Этапы творческого развития
Каждый шахматист на первом этапе совершенствования опирается на законы, созданные его воображением. В первую очередь начинающий шахматист стремится к материальным завоеваниям, для чего с первых ходов вводит в игру сильнейшую фигуру – ферзя, чтобы с его помощью нанести противнику максимальный урон.
Новички не могут удержаться от соблазна объявить шах, хотя это часто связано с ухудшением собственной позиции, не заботясь о безопасности своего короля, пренебрегают рокировкой. Этот этап творческого развития с помощью тренера необходимо пройти как можно быстрее. Советую прислушиваться к мудрым словам выдающихся гроссмейстеров. «Сначала нужно научиться комбинировать, прежде чем пробовать играть позиционно», – советовал чехословацкий шахматист Рихард Рети. Прислушаемся к этим мудрым словам. Это необходимо, учитывая, что многие тренеры в начале работы с юными шахматистами заставляют своих учеников разыгрывать спокойные варианты ферзевого гамбита или варианты защиты Каро-Канн.
А лучше в начальный период обучения не запоминать скучные варианты, а разбирать как можно больше партий, которые содержат комбинационную игру.
Посмотрим партии:
1) Р. Шпильман – Э. Колле (Дортмунд, 1928, получившая 1-й приз «За красоту») 1.e4 Kf6 2.e5 Kd5 3.c4 Kb6 4.d4 d6 5.f4 Cf5 6.Kc3 de 7.fe e6 8.Ce3 Kc6 9.Ce2 Ce7 10.Kf3 0-0 11.0-0 f6 12.Kh4 fe 13.K:f5 ef 14.d5 Kd4 15.C:d4 ed 16.Ф:d4 Kd7 17.Ka4 b5 18.cb Cd6 19.Лae1 Фe7 20.Cd3 Ke5 21.Kph1 f4 22.Лe2 Лae8 23.Kc3 Фh4 24.Ke4 Kg4 25.h3 f3 26.Л:f3 Л:f3 27.Kf6+ Kpf7, 0 : 1;
2) А. Федоров – А. Широв (Польша, 2000, королевский гамбит) 1.e4 e5 2.f4 ef 3.Kf3 g5 4.h4 g4 5.Ke5 d6 6.K:g4 Kf6 7.Kf2 Лg8 8.d4 Ch6 9.Kc3 Kc6 10.Kd5 K:d5 11.ed Фe7+ 12.Ce2 Kb4 13.c4 Cf5 14.Фa4+ Kpf8 15.Ф:b4 Лe8 16.Фd2 Л:g2 17.Kpf1 Лg3 18.Фd1 Ce4 19.Лh2 f5 20.K:e4 fe 21.Cg4 e3 22.Cf3 Фg7 23.Лh1 Лg2, белые сдались, блестящая победа!
3) Муршед – Иванчук (первенство мира среди юношей, ОАЭ, 1985, ферзевый гамбит) 1.c4 e6 2.Kc3 d5 3.d4 c6 4.Kf3 Kf6 5.Cg5 dc 6.e4 b5 7.e5 h6 8.Ch4 g5 9.ef gh 10.Ke5 Ф:f6 11.g3 Kd7 12.Фe2 c5! 13.Cg2 cd 14.K:d7 C:d7 15.Kd5 Фg7 16.Kc7+ Kpd8 17.K:a8 Cb4+ 18.Kpf1 d3 19.Фd1 Ф:b2 20.Лb1 Фd2! 21.f4? Ф:d1+ 22.Л:d1 Kpe7 23.Лb1 Ca3 24.Kpe1 c3 25.Лb3 b4 26.Ce4 Лc8 27.Л:a3 ba 28.C:d3 Л:a8, у черных большой перевес, 0:1.
Первое необходимое условие в подготовке младших школьников – это появление острого желания у ребенка добиться высоких результатов в шахматном спорте. Но одного желания мало. Тренеру необходимо с первых дней занятий объяснять ученику, что шахматы требуют колоссальной многолетней работы. Заниматься ими вполсилы – напрасный труд. Предположим, что ребенок это осознал и готов работать, не жалея времени и сил, и родители его в этом поддерживают. Теперь самое время проявить себя тренеру, используя известную методику подготовки юных шахматистов. Важнейшие ее элементы – участие в турнирах, выработка умения принимать решения, постоянно пополнять свои знания в изучении дебютов, окончаний и комбинаций. При изучении комбинаций тренеру необходимо рассказать ученикам, что для победы необходимо прежде всего получить преимущество (материальное или позиционное). Комбинация – один из способов реализации позиционного преимущества и исключительно важный раздел занятий в эстетическом отношении. На занятиях после расстановки исходной позиции любой комбинации каждый тренер задает один и тот же вопрос ученикам: «У кого преимущество и почему?»
И только следующий вопрос тренера – «Как продолжить партию?» С самого начала обучение решения комбинаций используется не только для тренировки техники расчета вариантов, но и для понимания позиционных основ (владение центром, открытые линии, активное расположение легких фигур, разрушение пешечной защиты короля с помощью жертвы фигуры для матовой атаки).
Для завершения занятия тренер, как правило, задает домашнее задание. Решите пять комбинаций:
1) Роджерс – Милош (Манила, 1992),
2) Перес – Цигель (Гавана, 1998),
3) Котов – Геллер (Москва, 1949),
4) Дреев – Свешников (Россия, 1992),
5) Алехин – Брейер (Мангейм, 1914).
Кто заинтересовался этим занятием, оцените позиции и найдите верный путь выигрыша в партиях /диагр. 1–5/. Удачи!