находит в нем «хлеб-соль» и «угощает» всех заинтересованных. Всю последнюю пятилетку Шайдулла Айварович шьет национальную татарскую обувь, украшает ее восстановленным по крохам орнаментом, активно участвует в выставках и ярмарках и мечтает об учениках – профессиональные секреты обещает передать самым достойным.

Помнит, как все начиналось...

Он родился в небольшой деревушке Кобяк Вагайского района. Диплом инженера-механика получил в Тюменском индустриальном институте. Трудовую деятельность начал в областном центре, в Главтюменьгеологии. Двадцать лет назад перевез семью в Тобольск, ближе к земле, малой родине… Именно тогда Шайдуллу подвело сердце (пришлось покинуть доходное место), но не подвели умелые руки.

– Всевышний дал мне шанс работать на себя, и я его не упустил, не остался у разбитого корыта, а начал потихоньку возрождаться, учиться радоваться жизни! – отмечает Хамидуллин.

Ему подвластны разные творческие стихии: в Кобяке украсил затейливой деревянной резьбой терем-теремок, что служит семье дачей, сложил в нем печку, провел электричество, сделал мебель. А сейчас по-настоящему увлечен кожей. Начинал с тапочек для себя. Та незатейливая обувка из голенищ женских сапог, как говорит Шайдулла, «артефакт», не сохранилась. Зато в обиходе, да буквально на ходу по всему региону пятьдесят пар расшитых тамбурным швом сапог (наловчившись, два сапожка стал делать за десять дней), несчитанное число туфель с аппликацией. Есть в «арсенале» тюбетейки, женские головные повязки, сумки… Даже колчан, изготовленный за четыре часа из старой куртки, – с ним Хамидуллин занял второе место на окружном конкурсе «Славим человека труда» в отрасли «Народные художественные промыслы» (август 2015 года, Ханты-Мансийск), прежде став лидером в номинации «Лучший мастер по художественной обработке меха, кожи (животных, рыб)» в Тюменской области.

Городская общественная организация «Тобольские ремесла»

Городская общественная организация «Тобольские ремесла» появилась в феврале 2014 года. Объединяет мастеров, которые стремятся возродить и сохранить народные промыслы, привлечь к своей организации новых умельцев, открыть школу, где будут обучать детей тому, чем владеют сами. Открытая группа ТГОО: https://vk.com/tob_remesla.

«Меня спасает литература!»

Первое время родные и знакомые недоумевали: мол, чего это Шайдулла женским рукоделием занялся. Конечно, лучшими скорняками во все времена считались мужчины, но этот-то надумал сапоги да туфли вышивкой украшать... Но мой герой возражает: «Нашел информацию, что первыми знатными вышивальщиками тоже были сильные мира сего. Ведь в этом красивом деле нужна не только ловкость, но и твердость руки!»

В Казани мастеров по коже, которые ваяют именно национальную обувь, хватает. В Тюменском регионе и ближайших к нему областях Хамидуллин один такой. Причем технику вышивки, коей украшает сапожки, туфельки и тапочки, он разработал самостоятельно, не преминув изучить исторические архивы. Чтобы все удавалось, «переформатировал» старую швейную машинку: настроил лапку и колесо, подобрал иглы – теперь агрегат берет четыре слоя кожи.

Материала сапожнику нужно много. Он дорогой. Поэтому Хамидуллин не брезгует перелатывать старые кожаные изделия, давать новую жизнь приличным кускам дубленки. Берется за кисы. Охотно ремонтирует разную обувь. Примкнул к городской общественной организации «Тобольские ремесла». Теперь еще и в курьерах служит. Минутки свободной нет у этого непоседы.

– Жена зовет ужинать, а я за вышивкой пригрелся – некогда мне, – смеется мастер.

Во все выходы в свет Хамидуллин берет тяжелую сумку с книгами. Листает, рассказывает любопытным:

– У киргизов, казахов, узбеков, чувашей – национальные костюмы шикарные, а обуви нет, не позаботился о ней никто… И только у татар она была, есть и будет! Пять лет назад нашел о том свидетельства, решил восстановить картину. Теперь в моих сапогах на народных праздниках выступают артисты. Кто-то покупает, чтобы носить ежедневно.

Каждый сапожок заботливый Шайдулла украшает стародавними орнаментальными знаками, защищающими человека от злых духов. «Бараньи рога» – символ изобилия, «птица ума» – покровительница женщин, семейного очага, «древо жизни» – сильнейший оберег. Сам же придумал «волны Иртыша» и пустил их по всем кожаным тюбетейкам.

Две дочери мастера не разделяют увлечения отца, зато за дедом все повторяет шестилетняя внучка Азалия. Шайдулла говорит: «Будет толк!» Уж если он возьмется за воспитание в ребенке рукодельницы, обязательно исполнит.

Далее в сюжете: Делать аккуратно, надежно и от всей души!

Уже через десять минут общения с мастером из Тобольска Шайдуллой Хамидуллиным становится ясно: перед тобой – победитель, дотошный интеллектуал, что в поисках истоков хобби, которым занят пять лет, легко одолевает тысячестраничный историко-краеведческий труд, находит в нем «хлеб-соль» и «угощает» всех заинтересованных. Всю последнюю пятилетку Шайдулла Айварович шьет национальную татарскую обувь, украшает ее восстановленным по крохам орнаментом, активно участвует в выставках и ярмарках и мечтает об учениках – профессиональные секреты обещает передать самым достойным.

Помнит, как все начиналось...

Он родился в небольшой деревушке Кобяк Вагайского района. Диплом инженера-механика получил в Тюменском индустриальном институте. Трудовую деятельность начал в областном центре, в Главтюменьгеологии. Двадцать лет назад перевез семью в Тобольск, ближе к земле, малой родине… Именно тогда Шайдуллу подвело сердце (пришлось покинуть доходное место), но не подвели умелые руки.

– Всевышний дал мне шанс работать на себя, и я его не упустил, не остался у разбитого корыта, а начал потихоньку возрождаться, учиться радоваться жизни! – отмечает Хамидуллин.

Ему подвластны разные творческие стихии: в Кобяке украсил затейливой деревянной резьбой терем-теремок, что служит семье дачей, сложил в нем печку, провел электричество, сделал мебель. А сейчас по-настоящему увлечен кожей. Начинал с тапочек для себя. Та незатейливая обувка из голенищ женских сапог, как говорит Шайдулла, «артефакт», не сохранилась. Зато в обиходе, да буквально на ходу по всему региону пятьдесят пар расшитых тамбурным швом сапог (наловчившись, два сапожка стал делать за десять дней), несчитанное число туфель с аппликацией. Есть в «арсенале» тюбетейки, женские головные повязки, сумки… Даже колчан, изготовленный за четыре часа из старой куртки, – с ним Хамидуллин занял второе место на окружном конкурсе «Славим человека труда» в отрасли «Народные художественные промыслы» (август 2015 года, Ханты-Мансийск), прежде став лидером в номинации «Лучший мастер по художественной обработке меха, кожи (животных, рыб)» в Тюменской области.

Городская общественная организация «Тобольские ремесла»

Городская общественная организация «Тобольские ремесла» появилась в феврале 2014 года. Объединяет мастеров, которые стремятся возродить и сохранить народные промыслы, привлечь к своей организации новых умельцев, открыть школу, где будут обучать детей тому, чем владеют сами. Открытая группа ТГОО: https://vk.com/tob_remesla.

«Меня спасает литература!»

Первое время родные и знакомые недоумевали: мол, чего это Шайдулла женским рукоделием занялся. Конечно, лучшими скорняками во все времена считались мужчины, но этот-то надумал сапоги да туфли вышивкой украшать... Но мой герой возражает: «Нашел информацию, что первыми знатными вышивальщиками тоже были сильные мира сего. Ведь в этом красивом деле нужна не только ловкость, но и твердость руки!»

В Казани мастеров по коже, которые ваяют именно национальную обувь, хватает. В Тюменском регионе и ближайших к нему областях Хамидуллин один такой. Причем технику вышивки, коей украшает сапожки, туфельки и тапочки, он разработал самостоятельно, не преминув изучить исторические архивы. Чтобы все удавалось, «переформатировал» старую швейную машинку: настроил лапку и колесо, подобрал иглы – теперь агрегат берет четыре слоя кожи.

Материала сапожнику нужно много. Он дорогой. Поэтому Хамидуллин не брезгует перелатывать старые кожаные изделия, давать новую жизнь приличным кускам дубленки. Берется за кисы. Охотно ремонтирует разную обувь. Примкнул к городской общественной организации «Тобольские ремесла». Теперь еще и в курьерах служит. Минутки свободной нет у этого непоседы.

– Жена зовет ужинать, а я за вышивкой пригрелся – некогда мне, – смеется мастер.

Во все выходы в свет Хамидуллин берет тяжелую сумку с книгами. Листает, рассказывает любопытным:

– У киргизов, казахов, узбеков, чувашей – национальные костюмы шикарные, а обуви нет, не позаботился о ней никто… И только у татар она была, есть и будет! Пять лет назад нашел о том свидетельства, решил восстановить картину. Теперь в моих сапогах на народных праздниках выступают артисты. Кто-то покупает, чтобы носить ежедневно.

Каждый сапожок заботливый Шайдулла украшает стародавними орнаментальными знаками, защищающими человека от злых духов. «Бараньи рога» – символ изобилия, «птица ума» – покровительница женщин, семейного очага, «древо жизни» – сильнейший оберег. Сам же придумал «волны Иртыша» и пустил их по всем кожаным тюбетейкам.

Две дочери мастера не разделяют увлечения отца, зато за дедом все повторяет шестилетняя внучка Азалия. Шайдулла говорит: «Будет толк!» Уж если он возьмется за воспитание в ребенке рукодельницы, обязательно исполнит.



Ранее в сюжете

Как деревянная ложка открыла мастеру тысячу дорог

18

Уроки родиноведения: Сибирь – Сон Бога

23 декабря

В Краснодоне построят площадь Дружбы с Тюменской областью в 2025 году

23 декабря