АвтоКАСКО в вопросах и ответах
Что такое АВТОКАСКО, на что обратить внимание при выборе страховщика, что такое франшиза, какие права имеет потребитель и что делать если возник спор со страховой компанией?
Что такое АВТОКАСКО?
Автокаско – это имущественное страхование транспортного средства, при котором страховая компания обязуется по договору за условленную плату (страховую премию) возместить убытки в пределах страховой суммы при наступлении определенного страхового случая.
Автокаско действует даже в том случае, когда автовладелец виновен в ДТП.
Страхование автокаско обычно состоит из двух разделов – «Ущерб» и «Хищение».
«Ущерб» – это возмещение убытков при повреждении или гибели застрахованного транспортного средства (ТС) и дополнительного оборудования в случае ДТП, пожара, противоправных действий третьих лиц, стихийных бедствий и другого.
«Хищение» – это возмещение утраты транспортного средства в результате кражи, грабежа, разбоя, угона. Как правило, застраховаться только по этому разделу невозможно.
Автокаско – добровольный вид страхования: никто не может его навязывать, но наличие автокаско может быть одним из условий получения автокредита.
Если нет возможности приобрести одновременно ДСАГО и автокаско, лучше купить ДСАГО. Автокаско – это защита своего автомобиля, ДСАГО – защита от крупных выплат за повреждение чужого.
На что обратить внимание при выборе страховщика?
- Наличие лицензии
Необходимо проверить на сайте Банка России или сайте Российского союза автостраховщиков (РСА): www.autoins.ru
- Высокий рейтинг
Например, по данным рейтингов «РБК-рейтинг», «РИА-Рейтинг», «Эксперт-РА»
- Положительные отзывы
Мнения и жалобы клиентов страховых компаний можно найти на сайтах автолюбителей, общественных организаций по защите прав автострахователей и прочих.
Что такое франшиза?
Франшиза – это часть ущерба, не выплачиваемая страховой компанией при наступлении страхового случая. Договор с франшизой дешевле, чем без нее, в среднем на 10-20%. Страховая франшиза может быть условной и безусловной.
Безусловная франшиза – клиенту возмещается ущерб в любом объеме за вычетом суммы франшизы.
Условная франшиза – страховщик возмещает ущерб в полном объеме без каких-либо вычетов в пределах лимита своей ответственности, если ущерб превышает величину франшизы.
Какие права имеет потребитель?
По закону о защите прав потребителей и Гражданскому кодексу Российской Федерации потребитель имеет право:
- Обращаться в суд по месту жительства.
-
Требовать взыскания
со страховщика:
- суммы убытков (страхового возмещения);
- возмещения морального вреда;
- неустойки в размере 3% от суммы выплаты за каждый день просрочки;
- штрафа в размере 50% от той суммы, которую взыщет суд.
- Требовать взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Если возник спор со страховой компанией
В процессе исполнения договора страхования могут возникнуть разногласия между страхователем и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств: в частности, при несоблюдении страховщиком сроков выплат страхового возмещения, незаконного занижения или отказа в страховых выплатах.
Если страховая компания не выполняет свои обязательства по договору, нужно направить ей претензию. Если компания не реагирует – обратиться в РСА, Банк России, Роспотребнадзор и суд.
Роспотребнадзор предостерегает
Мария МИТИНА,
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тюменской области:
– Следует внимательно ознакомиться с условиями страхования, которые предлагает та или иная страховая компания: наличие и размер франшизы, страховая сумма (агрегатная/неагрегатная), условие о хранении автомобиля в ночное время, возраст и стаж вписываемых водителей, допущенных к управлению транспортным средством; «нестраховые» случаи, насколько четко определены термины «ущерб», «угон», «хищение» и «полная гибель автомобиля», и другие условия).
Особое внимание следует обратить на способы возмещения ущерба (СТО страховщика, СТО по выбору страхователя, денежная выплата) и сроки, в течение которых такое возмещение должно быть произведено, которые в случае их отсутствия в правилах страхования, разработанных страховщиком, должны быть определены в договоре страхования; какие виды страховых сумм (агрегатная (уменьшаемая) или неагрегатная (неуменьшаемая) и выплат (без учета износа или с учетом износа) предусмотрены по договору страхования автомобиля по КАСКО.
Если автомобиль приобретен в кредит, необходимо уточнить в банке, принимает ли он полис страховщика, услугами которого намерен воспользоваться потребитель.
Важно: только детальное изучение страхования автомобиля по КАСКО поможет вникнуть во все тонкости такого страхования и минимизировать стоимость полиса, не потеряв при этом в качестве!
Контакты для общений
Роспотребнадзор www.rospotrebnadzor.ru
Российский союз автостраховщиков www.autoins.ru
Банк России www.cbr.ru