Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В Тюменском музее ИЗО открылась первая посмертная персональная выставка Виталия Русаева

В Тюменском музее изобразительных искусств к 80-летию Виталия Русаева открылся новый проект для любителей и ценителей тобольской резной кости.

Культура, 00:30, 14 ноября 2015, Ирина НИКИТИНА
Слушать новость
В Тюменском музее ИЗО открылась первая посмертная персональная выставка Виталия Русаева. В Тюменском музее изобразительных искусств к 80-летию Виталия Русаева открылся новый проект для любителей и ценителей тобольской резной кости..

Как отметил хранитель коллекции кости музейного комплекса имени Словцова Вера Субботина, это первая персоналка Виталия Андреевича. Жаль, не при жизни…

Экспозиция, которая за одними дверями собрала около 50 работ, позволяет проследить этапы творческого взросления костореза. Недаром проект так и назвали – «Путь мастера». Он родился в 1935 году в селе Большая Заморозовка Тюменской области. На Тобольскую фабрику художественных косторезных изделий пришел в 15 лет. «Приручать материал» учился у Решетникова и Синицких. Первую выставочную миниатюру сделал в 1959-м. Это «Охота на волка», которую Вера Субботина также разместила в стеклянной витрине. Когда промыслу нужно было принять условия эпохи сурового стиля (лаконичность, строгость), Виталий Андреевич и тут все смог, все успел. Прекрасным примером этого периода является работа «Ненка с лодкой» – и человечек, и плавсредство как будто слились воедино, но в то же время каждый «герой» – сам по себе, в движении.

Он трудился в одной связке с Кривошеиным, Колычевым, Обрядовой – яркими, индивидуальными мастерами. Но все-таки от коллег по цеху Виталия Русаева отличали, по признанию искусствоведа, бесстрашие (он пробовал чугун, дерево) и позитивное отношение к жизни. Когда тобольским косторезам объявили, что отныне их тема – Север, он не растерялся, а со временем не растерял и азарта, искры, стимула. Поэтому каждая вещица Виталия Андреевича – это словно юмористическая иллюстрация, но только не в красках, а из бивня мамонта, клыка моржа, зуба кашалота, даже рога коровы. И названия у них очень ласковые: «Одноклассники», «Лежебоки», «Девичник», «Заплетание косы» – пятиминутки из жизни народов ханты и манси.

В советское время работы Русаева приобретали крупнейшие музеи страны, размещали их и в престижных каталогах, а у себя на родине он так и не дождался большого персонального проекта. До сих пор много резной кости лежит в запасниках, а ведь это бренд Тюменского края, который должно рекламировать с усердием.

Выставка «Путь мастера» будет работать до 20 декабря. Обязательно приведите на нее детей, которые вдруг да найдут здесь свое призвание.

Как отметил хранитель коллекции кости музейного комплекса имени Словцова Вера Субботина, это первая персоналка Виталия Андреевича. Жаль, не при жизни…

Экспозиция, которая за одними дверями собрала около 50 работ, позволяет проследить этапы творческого взросления костореза. Недаром проект так и назвали – «Путь мастера». Он родился в 1935 году в селе Большая Заморозовка Тюменской области. На Тобольскую фабрику художественных косторезных изделий пришел в 15 лет. «Приручать материал» учился у Решетникова и Синицких. Первую выставочную миниатюру сделал в 1959-м. Это «Охота на волка», которую Вера Субботина также разместила в стеклянной витрине. Когда промыслу нужно было принять условия эпохи сурового стиля (лаконичность, строгость), Виталий Андреевич и тут все смог, все успел. Прекрасным примером этого периода является работа «Ненка с лодкой» – и человечек, и плавсредство как будто слились воедино, но в то же время каждый «герой» – сам по себе, в движении.

Он трудился в одной связке с Кривошеиным, Колычевым, Обрядовой – яркими, индивидуальными мастерами. Но все-таки от коллег по цеху Виталия Русаева отличали, по признанию искусствоведа, бесстрашие (он пробовал чугун, дерево) и позитивное отношение к жизни. Когда тобольским косторезам объявили, что отныне их тема – Север, он не растерялся, а со временем не растерял и азарта, искры, стимула. Поэтому каждая вещица Виталия Андреевича – это словно юмористическая иллюстрация, но только не в красках, а из бивня мамонта, клыка моржа, зуба кашалота, даже рога коровы. И названия у них очень ласковые: «Одноклассники», «Лежебоки», «Девичник», «Заплетание косы» – пятиминутки из жизни народов ханты и манси.

В советское время работы Русаева приобретали крупнейшие музеи страны, размещали их и в престижных каталогах, а у себя на родине он так и не дождался большого персонального проекта. До сих пор много резной кости лежит в запасниках, а ведь это бренд Тюменского края, который должно рекламировать с усердием.

Выставка «Путь мастера» будет работать до 20 декабря. Обязательно приведите на нее детей, которые вдруг да найдут здесь свое призвание.