Уж небо обещанием дышало…
Главный источник вдохновения для художника Александра Павлова – мир вокруг
В начале марта телефон «спиликал» смс-кой: «Привез из деревни весну и настроение!». Раз так, скорей в городскую мастерскую Александра Павлова, который для меня – не просто заслуженный художник России, а единомышленник во всем, что касается творчества. Его интересно слушать, а то, что говорит, над чем размышляет, тут же вызывает похожую по силе эмоциональную волну. Все доступно и понятно. Все созвучно. А его «рабочий кабинет» в свердловской деревеньке Васенино – и впрямь «дом солнца», ведь именно там наш герой пишет удивительные картины, которые «вскормлены» самой природой.
Встреча у мольберта
За несколько минувших лет Павлов сделал чудесные выставки в Будапеште (причем дважды), Праге, Вене, Лиссабоне, Мадриде, Риме, Париже… В ноябре прошлого года 40 проверенных временем и зрителем картин, 40 завершенных и состоявшихся «историй» увидели и оценили гости музыкального фестиваля Дениса Мацуева, в рамках которого художник провел традиционную персональную выставку в Тюменской филармонии. Для самого Александра Николаевича именно это событие стало серьезным испытанием и большим праздником одновременно – это и экспозиция, и рождение Тюменского симфонического оркестра.
– Сотрудничество с Денисом Мацуевым – не для галочки. Это многолетний проект, объединяющий музыку и живопись. Судьба свела нас вместе в одно время и в одном пространстве – и сейчас продолжаем работать, обсуждать, что будет через год, через два… Законы искусства где-то одинаковы, поэтому тем, кто приходит в филармонию на концерты во время фестиваля, так понятны простые лирические пейзажи и натюрморты – у тюменцев они вызывают огромный эмоциональный всплеск, питают новой энергией, – поделился мнением мастер.
Сейчас, спустя почти четыре месяца после большой выставки в филармонии, Павлов полон идей, сил, настроения. Какие-то давние картины переносит ближе к свету, а какие-то, недавно рожденные, убирает подальше – чтобы всерьез заскучать по ним. Пишет, как сам отмечает, более активно и осознанно, анализирует уже готовое. Вердикт таков: 2015-й был удачным в появлении новых работ. Того же хочется от года текущего.
«В таежных урманах» с насыщенным серебром и мощью зимнего леса, «Ожидание» с предчувствием скорой встречи с чем-то понятным, с кем-то родным, «Ратное поле», на котором ельник в тумане как богатырская дружина, а в предвечернем небе «творится» военное действие, «Туман. Вечный сон» – просто любимая работа, потому что туман – загадка и тайна в мире живых, «Теплая весна»… Это все из последнего, когда «из ничего пытался сделать нечто» – цитирую дословно. Нечто получилось! Все, что я вижу, – словно из моего детсадовского и школьного времени, из бердюжских и армизонских мест. «Раньше, в детстве, было ощущение, что весь мир – наш. Дышалось по-другому», – вторит Александр Николаевич.
Экскурсия от мастера
Как делал не раз, Павлов подробно рассказывает о нескольких работах, вспоминает истории, связанные с их предчувствованием и рождением.
«Дом солнца». Это зимний ельник. Ветви тяжелые, как будто набухли от прежней сырости. Позади – словно свет от затухающего костра двенадцати месяцев из сказки.
– Думал, как же написать его. А когда после выпавшего снега вновь вернулся на это место, каждое дерево оказалось словно прорисованным. И мощь появилась, и ажур! Нужно было просто понять, как собрать все в холст, уловить пограничное состояние между днем и ночью, когда уходит тепло и приходит холод.
Размер холста художник выбрал солидный! Чтоб показать красоту приближающихся сумерек во всей красе, позволить зрителям рассмотреть все детали.
«Весна-красна». Это ощущение приближающейся Пасхи, с игрой синего и красного на подтаивающем снегу, с отблеском лучей на маковках храма, с ощущением пронзительного совершенства.
– Раньше я больше писал лето и осень. Но в начале двухтысячных по-настоящему открыл весну, познакомился с просыпающимся сибирским лесом. Друзья охотились, а я гулял, впитывал, делал наброски… Рядом с Васенино у оврага протекает речка. Она питается родниками. Зимой промерзает до дна, но родники не засыпают – вода сочится под промороженной глыбой и где-то даже выплескивается на ее поверхность. В сильные морозы все это еще больше замерзает и получается идеальный каток, который облюбовали мои внуки. Это как раз то место, где рождалась картина.
Есть весны теплые, но серые. У Павлова весна яркая, когда в мощную «команду» объединились красный, синий, белый, золотой цвета. Все бурлит, шумит, трепещет, дает тени на снегу и возвращает в небо ультрафиолетовое настроение. Это настолько мощный холст, что перехватывает дыхание и вместо тирады слов одно только «Вот это да-а-а-а».
«Июньский полдень» – единство леса, луга, полевых цветов.
– Здесь нет никакой интриги, красивых деревьев, реки с отражениями. Цветы – и не цветы, а почти сорняки – тысячелистник, клевер… Где деталь, за которую зацепиться? Но глазам – хорошо. От этюда потихоньку продвигаюсь в сторону большого холста. Наполняется плоскость, появляется впечатление.
Этот пейзаж многим покажется знакомым – потому что детство, проведенное в деревне и его окрестностях, у всех советских детей было примерно одинаковым. Летом – непременно в лес за клубникой, костяникой, шиповником, боярышником, вишней и скромным, но ароматным букетиком из неприхотливой растительности.
...Как уже сказала, Александр Павлов полон творческого порыва. Думает продолжать направление, заданное картиной «Весна-красна», будет завершать несколько летних пейзажей. Готовит холсты. Наконец дошел до оформления этюдов, которые мне кажутся еще более выразительными, чем большие работы. Хочет, чтобы все, к чему прикасалась кисть, не было случайным. Проверяется это на выставках, куда приходит отзывчивый и внимательный зритель. Пусть таких встреч в судьбе мастера будет больше.
Читайте больше:
Тюменскую киноленту представят на фестивале в Челябинске