Трудился до последних дней
Ушел из жизни старейший тюрколог Сибири
Ушел из жизни член Союза журналистов России, старейший тюрколог Сибири Изиль Бадретдинович Гарифуллин – представитель славной династии, глава которой прошел три войны: Первую мировую, гражданскую, Великую Отечественную.
Изилем отец его назвал по-советски – Исполнитель Заветов Ильича, но это было его убеждение, как и установка: сын руководителя не должен лежать на печи. Поэтому трудовой стаж Изи-ля Бадретдиновича начался – в это трудно поверить! – в 1939 году. У него было много наград, но самая дорогая – медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».
Помню его пронзительные воспоминания о военном времени, но самое необычное – о дне создания Тюменской области, который застал его в поле, на уборке хлеба.
Биография Изиля Гарифуллина емкая: ветеран Великой Отечественной войны; в 1950 г. окончил педучилище; служил в Советской армии, откуда пришел в звании лейтенанта (редкий случай – тогда было с избытком фронтовиков). В 1954 г. назначен директором татарской школы (ныне – № 15) в Тобольске (за короткий срок сделал обучение в ней престижным). В 1958–1976 гг. – на партийной работе (и никто не смеет его осуждать за то, что он был верен своим убеждениям). В 1975 году стал кандидатом исторических наук.
В 1976–1978 гг. Изиль Бадретдинович – преподаватель, замдекана в Тюменском индустриальном институте. В 1978–1987 гг. проходил службу в УМВД Тюменской области, подполковник в отставке. Затем трудился старшим научным сотрудником: в 1990–1992 гг. в Институте проблем освоения Севера СО РАН, а в 1993–1998 гг. – в Тюменском областном институте регионального образования.
А дальше личное. Я пригласил его, уже пенсионера, в 2003 году поработать в институте гуманитарных исследований университета. И не пожалел: Изиль Гарифуллин принес с собой знания, авторитет в научном мире, принципиальность в такой тонкой сфере, как межнациональные и межконфессиональные отношения. Он оставался ате-истом, но существенную часть своей научной деятельности посвятил истории ислама.
Всего неделю тому назад был у него дома, вручил только что выпущенный в Москве с его участием третий том монографии «Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири», слегка «отметили» это событие.
Изиль Бадретдинович до последнего сохранял живость ума – свидетельством тому лежала его статья на татарском языке для газеты «Яћарыш». Планов было еще лет на десять. Не суждено...
Для меня это утрата тяжелая, сравнимая со смертью отца.