Судьба семьи – в судьбе России
История Тюменского края глазами школьников
Александр Вычугжанин,
член совета Тюменского регионального отделения Российского исторического общества, доктор
исторических наук
Приступив к чтению школьных сочинений, представленных на конкурс, посвященный 430-летнему юбилею Тюмени, с целью подготовки обзора для средств массовой информации, смотрел на это занятие как на необходимость добросовестно завершить начатое дело. Конкурс проводился по инициативе Тюменского регионального отделения Российского исторического общества совместно с газетой «Тюменская область сегодня». Учредителями выступили Тюменское региональное отделение Российского исторического общества, департамент образования администрации города Тюмени, Тюменское региональное отделение партии «Единая Россия». В состав оргкомитета вошел член депутатской фракции «Единая Россия», региональный координатор партийного проекта «Историческая память» Александр Крупин. Организатор конкурса – институт истории и политических наук Тюменского государственного университета. Решающую поддержку в проведении конкурса оказала заместитель главы администрации Тюмени Вера Соловьева. Представленные работы должны были соответствовать следующим темам: «Моя семья в судьбоносные годы истории России XX века»; «История моей семьи – история моей Тюмени» (на усмотрение учащихся). Конкурс проводился среди учащихся двух возрастных групп: 8 – 9 классов и 10 – 11-х.
Уже первое прочитанное сочинение – учащейся 10-го класса школы № 19 Асмик Мкртчян – тронуло душу. История семьи, начавшей жизнь в Тюмени в начале 1990-х годов с чистого листа, не может оставить равнодушным. Семья оказалась в Тюмени в результате страшного по своим последствиям вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и еще более страшного по результатам разрушительного землетрясения (погибло 25 тысяч человек и 140 тысяч стали инвалидами). Почему выбор пал на Тюмень, Асмик отвечает так:
«...Тюмень была провинциальным городком, в ней еще не было огромных строений... все было скромно. И люди были простые и добрые, а главное – гостеприимные, готовые с распростертыми объятиями принять тех, кто при-ехал к ним в поисках счастья».
Честный труд на благо при-ютившего города во многом определил судьбу вынужденных переселенцев. Один фрагмент из сочинения лучше всего говорит об этом:
«В том же году начался ремонт музея «Штаб-квартира Блюхера», или по-другому «Музей-усадьба Колокольникова». Мои близкие обрадовались, что среди многих строителей и они будут вести ремонтные работы в историческом здании: ты каким-то образом соприкасаешься с прошлым города, который стал для тебя приютом в тяжелое время. Работа кипела недолго, но сделано много: был восстановлен фасад купеческого магазина с входным тамбуром, украшенным декоративной отделкой, установлены уникальные оконные стекла с желтым металлом.
Каждый раз, когда я посещаю этот музей, я представляю, как мои родственники работали над восстановлением памятника истории, вкладывая частичку своей души в общенародное дело, как из-под рук отца и деда выходили настоящие шедевры, и я горжусь ими, потому что они самым обычным трудом способствовали сохранению истории моей Тюмени».
Вот так Асмик Мкртчян стала коренной тюменкой:
«Сейчас мне уже 16 лет, и я благодарна своим родителям за то, что получаю российское образование, за то, что живу и обучаюсь в Тюмени. Я рада, что передо мной открываются новые возможности раскрыть свои способности, и с каждым днем их становится все больше. Я хочу получить высшее образование и быть полезной своему родному городу».
Дружба народов – для Тюмени это выражение никогда не было обычным лозунгом, здесь веками дружно жили представители десятков национальностей. Достаточно вспомнить, какие события повлияли на рост населения Тюмени только в XX веке: переселенцы со всех уголков Российской империи в начале века; гражданская война; Великая Отечественная война, вызвавшая эвакуацию предприятий и гражданского населения из зоны боевых действий. Самым мощным, конечно же, стал прирост населения в период создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1960 – 1970-е годы). Распад СССР в 1991 году своим результатом имел также определенную миграцию в наш край.
Асмик Мкртчян не вошла в состав призовой тройки, но она достойно справилась с поставленной задачей. Умение формулировать свои мысли, стилистическая и языковая грамотность, самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме, авторская позиция – все очень достойно.
Попутно замечу, что в данном случае попадание в тройку победителей весьма условно, и, не ставя ни в коей мере под сомнение объективность жюри, каждого добросовестного участника можно считать победителем. Поясню свою мысль. При беге на стометровку победитель очевиден. Когда же приходится оценивать сочинение, посвященное истории своей семьи, то в данном случае критерии оценки не столь однозначны. Прекрасное впечатление от изложения темы может испортить то, что школьник не в ладах с орфографией или пунктуацией.
Методика оценки конкурсных работ поставила участникам очень высокую планку: полнота раскрытия темы, содержательность, исследовательская направленность (до 5 баллов); последовательность и оригинальность изложения, выразительность подачи материала (до 5 баллов); нестандартный подход к раскрытию темы (до 5 баллов); знание фактического краеведческого материала (до 5 баллов); самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме, авторская позиция (до 5 баллов); стилистическая и языковая грамотность (до 5 баллов).
Мною прочитаны все сочинения, я понимаю, сколь непросто жюри было определиться с принятием решения о победителях. Почти все сочинения заслуживают высокой оценки, и разрыв шел, скорее всего, в считанные баллы. Очевидных аутсайдеров совсем немного, но они, к сожалению, есть.
Об этом несколько позже, а пока хотелось бы сказать несколько добрых слов о победителях. В возрастной группе 8 – 9 классов победителем стала Дарья Якушева, ученица 9-го класса лицея № 81 (преподаватель Валентина Кошина). Девочка посвятила сочинение своей бабушке, Тамаре Тищенко.
Мое первое впечатление от прочтения этого сочинения – это еще одна страница в летопись города. Личное впечатление от первой встречи с Тюменью, переданное хорошим языком, – это всегда уникальная информация. Бабушка автора в 1970 году увидела Тюмень такой:
«...Это был провинциальный город с деревянными тротуарами, с россыпью деревенских окраин, старинными купеческими домами, украшенными кружевом резьбы, монастырем на пригорке у излучины маленькой реки (в сравнении с Волгой бабушке она показалась маленькой). При этом девушки были одеты красиво и со вкусом, на пальто у многих меховые воротнички, что для Куйбышева было редкостью. Лица людей свежи, глаза лучисты, щеки пылают сибирским здоровьем». Органично вписываются в повествование и умело, с любовью подобранные иллюстрации.
Екатерина Власова (8 класс, школа № 58, учитель Людмила Рыбий), занявшая вторую ступеньку на пьедестале почета в этой возрастной группе, очень тепло написала как о Тюмени, так и своих родителях – наших современниках. Она убедительно обосновала свое утверждение, что «...Тюмень – лучший город Земли». Школьница сумела кратко, но вместе с тем душевно рассказать о том немалом вкладе, который ее родители вносят в благополучие Тюмени. Ее повествование о маме-учительнице звучит как гимн настоящему педагогу. Она уже определилась со своей жизненной позицией:
«Я продолжу традиции своей семьи и буду продолжать способствовать развитию города. Окончив школу, я бы хотела посвятить свою жизнь людям: хочу стать врачом. Ведь оберегать здоровье и жизнь людей – благородное дело. Профессия врача требует больших знаний, высокого мастерства, потому что, к сожалению, болезням нет конца. Но я постараюсь хорошо учиться, много знать и добиться того, чтобы моя мечта сбылась. Я хочу заботиться о здоровье людей, спасать жизнь, вовремя прийти на помощь и оказать им профессиональную медицинскую помощь, ведь так жалко смотреть, когда люди мучаются от боли.
История семьи означает для меня очень многое, и я обязательно расскажу о ней и передам это ощущение гордости своим детям.
Каждый из нас должен ценить, любить и уважать историю своей страны, семьи, культуры. Ведь на этом и строится наша жизнь».
Мария Кутрунова (8 класс, школа № 20, учитель Алена Коваленко), замыкающая тройку победителей в этой возрастной группе, свое повествование начала с 1967 года. На непродолжительном отрезке времени она сумела отразить наиболее значимые события трех поколений своей семьи. Она также влюблена в свой родной город:
«...Какой большой и красивый наш город во все времена! Зимой все городские здания красиво подсвечены. Весной город утопает в зелени, пышно цветут сирень, яблони, черемуха. Летом радуют глаз чистые улицы, большое количество клумб, фонтанов. Осенью Тюмень становится золотой!»
В следующей возрастной группе лидером стала Кира Осипова (10 класс, академическая гимназия Тюменского государственного университета, учитель Наталья Шилкова). На четырех страницах печатного текста Кире удалось представить не только историю нескольких поколений своей семьи, но и показать наиболее драматичные страницы истории России. Хороший язык, умение четко формулировать свои мысли и выражать чувства – все превосходно! Семейные предания о жизни в блокадном Ленинграде добавляют новую страницу к этой героической эпопее. И необходимо отметить тот, казалось бы, неуловимый питерский шарм, который присутствует в повествовании. Несомненно, что это от деда, коренного ленинградца, Владимира Тришина, о котором Кира пишет с такой любовью. И с такой же тщательностью подобраны иллюстрации – копии семейных документов, а фотография нескончаемой очереди людей под зонтами на Пискаревском кладбище, сделанная 9 мая 2014 года, не требует никаких комментариев...
Вероника Ковалева (11 класс, школа № 58, учитель Людмила Селиванова) в этой возрастной группе заняла второе место. Ее сочинение искрится эмоциями, которыми просто грех не поделиться с читателями газеты:
«Ах, славная Тюмень! Сколько нежности и любви в одном только названии этого чудесного города! Уют милых переулков, большое количество памятных мест, открытые люди и бесконечно приятная атмосфера, господствующая в городе. Мне до безумия нравится зимняя Тюмень, когда тротуары покрыты белым пушистым ковром блестящего снега, деревья укрывают теплые белые шапочки, светит зимнее морозное солнышко. Ты, счастливый и румяный от холода, глядишь по сторонам и улыбаешься, потому что находишься в родном для тебя месте. Летом наша красавица Тюмень не менее прекрасна: раскрашена миллионами ярких и сочных красок, которые заряжают тебя отличным настроением. Я точно могу сказать, что влюблена в свою родную Тюмень и всегда буду восхищаться ей!»
Не менее поэтично Вероника написала о судьбе своего прадеда, воина-победителя Виктора Ковалева. Удачным представляется психологический этюд, который она посвятила его образу. Вывод ее абсолютно совпадает с задумкой организаторов конкурса:
«Если каждый внук будет знать историю своего деда, эта война никогда не исчезнет из памяти нашей великой Родины! Они заслужили Вечную память. Наша задача – им соответствовать!»
Замыкает почетную тройку Артем Аристов (10 класс, школа № 20, учитель Елена Тальникова). Среди его родственников – кубанские казаки, старообрядцы, воины и хлебопашцы, ученые, геологи. Многие из них героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, кому-то довелось пройти фашистский плен, а кто-то по оговору оказался в сталинских лагерях, но никто не был сломлен. Отец, кадровый офицер, стал для Артема образцом мужества и принципиальности.
Читайте больше:
Создание тюменского многофункционального центра дает свои результаты