Очарованная странница
Доктор искусствоведения Наталья Сезева сорок лет верна музею изобразительных искусств
В тюменской культуре есть имена, которые воспринимаются как «знак качества», «бренд»… Когда говорят, что «за дело взялась» или «проект представит» Наталья Сезева, доктор искусствоведения областного музейного комплекса имени Словцова, будьте уверены: результат очарует всех. И сама она – очарованная. Ежедневными поисками новых тем и возвращением тем забытых, «хождениями за три моря», чтобы отыскать суть всего, людьми творящими, чьи головы светлы, а руки умелы. В ней невозможно усомниться – такова порода (вот то заветное слово, которое так и «крутится» рядом с Сезевой). Ее энергии нужно только покоряться, потому что – на благое дело.
ДОСЬЕ
Наталья СЕЗЕВА,
доктор искусствоведения
■ Родилась в селе Падун Заводоуковского района Тюменской области.
■ Училась на историка в ТюмГУ и специалиста по художественно-музейному делу в Российском институте переподготовки работников культуры и искусства в Москве. Прошла путь от младшего научного сотрудника до заведующего отделом художественной культуры и искусства края, ведущего специалиста Тюменского музея изобразительных искусств.
– Наталья Ивановна, откуда тяга ко всему прекрасному?
– С детства любила балет, театр и кино! Обожала книги: помню, копила монетки, заходила в магазин и как зачарованная скупала все, что видела. Я могла бы стать хорошим архивариусом, библиотекарем, театроведом, но судьба распорядилась так, что попала в музей. Благодаря маме.
– Как это случилось?
– Папа у меня, хоть и полковник, но не жесткий, а такой исполнительный, внимательный, любил во всем порядок и дисцип- лину. А мама – артистическая натура: обожала оперу, балет, читала запоем. За ней, педагогом начальных классов, бегали все ребятишки. В школу, где она работала, из картинной галереи часто приходила с лекциями по искусству Наталья Паромова, тогда еще Черепанова. Мама почему-то решила, что я обязательно должна работать в музее – все расспросила и отправила меня навстречу судьбе.
В декабре 2016 года будет сорок лет, как я здесь работаю. У меня и запись-то в трудовой книжке всего одна. Теперь понимаю, что это неслучайно! Картинная галерея открылась в 1957 году, когда за дело взялся ее главный хранитель Евгений Кроллау, – в тот же год и я родилась. Евгений Константинович с отличием окончил Репинский институт и попросился в регион, где нужно было начинать с нуля. Ему предложили Тюмень. Здесь он задал векторы всем региональным коллекциям. Талантливым продолжателем его дела стала Нелли Шайхтдинова, которая многие десятилетия посвятила комплектованию коллекции традиционного народного искусства. Благодаря этим музейным специалистам мы состоялись как профессионалы в своих направлениях: Наташа Федорова занялась Севером, Вера Субботина – тобольской резьбой по кости, Ирина Мануйлова – сибирской иконой, я – тюменским народным ковром и местными художниками.
– Вы пришли в музей после школы, без специального образования… И сразу взяли?
– Младшим научным сотрудником в отдел пропаганды. Тогда же заочно поступила в Тюменский госуниверситет на исторический факультет. На искусствоведа и специалиста по художественно-музейному делу училась в Москве. Самое интересное, никто не заставлял повышать квалификацию, ездить на курсы, но как зарядила, так остановиться до сих пор не могу... Вопреки всему защитила кандидатскую, через десять лет – докторскую, в 1999 году вступила в Союз художников, теперь руковожу региональным отделением «Ассоциа- ции искусствоведов России», являюсь арт-директором общественной организации «Ассоциа- ция художественных промыслов Тюменской области».
Еще одна важная страница в начале творческого пути – командировки «по северам». С 18 лет каждый месяц в течение лет пяти я объезжала осваива- емые территории. Пангоды, Лабытнанги, Надым, Салехард, берег Карского моря, Мыс-Каменный… Неподъемные ящики с графическими произведениями – все это для передвижных выставок.
– Одна и без охраны? Вот так жертва искусству!
– Опасных и острых ситуаций было много, но Бог миловал. Зато нашла свою любовь. Однажды на Мыс-Каменный меня отправили с художником Виктором Костенко. Застряли там на целый месяц – начался роман…
Представляете, в каждом северном поселке 18-летнюю девушку встречала вывеска «Работает опытный экскурсовод». Удивительно. И приятно! Так и жила: то командировка на Север, то сессия на месяц.
– Как пришли к теме региональных художников?
– Попросила однажды у Нелли Николаевны научные темы, которыми она не успевала заниматься. Так у меня стартовала совершенно упоительная жизнь! Имела счастье общаться со старейшим художником Тюмени Иваном Котовщиковым, который очень помог в научных поисках. Работала истово с утра до вечера в архивах Тюмени, Тобольска, Екатеринбурга, Москвы, Ленинграда… Выявила десятки новых имен художников Тюмени 1920-х годов, вела обширную переписку, добралась даже до Парижа. Начинала, можно сказать, с «ноля», а теперь – создан целый отдел «Художественная культура и искусство края», который насчитывает несколько тысяч единиц хранения. Сейчас уже не нужно объяснять, кто такие Овешков, Авилов, Трофимов, Кропивницкий, Федоров, Калганов…
В конце 80-х появилась еще одна любимая тема – тюменский народный ковер. Помню, с Леной Козловой поехали в село Шабаново Омутинского района. Август, тепло, раздолье. Входим в деревню и попадаем в ковровое царство! В каждом доме – десятки экземпляров. К сожалению, в селе уже не ткали, но многие потомственные мастерицы-ковровщицы еще были живы. Потом к нам присоединился фотограф Владимир Турбин. В ежегодных экспедициях мы записывали рассказы мастериц и одновременно снимали природу, сибирские дома и подворья. Уже тогда понимали: уходящая натура.
Материала набралось много – просился в альбом. И он появился благодаря неравнодушным людям. Мне вообще везет на благородных «попутчиков», помощников в осуществлении проектов. «Тюменский ковер» вышел в серии «Шедевры народного искусства России». На двух языках. Нам удалось ввести тюменский народный ковровый промысел в научный оборот! В дальнейшем несколько лет посвятила сбору архивно-документального и изобразительного материала об артельно-фабричном периоде в истории тюменского ковроткачества XX века, тесно сотрудничала с Сибирской ковровой фабрикой – единственным подобным предприятием в России. В результате родилась вторая книга. Но «за кадром» все равно осталось много материала – мечтаю издать альбом «Мир сибирской деревни. Мастера». Посвятить его хотелось бы своим предкам и Владимиру Турбину, прекрасному фотографу, участнику всех экспедиций на юг Тюменской области.
– Знаю, что неравнодушны к творчеству уватского художника Михаила Захарова...
– Этот самобытный художник может достойно представлять Россию в любой стране – он понятен всем! Сейчас людей мало чем удивишь, а вот Захаров обладает особым даром и не перестает удивлять, восхищать – картинами, зарисовками, рассказами… Работает легко, свободно, потому что переполнен художественными образами. Ему повезло родиться в заповедном Уватском районе – крае рыболовов, охотников, сказочников.
– И Ершов вас зацепил?
– Примерно два десятилетия этой темой занимаюсь. В результате общения с художниками, хранителями частных коллекций удалось скомплектовать уникальную музейную коллекцию «Мир сказки «Конек-Горбунок». В ней представлены редкие акварели, рисунки, литографии замечательных художников 1920–1930-х годов (Васнецов, Шмаринов), а также ставшие классикой иллюстрации Белова, Кочергина, Милашевского, Преснякова. Есть мечта издать большой альбом-энциклопедию по этой теме.
В прошлом году к юбилею Ершова провели Всероссийский конкурс детского творчества «Чудо-книжка». Основу Международного выставочного проекта «Петр Ершов в гостях у сказочников мира» составили 50 лучших работ юных художников. В настоящее время рисунки представлены в Московской художественной школе имени Серова, а в начале весны отправятся в Петербург. Хотелось бы, чтобы Ершов и герои его сказки побывали в гостях у Андерсена, братьев Гримм, Родари, Перро, Линдгрен…
– Планов, как обычно, громадье!
– Конечно! К 430-летию Тюмени хотелось бы переиздать альбом «Тюмень глазами художника, фотографа, путешественника XVII–XX веков». Хочу продолжить любимую книжную серию «Портреты старых мастеров», в которой уже вышли книги о творчестве Александра Митинского и Ивана Калганова. Выпустить бы альбом о творчестве Россомахина, монографию о художниках Тюмени 20-х годов прошлого века...
В этом году картине великого русского художника Василия Сурикова «Взятие снежного городка» исполняется 125 лет. К юбилейной дате подготовлен большой межмузейный выставочный проект «Картина с сильным характером». В нем приняли участие и Третьяковка, и наш музей изобразительных искусств. На родину художника в Красноярск мы отправили 17 тюменских народных ковров. Мечтаю после Красноярска представить эту выставку в Тюмени, ведь именно Суриков увековечил наш ковер! Давно назрела необходимость создать в городе «Музей тюменского ковра». Уверена, что он станет популярным у жителей области и туристов, приезжа- ющих в регион.
Думаю о 2017-м. Хотелось бы в рамках юбилейной выставки земляка Овешкова, художника универсального дарования, организатора в 1920-е годы первой в истории Тюмени художественно-игрушечной артели «Конек», провести Всероссийский (Международный) фестиваль традиционной народной игрушки «Конек-игрушка».