Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как разыграть шахматную партию, чтобы игра принесла победу?

Спорт, 00:04, 31 октября 2015, Галина МИХАЙЛЕНКО
Слушать новость
Как разыграть шахматную партию, чтобы игра принесла победу?. .

1. Разыгрывая партию, многие шахматисты, особенно молодые, да и те, кто пока не достиг особых успехов в игре, как правило, допускают типичные ошибки. Рассмотрим, какие именно.

2. Поспешные ходы и, как следствие, грубые ошибки. Чтобы исключить их при игре, выбирая из множества ценных мыслей, следуйте классическому принципу, сформулированному Хосе Раулем Капабланкой: «Необходим контроль над каждым ходом, каким бы очевидным он ни казался издалека». Этому совету следуют все известные шахматисты. Гроссмейстер Александр Котов писал об этом совете: «Закончив расчет вариантов, вы прежде всего должны записать предполагаемый ход на бланке. Именно прежде чем сделать ход!».

3. Заучивание дебютных вариантов без понимания их идейной сущности. «Главная задача изучающего дебют – понять стратегическую сущность некоторых основных позиций, определяющих систему вариантов», – А. Котов.

4. Игра из общих соображений, без конкретного плана, подкрепленного точным расчетом. Знакомясь с приемами игры в том или ином варианте, необходимо понять стратегическую идею, присущую именно данному варианту.

5. Недооценка содержащихся в позиции комбинационных мотивов и возникающих в связи с ними скрытых угроз противника.

6. Несоответствие между искусством ведения атаки и защиты. Потеря уверенности игры в трудных, стесненных позициях.

7. Просчеты в вариантах, комбинациях – следствие недостаточно тренированной памяти.

8. Недостаточное знание основных законов эндшпиля, важнейших теоретических окончаний и, как следствие, слабая техника игры в эндшпиле.

9. Проведение ошибочного стратегического плана — следствие неверной оценки позиции.

10. Проблема времени в практической партии (цейтнотная болезнь). «Шахматисты не должны делить позиции на скучные и интересные, всегда надо трудиться, работать, мыслить», – такую мысль высказал Давид Бронштейн, конечно же, это высказывание поддерживают все участники турниров и трудятся, обдумывая каждый ход в каждой партии.

Посмотрите партии и прокомментируйте их, определяя по вышесказанному, в чем ошибки проигравших.

1) Э. Бакро – Д. Антон (чемпионат Европы, Ереван, 2014, защита Модерн-Бенони) 1.с с D4 Kf6 2.С4 г6 и 3.Kc3 Cg7 4.Е4 д6 5.Ф3 0-0 6.Kge2 С5 7.д5 е6 8.Кг3 Эд 9.компакт А6 10.А4 Ke8 11.Также Также Cd3 Платой Платой Kd7 12.0-0 Ke5 13.Вариантами вариантами ce2 н5 14.Се3 Н4 15.Х1 клавишу F5 и 16.Фd2 Kf6 17.Классе классе kf2 (видим, что черные весьма предприимчивы. Острый и азартный игрок. Он действует по принципу Наполеона Бонапарта: «Главное – ввязаться в бой. А там посмот - рим!») 17. ... Н3! 18.К:Н3 Фе 19.Ф4 (у белых имелся план — 19.Фе с:Н3 20.гр Фa5 21.Kph1! Лae8 22.Лg1 и Н3 пешка идет вперед) 19. ... В классе кф3+! 20.С:F3 с объективом с объективом EF 21.Л:Ф3 с Cg4 22.Лg3 Фd7 23.Kg5 В5 24.в аренду в аренду H3 Cf5 черные доминируют, уничтожив пешку д5, получили большой перевес при материальном равенстве, выиграли.

2) Дизен – Эгмонт (первенство мира среди юношей, Гронинген, 1977, Испанская партия) 1.Е4 е5 2.В Классе В Классе Kf3 Kc6 3.Cb5 бесплатно бесплатно А6 4.Ca4 Kf6 5.0-0 Се7 6.Лe1 Б5 7.Мне не нравится в дб3 0-0 8.Д4 (так можно уклониться от атаки Маршалла. Однако надо считаться с возможностью 8. ... К:Д4!? 9.АР:на клавиши F7+ Л:F7 на притоке-в 10.К:е5 Лf8! 11.Ф:Д4 С5 12.Фd1 Фc7 или 12. ... Кб7!?, и инициатива черных вполне компенсирует недостачу пешки) 8. ... д6 9.С3 Cg4 10.Се3 Эд 11.компакт Ka5 12.Сс2 С5 13.Kbd2 компакт-диска 14.С:с С D4 Kc6 15.Се3 д5 16.в аренду в аренду H3 Ch5 17.Г4! де 18.гр эф 19.Ф:Ф3! (немногие решились бы издалека пойти на позицию с такой пешечной структурой. Но Дизен правильно определил главное – большую активность белых фигур по открытым вертикалям и горизонталям) 19. ... Kb4 20.Мне Не Нравится В Дб3 Kbd5 21.Cg5 н6 22.Сн4 Лe8 23.Лad1 Лa7 24.Ke4 Лd7 25.Кг3! Kc7 26.Св4 Kf5 27.К:н6+!, черные сдались.

3) К. Кахиани-Гершинска – А. Костенюк (командный чемпионат Европы, Варшава, 2013, дебют Рети) 1.Кф3 д5 2.С4 е6 3.В3 Kf6 4.Св2 В6 5.Г3 Кб7 6.Сд2 Се7 7.0-0 0-0 8.Е3 А5 9.Kc3 Kbd7 10.Д4 Фb8!? 11.Фc2 А4! В этой партии черные применили очень интересный новый план против двойного фианкетто. Видно, что наши сильнейшие шахматистки и их тренеры очень серьезно работают над дебютом, показывая хороший пример молодым, здесь черные действуют предельно конкретно, не позволяя сопернице «просто ходить, необходимо думать». На 12.К:А4, последовало бы 12. ... постоянного тока 13.БЦ Б5! 14.Кб Се4 15.Фc4 Сd5) 12.Лad1 Лa5 13.Ke5 постоянного тока 14.Kc6? (столкнувшись с новым планом, белым имело смысл проявить осторожность 14.К:С4 с:Г2 с 15.КП:Г2 АБ 16.АВ Лa8 и игра равна) 14. ... С:С6 15.С:С6 16 Кб.АВ А3 17.Са1 В5 18.Фe2 В4 (в результате небольших осложнений черные получили защищенную проходную на а3) 19.Ка2 Фb6 20.Лc1 КЦ 5! 21.в постоянного тока Ф:С6 22.К:В4 Фb7 23.Сс3 Л:С5, и черные реализовали свой перевес. А наш главный совет, чтобы не допускать ошибок в партиях и добиваться хороших результатов в турнирах, необходимо ежедневно находить время для занятий с тренером и для самостоятельной работы.

Зарядка для ума: /диагр. 1/ – задача, /диагр. 2/ – комбинация.

1. Разыгрывая партию, многие шахматисты, особенно молодые, да и те, кто пока не достиг особых успехов в игре, как правило, допускают типичные ошибки. Рассмотрим, какие именно.

2. Поспешные ходы и, как следствие, грубые ошибки. Чтобы исключить их при игре, выбирая из множества ценных мыслей, следуйте классическому принципу, сформулированному Хосе Раулем Капабланкой: «Необходим контроль над каждым ходом, каким бы очевидным он ни казался издалека». Этому совету следуют все известные шахматисты. Гроссмейстер Александр Котов писал об этом совете: «Закончив расчет вариантов, вы прежде всего должны записать предполагаемый ход на бланке. Именно прежде чем сделать ход!».

3. Заучивание дебютных вариантов без понимания их идейной сущности. «Главная задача изучающего дебют – понять стратегическую сущность некоторых основных позиций, определяющих систему вариантов», – А. Котов.

4. Игра из общих соображений, без конкретного плана, подкрепленного точным расчетом. Знакомясь с приемами игры в том или ином варианте, необходимо понять стратегическую идею, присущую именно данному варианту.

5. Недооценка содержащихся в позиции комбинационных мотивов и возникающих в связи с ними скрытых угроз противника.

6. Несоответствие между искусством ведения атаки и защиты. Потеря уверенности игры в трудных, стесненных позициях.

7. Просчеты в вариантах, комбинациях – следствие недостаточно тренированной памяти.

8. Недостаточное знание основных законов эндшпиля, важнейших теоретических окончаний и, как следствие, слабая техника игры в эндшпиле.

9. Проведение ошибочного стратегического плана — следствие неверной оценки позиции.

10. Проблема времени в практической партии (цейтнотная болезнь). «Шахматисты не должны делить позиции на скучные и интересные, всегда надо трудиться, работать, мыслить», – такую мысль высказал Давид Бронштейн, конечно же, это высказывание поддерживают все участники турниров и трудятся, обдумывая каждый ход в каждой партии.

Посмотрите партии и прокомментируйте их, определяя по вышесказанному, в чем ошибки проигравших.

1) Э. Бакро – Д. Антон (чемпионат Европы, Ереван, 2014, защита Модерн-Бенони) 1.с с D4 Kf6 2.С4 г6 и 3.Kc3 Cg7 4.Е4 д6 5.Ф3 0-0 6.Kge2 С5 7.д5 е6 8.Кг3 Эд 9.компакт А6 10.А4 Ke8 11.Также Также Cd3 Платой Платой Kd7 12.0-0 Ke5 13.Вариантами вариантами ce2 н5 14.Се3 Н4 15.Х1 клавишу F5 и 16.Фd2 Kf6 17.Классе классе kf2 (видим, что черные весьма предприимчивы. Острый и азартный игрок. Он действует по принципу Наполеона Бонапарта: «Главное – ввязаться в бой. А там посмот - рим!») 17. ... Н3! 18.К:Н3 Фе 19.Ф4 (у белых имелся план — 19.Фе с:Н3 20.гр Фa5 21.Kph1! Лae8 22.Лg1 и Н3 пешка идет вперед) 19. ... В классе кф3+! 20.С:F3 с объективом с объективом EF 21.Л:Ф3 с Cg4 22.Лg3 Фd7 23.Kg5 В5 24.в аренду в аренду H3 Cf5 черные доминируют, уничтожив пешку д5, получили большой перевес при материальном равенстве, выиграли.

2) Дизен – Эгмонт (первенство мира среди юношей, Гронинген, 1977, Испанская партия) 1.Е4 е5 2.В Классе В Классе Kf3 Kc6 3.Cb5 бесплатно бесплатно А6 4.Ca4 Kf6 5.0-0 Се7 6.Лe1 Б5 7.Мне не нравится в дб3 0-0 8.Д4 (так можно уклониться от атаки Маршалла. Однако надо считаться с возможностью 8. ... К:Д4!? 9.АР:на клавиши F7+ Л:F7 на притоке-в 10.К:е5 Лf8! 11.Ф:Д4 С5 12.Фd1 Фc7 или 12. ... Кб7!?, и инициатива черных вполне компенсирует недостачу пешки) 8. ... д6 9.С3 Cg4 10.Се3 Эд 11.компакт Ka5 12.Сс2 С5 13.Kbd2 компакт-диска 14.С:с С D4 Kc6 15.Се3 д5 16.в аренду в аренду H3 Ch5 17.Г4! де 18.гр эф 19.Ф:Ф3! (немногие решились бы издалека пойти на позицию с такой пешечной структурой. Но Дизен правильно определил главное – большую активность белых фигур по открытым вертикалям и горизонталям) 19. ... Kb4 20.Мне Не Нравится В Дб3 Kbd5 21.Cg5 н6 22.Сн4 Лe8 23.Лad1 Лa7 24.Ke4 Лd7 25.Кг3! Kc7 26.Св4 Kf5 27.К:н6+!, черные сдались.

3) К. Кахиани-Гершинска – А. Костенюк (командный чемпионат Европы, Варшава, 2013, дебют Рети) 1.Кф3 д5 2.С4 е6 3.В3 Kf6 4.Св2 В6 5.Г3 Кб7 6.Сд2 Се7 7.0-0 0-0 8.Е3 А5 9.Kc3 Kbd7 10.Д4 Фb8!? 11.Фc2 А4! В этой партии черные применили очень интересный новый план против двойного фианкетто. Видно, что наши сильнейшие шахматистки и их тренеры очень серьезно работают над дебютом, показывая хороший пример молодым, здесь черные действуют предельно конкретно, не позволяя сопернице «просто ходить, необходимо думать». На 12.К:А4, последовало бы 12. ... постоянного тока 13.БЦ Б5! 14.Кб Се4 15.Фc4 Сd5) 12.Лad1 Лa5 13.Ke5 постоянного тока 14.Kc6? (столкнувшись с новым планом, белым имело смысл проявить осторожность 14.К:С4 с:Г2 с 15.КП:Г2 АБ 16.АВ Лa8 и игра равна) 14. ... С:С6 15.С:С6 16 Кб.АВ А3 17.Са1 В5 18.Фe2 В4 (в результате небольших осложнений черные получили защищенную проходную на а3) 19.Ка2 Фb6 20.Лc1 КЦ 5! 21.в постоянного тока Ф:С6 22.К:В4 Фb7 23.Сс3 Л:С5, и черные реализовали свой перевес. А наш главный совет, чтобы не допускать ошибок в партиях и добиваться хороших результатов в турнирах, необходимо ежедневно находить время для занятий с тренером и для самостоятельной работы.

Зарядка для ума: /диагр. 1/ – задача, /диагр. 2/ – комбинация.