Профессия – делать людей счастливее или зачем нужны психологи?
Где, как и для каких целей готовят «специалистов по душе», рассказала заведующая кафедрой общей и социальной психологии Тюменского государственного университета, практикующий психолог, ведущая разнообразных тренингов Ольга Андреева.
досье
Ольга Андреева,
кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и социальной психологии ТГУ
■ С 1996 года преподает в Тюменском государственном университете, стаж научно-педагогической деятельности 19 лет.
■ В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию в Московском государственном социальном университете.
■ Успешно руководит научно-исследовательской работой студентов.
■ Специализация: бизнес-тренинги, поведенческие методы оценки персонала, работа с группами, командообразование, межличностное взаимодействие, работа с эмоциональными состояниями, индивидуальное консультирование, личностное развитие.
■ Автор учебных пособий для студентов.
«У него с головой не в порядке, он же псих», – говорили лет двадцать назад о том, кто нуждался в помощи психолога. Это считалось зазорным, а факт обращения замалчивался. Ныне иметь личного психолога даже модно. Это востребованная профессия.
– Ольга Станиславовна, зачем нужны психологи?
– Чтобы делать людей счастливее!
– Как часто в жизни вы используете знания психологии? Случается, что и самой нужно поплакаться в жилетку?
– Постоянно использую. В обществе человека оценивают по тому, как он общается. Кто знает закономерности общения, тот оказывается в выигрышном положении. Но желание получить моральную поддержку и сочувствие присуще всем людям. Настоящий профессионал – это не тот, кто может всегда самостоятельно решать свои проблемы, а тот, кто может увидеть момент, когда сам не справляется. Нет психолога, который был бы абсолютно беспроблемным человеком. Сам себе психолог – это все равно что сам себе стоматолог. Поэтому психология это и самопомощь, и помощь другому. Знание психологии позволяет вырасти личностно.
– Чему учат на кафедре психологии ТГУ?
– Бакалавры изучают общую, возрастную, коррекционную психологии, психологию управления и многое другое, вообще основы всех направлений. На уровне магистратуры студент выбирает специализацию: индивидуальное психологическое консультирование либо психология управления персоналом. Отмечу, что современная двухуровневая система – бакалавриат и магистратура – по сути позволяет получать два образования в одном. Бакалавр со знанием психологии – хороший старт для любой карьеры, связанной с коммуникацией.
– Слышала о студенческом клубе «Сталкер». Чем он интересен?
– «Сталкер» – гордость института. Это студенческое объединение, которое курирует кафедра психологии, но управляют клубом сами студенты. «Сталкер» ведет несколько проектов. Среди них «Дни психологии», «Школа юного психолога», «Семинар-тренинг инструкторов» и другие. В этом году дни психологии прошли на тему «Психологические проблемы и способы их решения». На мастер-классы приглашаются все желающие. Проводят их преподаватели кафедры психологии и других кафедр института психологии и педагогики, бывшие выпускники и приглашенные специалисты-практики. Это интересно, всегда приходит много людей.
«Школа юного психолога» – это обучающие тренинги для школьников. На первом этапе приглашаем желающих школьников, проводим отбор. В школу юного психолога попадают самые мотивированные, и студенты проводят для них занятия. Например, последняя школа называлась «Целеполагание». Ребятам рассказывали, как ставить цели и достигать их. Работа интересна обеим сторонам: студенты отрабатывают навыки ведения тренингов и мастер-классов, а школьники получают нужные им знания. В этом есть и проф-ориентационный момент.
Хочу отметить, что в последние годы бакалавры кафедры психологии стали поступать в магистратуру центральных вузов страны. С гордостью скажу, что все поступили на бюджетные места. Уровень теоретической подготовки тюменцев оказался не ниже, а практической выше, чем у студентов столичных вузов. Вот такие результаты дает участие в проектах «Сталкера».
– Кем становятся ваши выпускники? Где работают?
– Можно выделить несколько основных сфер. Сфера управления персоналом (HR), где трудятся на должностях специалиста по персоналу, тренинг-менеджера, специалиста по подбору персонала в любых организациях – от банков и различных коммерческих структур до научных и проектных институтов. Конечно, это сфера образования: в детских садах, школах, гимназиях, лицеях, в развивающих и коррекционных центрах. В системе МВД: работа в органах правопорядка, службах дознания, контролирующих органах, колониях, а также службах безо-пасности крупных компаний. В социальной сфере: социальных службах, реабилитационных центрах, центрах по работе с людьми с ограниченными возможностями. Некоторые выпускники идут в сферу рек-ламы и СМИ, занимаются маркетингом, исследованием настроений общества, повышением эффективности информационного воздействия, в том числе в рекламе, продвижении товаров и услуг.
Выпускники магистратуры, как я уже говорила, ведут индивидуальное психологическое консультирование и работают консультантами в бизнесе.
– А взрослых вы психологии учите?
– Более половины магистрантов и студентов заочного отделения – люди взрослые. Студент в возрасте 40 с плюсом – не редкость, есть и такие, кто приближается к 60. Кто-то пришел с целью саморазвития, кто-то кардинально меняет профессию. В центре дополнительного образования проходят психологические тренинги и курсы повышения квалификации для работающих.
– Полки магазинов буквально завалены книгами по психологии и саморазвитию. Какие советуете читать? И есть ли среди них вредоносные, которые изучать не советуете?
– Читайте классиков психоанализа, гуманистической, экзистенциальной психологии. Имена Фрейда, Юнга, Фромма, Хорни, Франкла, Роджерса, Маслоу, Берна знакомы всем. Эти люди заложили основы психологии. Все современные системы построены на их классических теориях и базовых понятиях.
– Классики психологии – это же скучно...
– Ничего подобного! Если понимать, как именно знания, почерпнутые из книг, можно практически применить – то чтение становится очень увлекательным. Что касается вредоносных... я бы отсоветовала читать книги по ведической и векторной психологии. В первых ничего нет от вед. Это смесь Домостроя с чем-то непонятным. Во вторых предлагают универсальный рецепт счастья. Вообще если автор утверждает, что нашел уникальный, единственно верный способ избавления от всех проблем, лучше такую книгу отложить.
– Вы счастливый человек? И что для вас счастье?
– Народ не любит признаваться в этом. Скорее пожалуется: у меня есть первая, и вторая, и третья проблема. Но я счастлива. У меня есть интерес к себе, к миру, к людям, и от этого мне хорошо. Считаю, что количество добра в мире должно увеличиваться. Всегда говорю студентам: единственная мотивация, которая должна быть у вас как у профессионала – сделать человека счастливее.