Иванов и все-все-все!
В Тюменском регионе известный писатель из Перми работает над новым проектом
досье
Алексей ИВАНОВ,
прозаик, эссеист
■ Родился в 1969 году в Горьком.
■ Трижды номинировался на премию «Национальный бестселлер», лауреат премий имени Мамина-Сибиряка и Бажова, «Эврика», «Старт», «Книга года», «Портал», «Мраморный фавн».
■ Широкую известность получил благодаря книгам «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы».
■ В 2014 году стал автором текста для «Тотального диктанта».
По библиотекам на встречи с читателями писатель Алексей Иванов обычно не ездит – некогда, да и так называемым «литературным чесом» брезгует. А выходит он в люди только тогда, когда посещает очередной российский регион с рабочим визитом – материала набрать, книги по теме раздобыть.
Вот и в Тобольск и Тюмень на прошлой неделе мастер слова прибыл по делу: вместе с Олегом Урушевым, генеральным продюсером кинокомпании Solivs и телекомпании «СургутИнформ-ТВ», Иванов работает над большим проектом «Тобол». Задача – написать сценарий восьмисерийного фильма о духовной столице Сибири в петровское время и на его основе, «чтоб два раза не вставать», одноименный роман. Еще одна составляющая «книжно-документально-художественного» проекта – книга нон-фикшн «Закон и тайга» об истории русской государственности от похода Ермака до Петра I. Говорит, Тюменской областью заняться хотел давно. Случилось, наконец.
Цейтнот в Тобольске
– Специально ездите по сибирским городам, чтобы потом про них написать?
– Просто нравятся крупные российские города, самодостаточные региональные культурные проекты. У меня есть роман «Сердце Пармы» – о княжестве Пермь Великая. Есть сложносоставная нон-фикшн книга про пугачевщину «Увидеть русский бунт», в которой про реку Урал и яицких/оренбургских казаков, Башкирию и Поволжье. Есть «Горнозаводская цивилизация». Такого, чтобы сначала поехал в Екатеринбург и написал «Ебург», поехал в Челябинск и написал «Челябу», нет… Нет никакой системы. Обычный интерес. Тобольск же невозможно подверстать ни к Москве, ни к любому другому городу – у него особая история.
– Расскажите, что делали в Тобольске?
– В Тобольске все в таком цейтноте проходило, что счет времени потерял. Снимали кремль, чтобы понять, насколько его вообще можно использовать в фильме. Поиск натуры – дело достаточно сложное, тем более для такого большого проекта, как «Тобол». Побывали в Абалаке, плавали к городищу Искер… А жили в Гостином дворе, построенном Семеном Ремезовым. Увы, для натуры он не подойдет – слишком современный ремонт.
– Сколько у вас времени на воплощение проекта?
– Фильм будем снимать долго. Он выйдет только года через три. А одноименный роман и книгу «Закон и тайга» напишу через полтора.
– Сюжет знаете или пока лишь собираете материал?
– Сценарий готов на две трети. Сюжет – хитрый, запутанный. Но в силу того, что это художественное произведение, а не историческая хроника, кое-что исказим, а кое-что добавим, чтобы было интересно смотреть. Главная задача – представить образ эпохи, а не буквально воспроизвести исторические тонкости. Что я имею в виду? В фильме и романе губернатор Матвей Гагарин (его сыграет актер Дмитрий Назаров, известный по телесериалу «Кухня». – Прим. автора) приезжает в Тобольск в 1711 году. На самом деле в это время он доехал только до Верхотурья и был возвращен в столицу царским указом. До Сибири же добрался в 1712-м. Такие метания, естественные для реальной жизни, плохо смотрятся на экране, да и в романе они не нужны. Поэтому подобные вещи редуцирую.
Не ждите от сериала исторической достоверности. Историю нужно изучать по учебникам! В фильм также невозможно затолкнуть все – волей-неволей приходится что-то изменять... В географии есть понятие генерализация. На глобусе вы не увидите абсолютно все города, деревни, речки. Так и в кино, и в роман многое не поместится. Не думаю, что это драма или конфликт.
– Нет желания самому сыграть в «Тоболе»?
– Желание есть не только написать книгу, но и сделать весь фильм самостоятельно как режиссер, оператор, автор музыки, монтажер, сыграть за всех актеров (смеется). Но для каждого из нас – своя епархия. И моя епархия как сценариста – все-таки сценарий.
От фильма вообще стараюсь держаться в стороне – не хватаю никого за рукава, не путаюсь под ногами. Команде доверяю! Олег Урушев – мой хороший знакомый.
– Интересна ли вам тема спецпереселенцев в Сибири?
– Да, интересна. Но ее невозможно уложить ни в фильм, ни в роман – большая слишком. Возможно, написал бы про строительство «мертвой дороги», но жизнь моя тоже не резиновая.
Былое и думы
– Вы поменяли много профессий, почему на писателе остановились?
– Я изначально хотел стать писателем, но поскольку у меня не получалось, приходилось работать и сторожем, и дворником, и учителем, и гидом-проводником в турфирме, и руководителем кружка. Недавно откопал ученическую тетрадку. В ней исписано всего три страницы, а на обложке красуется: «Три робинзона. Роман. Алеша Иванов. Шесть лет».
– Почему вас не видно на семинарах молодых литераторов в качестве наставника? Нечего сказать или не считаете нужным говорить?
– Вообще-то некогда. Моя творческая судьба складывалась непросто – 13 лет не печатали. Привык ощущать себя учеником. Не считаю вправе кого-то учить, оценивать произведения. Не хочу никому говорить жестких слов, даже если их заслужили. Насчет писательских тусовок… Абсолютно не тусовочный человек: не сижу ни в каких жюри, принципиально много лет не участвую ни в каких премиях. Есть команда, с которой я работаю, и она важнее, чем тусовка.
– Расскажите предысторию романа «Географ глобус пропил»?
– Там же нет никакого сюжета. Эксклюзивности нет. Просто описывается один год из жизни учителя, который пришел в школу, а через год его выгнали за профнепригодность.
– Помните свой роман «Общага-на-крови»?
– Да, конечно! «Общагу» написал 23 года назад. Помню, что очень хотелось написать роман о реальной жизни в общаге и чтобы герои не выходили за ее пределы. Это послужило причиной некой искусственности сюжета, даже театральности, когда едины место, время и действие, но я решил, что овчинка стоит выделки…
– В силах ли снять фильм по роману «Сердце Пармы», режиссером которого намеревался стать Сергей Бодров-старший?
– Да, все в силах. К концу этого года должны дописать сценарий. Поскольку Бодров сейчас живет в Голливуде, общение с ним затруднено – новости получаю раз в пару месяцев. Не знаю, насколько фильм будет соответствовать книге, да и нужно ли это… Мне кажется, этому режиссеру по плечу снять и эпос, и экшн одновременно. Нравятся его «Монгол», «Кочевник». Я уж не говорю о картине «Седьмой сын». «Сердце Пармы» – это ведь тоже фэнтези.
– Почему не ставите свои книги в Интернет бесплатно?
– Книги – мой единственный источник доходов. К тому же не продаю права на электронные версии.
– Насколько вам было интересно поучаствовать в проекте по написанию текста к тотальному диктанту?
– Для писателя честь, когда его приглашают на такую гражданскую акцию. Участвуя в подобном, люди как бы заявляют: мы живем по закону и пишем по закону, мы не стая и не стадо.
Принципы писания
– Когда работаете, какими источниками пользуетесь?
– В архивах не роюсь – я же писатель, а не историк, а если касается произведений нон-фикшн, то культуролог. Стараюсь не влезать на чужую территорию. Приводимые теории – не мои, а уважаемых специалистов.
– В ваших книгах много жестких сцен. Зачем они?
– Не иду на поводу ни у читательских ожиданий, ни у издательских требований. Если вы имеете в виду сцены битв и сражений, то что делать, если так было?! Я же не пишу сусальные романы, в которых все благостно, а стараюсь описывать эпоху так, как она выглядела в реальности. В реальности же все было очень некрасиво.
– Планируете ли отойти от исторического жанра?
– Вообще работаю в разных жанрах, последний мой роман «Династия» – современная городская проза. А что буду писать после, еще не решил.
– Пишете механически или божье откровение в этот момент происходит?
– Если бы можно было анализировать себя во время написания, то раскрыли бы тайну творчества – сформулировали принципы, отработали технологию… Не могу сказать, что какой-то голос с небес звучит, в иные миры переношусь. Но точно, когда увлекусь, никого и ничего не вижу и не слышу.
– В каком веке вам бы хотелось жить?
– Кто не жил в XVIII веке, тот не жил на белом свете! Тогда все было драматургично, ярко выражено: если ты дворянин, то дворянин, если бунтовщик, то бунтовщик! Это потом границы размылись…
– Как отдыхаете?
– Просто меняю вид деятельности. Я много путешествую по России и вижу массу сюжетов, за которыми нет необходимости ехать в экзотические страны.