Пароход Омского правительства, нагруженный сокровищами, заходил в реку Тавду
Продолжаем рассказ о поисках чудотворной Абалакской иконы Божией Матери «Знамение». В предыдущем выпуске речь шла об истории ее создания и акции, инициированной несколько лет назад на межрегиональном фестивале «Православие и СМИ» в Тобольске.
Продолжение. Начало в № 64 за 14 апреля
Между 1925 и 1927 годами
Самая почитаемая святыня Урала и Сибири, написанная в XVII веке, исчезла в годы гражданской войны. В ходе поисков первообраза и его первых списков сложилось несколько версий, о которых периодически рассказывалось на страницах газеты. Это китайский и австралийский следы, иркутская и томская гипотезы, европейская и, наконец, тобольская версии.
Историк и краевед Евгений Панишев в книге «Тайны и загадки города Тобольска» утверждает, что икона потерялась в период между 1925 и 1927 годами. Тюменский историк Александр Петрушин, тоже пытающийся разгадать ее загадку, подсказал направление поисков. Дело в том, что в свое время пароход Омского правительства, нагруженный сокровищами, заходил в реку Тавду. Также известно, что Колчак давал команду сохранить святыни. Но ведь среди них могла находиться и чудотворная Абалакская икона!
После телефонного разговора главного редактора газеты «Тюменская область сегодня» Александра Скорбенко и известного краеведа из г. Тавды Свердловской области Татьяны Макаровой две редакционные машины погожим весенним днем выехали в соседний регион. С нами поехали старший научный сотрудник Тюменского музея изобразительных искусств Ирина Мануйлова и начальник отдела регионального департамента информационной политики Александр Дударев.
Ирина Мануйлова работает в музее уже 36 лет, занимается иконами. Разумеется, в советское время речи о них и быть не могло, но во время экспедиций для сбора предметов народного искусства попутно собирали и иконы.
– Конечно, верующие люди их не отдавали, – говорит Ирина Александровна. – Но в случаях, если иконы могли погибнуть, приходилось их спасать. В годы, когда храмы уничтожали, а иконы сжигали, люди пытались сохранить их, пряча то в гараже, то за печкой. Конечно, образам требовалась реставрация, и их передавали в музей, дарили. Одна из икон попала к нам даже из школьного музея Ишимского района – это искусно выполненный сюжет изгнания из рая. По музейной коллекции икон у меня подготовлен каталог, но будет ли он издан, сказать не могу. Можно ли найти Абалакскую икону? Считаю, что если бы ее не спрятали, то уже бы нашли. Но ведь она могла и погибнуть. Также вероятно, что она записана. Если икона попала в руки верующего человека, он мог это сделать из соображений конспирации. Тогда надо смотреть на состояние доски, ведь икона написана в 1637 году.
К покровительнице Сибири
До города Тавды более сотни километров по хорошей дороге. Статус города бывший рабочий поселок получил в 1937 году. И на то имел полное основание – тавдинцы работали на славу, отправляя во все концы огромного Советского Союза и за границу пиломатериалы, древесные плиты, фанеру, лесовозные автоприцепы. Но в 90-е годы многие предприятия приказали долго жить, как, впрочем, и по всей стране. Следы так называемой перестройки можно и теперь увидеть на улицах небольшого города: корпус промышленного предприятия с выбитыми стеклами, статую Ленина, неизвестно кого и неведомо куда зовущего...
Немного поплутав, подъезжаем к зданию администрации. На пороге нас встретила Татьяна Макарова – ранее депутат Тавдинской городской Думы. Она также работала в Тюмени, а теперь специалист по связям с общественностью, отвечающая и за развитие туризма. Она познакомила нас с Татьяной Стариковой, заместителем главы городской администрации. Главный редактор Александр Скорбенко представил членов экспедиции, а начальник отдела областного департамента Александр Дударев рассказал о поисках чудо-творной иконы.
Сев в машины, мы направились на окраину Тавды в поселок Фабрика, где стоит церковь во имя святого Иакова Исповедника. Ее история типична: в безбожные 30-е годы церковь закрыли, в ней разместили школу, потом поселковый клуб, а спустя шесть десятилетий здание вернули верующим. В этом небольшом деревянном храме и должна находиться Абалакская икона.
– У иконы деревянная основа, меловой слой и написана она предположительно в XIX веке, – рассказала по дороге Татьяна Павловна. – Тавда интересна еще тем, что здесь была судоверфь Вардроппера и, полагаю, не случайно сюда приезжал пароход Омского правительства. С Тавдинской землей связана легенда о Кошукском камне. Нигде вы не найдете точного описания того, как доставлялась в Екатеринбург вторая половина царской семьи, – говорят, что остальных Романовых отправили по водному пути и в районе Кошуков заболевшую Анастасию якобы подменили.
В скором времени мы подъехали к деревянному храму. К сожалению, церковь была закрыта. В телефонном разговоре с Александром Скорбенко протоиерей Сергей Циммер сообщил, что фотоснимки Абалакской иконы направлялись в Тобольск в иконописную мастерскую. Пришел ответ: это конец XIX века. То же самое сказала и старший научный сотрудник Тюменского музея изобразительных искусств Ирина Мануйлова.
– На фотографии, которую представила Татьяна Макарова, изображена Абалакская икона XIX века, – пояснила Ирина Александровна. – Она не может быть более ранней. Кроме того, на ней выполнены имитация оклада, гравировки и т.д. Списки иконы можно встретить во многих храмах, так как икона является покровительницей Сибири, и потом, сюжет Богоматерь «Знамение» был очень популярен задолго до написания Абалакской иконы.
Покинув Фабрику, тюменская экспедиция продолжила путь.