Героям стальных магистралей
В Тюмени открыли памятник, посвященный железнодорожникам фронта и тыла
В среду на площади перед Дворцом культуры «Железнодорожник» г. Тюмени состоялось торжественное открытие мемориального комплекса, посвященного железнодорожникам фронта и тыла. Памятник создан в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в честь боевых и трудовых подвигов тюменских железнодорожников. Инициаторами возведения монумента выступили тюменские ветераны-железнодорожники.
В церемонии открытия памятника приняли участие губернатор Тюменской области Владимир Якушев, начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов, главный федеральный инспектор региона Андрей Руцинский, глава администрации Тюмени Александр Моор, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий, а также ветераны, работники железной дороги, представители общественных организаций и горожане.
Огромное спасибо ветеранам за все, что они сделали. Благодаря подвигам этих людей у нас есть возможность жить и работать, а наша страна имеет суверенитет и может защищать свои права на внешнеполитической арене. Память о поколении победителей будет свято хранить нынешнее поколение, а также то, что придет за ним. Владимир ЯКУШЕВ, губернатор Тюменской области
– Во время непредвиденных событий без железной дороги не обойтись, а в 1941-45 годах без четко организованной работы стальных магистралей Победа была бы просто невозможна, – обратился к ветеранам-железнодорожникам губернатор Владимир Якушев. – Мы увековечили подвиги тех людей, которые восстанавливали пути, делали на заводах продукцию для железных дорог и управляли тепловозами. В условиях бомбежек, наступлений, прорывов врага это был настоящий героизм. Нас хвалят и говорят, что мы сделали важное дело, а я считаю, что важное дело сделали в свое время именно вы, а мы только делаем, что нам положено по совести.
Губернатор Тюменской области поблагодарил ветеранов отрасли и всех, кто принял участие в разработке и создании монумента.
– Великая Отечественная война вошла в каждую российскую семью, и мою в том числе, и это связано с железной дорогой, – рассказал Владимир Якушев. –Дед моей жены с 1941 по 1945 год был машинистом, водил составы к линии фронта, а после войны до самой пенсии продолжал работать на Свердловской железной дороге.
– Неоценимый вклад в дело Победы внесли железнодорожники Тюмени, – отметил начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов. – Они не только обеспечивали пропуск эшелонов с войсками, техникой и эвакуированными грузами, справлялись с осмотром и ремонтом вагонов, но и создавали оружие для фронта. Ценой непомерных усилий, страданий и невосполнимых утрат мы выстояли, дали отпор врагу и победили.
Необычный памятник создан архитекторами Екатеринбургского художественного фонда Сергеем Титлиновым и Александром Медведевым из железнодорожных рельсов времен войны, привезенных из западных областей России, где шли бои, и с востока страны, из тыла. Идею тюменских ветеранов-железнодорожников поддержали руководители Свердловской железной дороги. Композиция представляет собой арку, сложенную из рельсов. Внутри арки – колокол памяти. Колонны украшены скульптурными рельефами, отражающими образы истории стальных магистралей периода войны.
К поздравлениям присоединились митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий и глава администрации города Александр Моор. В голубое небо над городом поднялись сотни белых воздушных шаров. Право первым позвонить в колокол получил ветеран Свердловской железной дороги Юрий Лысков. В завершение церемонии участники возложили к новому памятнику цветы и зажгли свечи.
цифры и факты
■ В годы войны в Тюмень эвакуировали 22 завода и промышленных предприятия из центральной части страны.
■ Коллектив тюменских железнодорожников передал 107 000 рублей на строительство эскадрильи самолетов. За это он был отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего.
■ В вагонном депо тюменские железнодорожники делали минометы, отливали мины и собирали знаменитый ППШ – пистолет-пулемет Шпагина.
■ Тюменские железнодорожники по собственной инициативе собрали деньги и в январе 1942 года за 25 дней построили на них поезд-баню, который состоял из 10 специально оборудованных вагонов.
■ Железнодорожники Ишима в 1942 году построили бронепоезд «Патриот», который затем воевал на Курской дуге и на Украине.