Известному детскому поэту помогли исполнить мечту всей жизни
Мечтой жизни стихотворца было посещение малой родины родителей. Коллегам из районной газеты «Светлый путь» удалось ее осуществить. Полученными в ходе поездки ярчайшими впечатлениями литератор делится с читателями.
В Ярковском доме-интернате для престарелых и инвалидов проживает детский поэт Виктор Кукарский, с творчеством которого знакомы наши постоянные читатели. Его дед, отец и многочисленные родственники родом из села Елань Антипинского сельского поселения Нижнетавдинского района.
К истокам
Много лет я собирался посетить родину отца. Не раз пытался представить встречу с земляками, с каким-нибудь «пареньком» (которому сейчас за сто лет), помнящим, как он играл с моим родителем в «бабки» или «горелки». И вот, оказавшись по старости в Ярковском доме-интернате для престарелых и инвалидов, все же решился на поездку. Обозреватель газеты «Светлый путь» Лидия Лебедева на правах местного «диспетчера аэровокзала» дала мне «добро» на взлет, то бишь пригласила к себе в гости.
Памятуя о телесной немощи, душевной хрупкости и неважной психике путешественника, Лидия Александровна полностью взяла под контроль его пребывание на нижнетавдинской земле. И как взяла! Нужно было уладить мои бытовые проблемы, поставить «на котловое довольствие», убедить непосредственное начальство в важности командировки и т.д. и т.п. Три дня я благоденствовал в ее квартире, добросовестно отвыкал от интернатской пищи. Узнала бы наша диетсестра, что я откушивал в Нижней Тавде!
Посредством непререкаемого авторитета и, видимо, неподдельного женского обаяния Лидия Лебедева решила вопрос о выделении редакционного автомобиля для «круиза», нашла нужных людей, и мы отправились в путь.
Только благодаря профессиональным навыкам и чутью водителя Михаила Петелина удалось преодолеть и яйцевидные участки дорог, и всякой категории сложности водные преграды, когда его «Нива» выполняла функции, свойственные только автомобилям класса «амфибия».
Гордость за село
На правах гостя я гордо восседал на переднем сидении рядом с водителем. За нашими спинами мирно «щебетали» госпожа Лебедева и представитель школьной библиотечной системы, активнейшая участница местного литературного клуба «Лира» Ирина Бажутина. Именно эта женщина организовала ознакомительную поездку по районному центру. Не пожалела времени и личной машины, задействовала ненаглядного супруга как профессионального гида, который безропотно выполнял все ее просьбы, охотно рассказывая о самых интересных местах любимого села.
от редакции
■ В одном из томов составленного тюменским историком и краеведом Рафаэлем Гольдбергом издания «Книга расстрелянных. Мартиролог погибших от руки НКВД в годы большого террора (Тюменская область)» содержатся сведения о двух жителях Елани по фамилии Кукарский.
■ Один из них, Филипп Леонтьевич, приходится дедом тюменскому поэту. Он родился в 1869 году, на жизнь зарабатывал крестьянским трудом. 28 июля 1937 года арестован, 5 сентября «тройкой» Омского УНКВД приговорен к высшей мере наказания, 8 сентября расстрелян. 13 февраля 1965 года Филиппа Кукарского реабилитировали.
■ Второй, Евгений Артемьевич, скорее всего, тоже родственник. Появившись на свет в 1883 году, он трудился конюхом в колхозе. От него остались четыре последние даты: ареста (23 февраля 1938 года), суда (13 марта), расстрела (30 марта) и реабилитации (13 марта 1989 года).
■ «Тюменская область сегодня» присоединяется к призыву газеты «Светлый путь», организовавшей поездку Виктора Кукарского на малую родину предков, откликнуться тех, у кого есть какая-либо информация о родственниках земляка.
Гордость за Нижнюю Тавду – вот что я почувствовал в общении с этими людьми. Да, это не Прага и даже не Суздаль. Но здесь есть на что посмотреть. Мой родной Тобольск, который величают духовной столицей Сибири, до таких высот еще не поднялся! Можно построить много красивых домов, современных дорог, но людей в одночасье не переделать. Мы к статусу духовного города еще не готовы. А в Нижней Тавде я не увидел ни одной курящей женщины, например!
Однако вернемся к дороге. Как бы хорошо мы ее не знали, все равно тыкались бы, что слепые котята. Так что сопровождать нас вызвался глава Антипинского сельского поселения Виктор Журавков. Непритязательный к бытовым благам, обыкновенный, скромный мужик, выбранный на ответственный пост, нашел время поучаствовать в этой «гонке по вертикали». Иначе поездку и не назовешь. Какими-то объездами, а чаще просто полями да лугами мы, наконец, добрались до пункта назначения.
…И два камешка из церкви
Зашли в одну избу, в другую. И испытали такой радушный прием, такое дружеское участие со стороны хозяев – просто диву даешься! Можно что-то срежиссировать, правильно обставить, но должной искренности в отношениях не будет. Простой крестьянский уклад чистеньких светелок навеял давно забытые и светлые воспоминания. Мы же, уточню, предстали перед хозяевами грязные, мокрые, без макияжа и других женских штучек...
Анисья Михайловна Санникова, ожидающая скорого девяностолетия, довольно бойко повествует о своей жизни, о Елани. Ей подсказывает дочь Анна Александровна. Старается помочь другой старожил села – Александра Ивановна Николаева с семейством, к ним присоединился сосед Николай Васильевич Санников, который тоже внес вклад в поиск...
Увы, никого из знакомых отца моего или матушки Евдокии Тимофеевны, в девичестве Беломоиной, 14 марта 1915 года рождения, не нашлось. Конечно, подобные вещи за один день не делаются. И наиглавнейшую ответственность и вину за это несу я сам! Корни нужно было искать хотя бы в годы семидесятые. Тогда и отец здравствовал, и его одногодки справно табачок покуривали, и милые их памяти постройки еще мхом не обросли.
Произвело большое впечатление, с каким вниманием слушали воспоминания бабушки Шуры и соседа родная дочь хозяйки дома Надежда Ивановна, ее внучка Наталья (педагог Антипинской средней школы), а также махонький представитель рода Станислав четырех лет. Шестимесячная Карина сладко посапывала в другой комнате. Я любовался их крепкими крестьянскими фигурами и здоровым цветом щечек.
В память о пребывании в Елани из церкви (от нее, к сожалению, остались только стены), где наверняка крестились дед и отец, увожу с собой два камешка…
Возвращаемся в Антипино. В скромном зале сельского Дома культуры члены первичной ветеранской организации решали вопросы своего жития на бренной земле. Узнав о цели моей поездки, ветераны заметно оживились. Их воспоминания, обоюдные подсказки о днях старины уж глубокой не могли не радовать.
И было трудно подавить незнакомые доселе спазмы в груди, першение в горле, а глаза предательски влажнели. А когда я почитал свои стихи, оные явления еще больше усилились. С их слов, они не против встретиться снова. На встречу, конечно, согласен, но нужно договориться с моими благодетелями из Ярково. Даст бог, свидимся, земляки!