За что судили тюменцев в XIX веке
Самые крупные преступления в Тюмени в 1895–1896 годах
Сергей АРТЮХОВ, действительный член Русского географического общества
В государственном архиве Тюменской области сохранились уникальные документы, на основе которых мы можем судить о быте, культуре и состоянии преступности в Тюмени в конце ХIХ века. Это приговоры тюменского окружного суда за 1895 и 1896 годы. Сохранились практически все приговоры суда за эти годы. К сожалению, ни за более ранние, ни за более поздние годы таких документов в архиве нет. В общей сложности за 1895–1896 годы тюменским окружным судом рассмотрено более 200 дел. Около 90 процентов приговоров посвящены осуждению за словесные оскорбления. За два года из более или менее серьезных преступлений, совершенных в Тюмени – городе, где тогда проживало примерно 30 тысяч человек, – можно отметить три кражи и одно хулиганство. Ни убийств, ни грабежей и разбоев, ни крупных краж в эти годы в Тюмени совершено не было. Эти правонарушения и по современным меркам не очень страшные. Приведем выдержки из приговоров по пяти преступлениям, чтобы читателю было ясно, как обстояло дело с преступностью в Тюмени в те годы (орфография и пунктуация оригиналов сохранены).
ДЕЛО О КРЫМСКОЙ ШЛЯПЕ
Тюменский окружной суд на публичном заседании… установил: «21-го января 1895 года проживающий в г.
Тюмени крестьянин Семеновского уезда Хохломской волости Федор Тихонов Железов заявил полицейскому надзирателю 3-го участка гор. Тюмени, что в ночь на это 21-е число у него из дома кузнеца Удалова покрадено драповое пальто на меху и крымская шапка стоящие 28 руб-лей. Подозрение в краже Железов заявил на Дмитрия Завидовского и Николая Кухтерина, пьянствовавших всю ночь.
Шапка заложена была у трактирщика Мясникова и шуба в кассе ссуд Андреева по билету на имя Мошкова – содержателя портерной…» (Завидовский и Кухтерин пьянствовали вместе с Железовым, а когда Железов, сильно опьянев, отказался от дальнейшего распития спиртного и ушел, Завидовский и Кухтерин заложили принадлежавшую ему шубу и шапку, на вырученные деньги купили спиртное и продолжали пьянствовать. Утром шуба и шапка были изъяты полицией, похитители задержаны, они признали свою вину.
Какое наказание назначил суд за это преступление?
Четыре месяца тюремного заключения.
ДЕЛО ОБ УВОДЕ
Согласно жалобы, поданной товарищу прокурора крестьянином Демидом Афанасьевым Мельниковым, 23 сентября 1896 года Анисимов привлечен к ответственности за учинение насилия, выразившегося в том, что в сентябре месяце с. г. на берегу реки Туры, встретившись с девицей Марией Мельниковой, хотел насильно увести последнюю.
Как показала Мельникова в сентябре месяце она полоскала на реке Туре белье. В это время явился Анисимов, схватил ее с целью увести, а когда она упала, то он насильно потащил ее, но Девятковы отняли ее из рук Анисимова.
Каким был приговор суда?
Суд приговорил проживающего в г. Тюмени Федора Васильева Анисимова, 30 лет, признавая виновным в том, что в сентябре месяце сего года на берегу реки Туры, встретившись с девицей Марией Мельниковой, хотел насильно увести последнюю, подвергнуть аресту при полиции на четыре дня.
ДЕЛО О КЛЕВЕТЕ
У тюменского мещанина Николая Федорова Печенкина, находившегося в театре Текутьева, во время представления не оказалось карманных серебряных часов, бывших в кармане его жилета. Николай Печенкин и жена его Екатерина Печенкина заявили о краже часов дежурному полицейскому надзирателю 1 участка г. Тюмени и высказали подозрение в краже часов на сидевших рядом с Печенкиными екатеринбургского мещанина Леонида Субботина и крестьянку верхнетуринского завода Верхотуринского уезда Ольгу Дьячкову на том основании, что Субботин и Дьячкова в предпоследний антракт спешили выйти из театра, но были замечены Печенкиными и вернулись обратно. Надзиратель пригласил Суботина и Дьячкову в отдельную комнату, обыскал их при понятых, но часов, принадлежащих Печенкину, найдено не было, о чем и был составлен протокол. Субботин и Дьячкова, признав себя оклеветанными, просили г. товарища Тобольского губернского прокурора подвергнуть Печенкиных уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 136 Устава о наказании, заявив, что их обыскали в швейцарской при массе публики, а не в отдельной комнате. Дьячкова показала, что при обыске ея надзирателем Печенкины обносили разными названиями…
Какое решение вынес суд?
Суд приговорил Николая Федорова Печенкина и его жену Е. Печенкину, виновных в нанесении оскорбления О. Дьячковой и Л. Субботину, подвергнуть аресту при полиции на один месяц каждого.
ДЕЛО ОБ ОБИДЕ
В ноябре месяце 1894 года в город Тюмень прибыл тобольский вице-губернатор, оставил свои вещи в номерах Чеховича под присмотром стражника Чиркова и уехал в г. Екатеринбург.
Во время отсутствия Чиркова экономка Чеховича перенесла вещи вице-губернатора в другой номер, а прежний номер был занят какими-то посторонними посетителями.
Возвратившись в номера Чеховича и заметив, что прежний номер занят какими-то посторонними посетителями, Чирков, не зная ничего о судьбе вверенных его наблюдению вещей и опасаясь за их целость, заявил о случившемся в полицию.
Для расследования дела был командирован стражник Кадников. Когда Кадников и Чирков возвратились в номера Чеховича, то служащий при номерах лакей Аристарх Григорьев, обратившись к Чиркову, сказал : «Ты сегодня весь день шляешься, пьянствуешь, а потом заявляешь на нас».
По поводу этого последнего обстоятельства был составлен протокол, и против Григорьева было возбуждено преследование…
К чему приговорили виновного?
Суд приговорил ялуторовского мещанина Аристарха Григорьева Григорьева, 50 лет, виновного в нанесении 24-го ноября 1894 года словесной обиды стражнику Чиркову при исполнении им своих служебных обязанностей, подвергнуть денежному взысканию в размере двух рублей, а при несостоятельности аресту при полиции на один день.
ДЕЛО О ПОДУШКАХ
Согласно заявлению, поданному Людмилой Цывутиной… Петр Цывутин, сын жалобщицы, привлечен к ответственности по обвинению его в том, что он тайно похитил пальто, ружье и две подушки, принадлежащие матери своей.
Какое наказание понес преступник?
Суд приговорил мещанина Петра Андреева Цывутина, 23 лет, признать виновным в том, что 15 июня 1895г. самоуправно взял пальто, принадлежащее матери его Людмиле Цывутиной из квартиры последней в г.Тюмени, подвергнуть аресту на четыре дня, пальто вернуть Цывутиной.
В 1895 году в городе была совершена еще одна кража – похитили белье, находившееся на просушке. За это виновный получил наказание – два месяца ареста, белье возвращено владельцу.
Пожалуй, самое тяжелое преступление, совершенное против личности, – случай хулиганства в селе Тугулымском. Там селянин А. Сидоров после ссоры с односельчанином Василием Щелкуновым нанес ему рану ножом. За это суд приговорил его к заключению в тюрьме на два месяца.
Это все уголовные преступления, совершенные в Тюмени за указанные два года. Тюмень дореволюционная была городом большой нравственности и православной культуры. Интересны не только эти вышеприведенные правонарушения, но и то, какие наказания за них давались судом. Как видим, за небольшие кражи виновные наказывались всего несколькими месяцами или днями ареста. Даже за нанесение телесных повреждений ножом винов-ный был приговорен лишь к двум месяцам тюрьмы. Сейчас в городе ежедневно совершается намного больше и намного более серьезных преступ-лений, чем за два приведенных дореволюционных года. Да и наказания сейчас намного более суровые. Каков результат их – можно видеть из сравнения приведенных данных о дореволюционном времени и современных.