Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Что скрывает маркировка на овощах и фруктах?

– Слышала, что производители продуктов питания наносят на  упаковку специальные знаки и символы, которые содержат множество полезной информации. Что следует знать покупателю? Как научиться распознавать специальные символы и рисунки? Галина Мелешкина, г. Тюмень

Слушать новость
Что скрывает маркировка на овощах и фруктах?. – Слышала, что производители продуктов питания наносят на  упаковку специальные знаки и символы, которые содержат множество полезной информации. Что следует знать покупателю? Как научиться распознавать специальные символы и рисунки? Галина Мелешкина, г. Тюмень.

Отвечает заместитель начальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Тюменской области Татьяна Ивановна Никоза (тел. (3452) 20-27-14)

– С 1 июля 2013 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), который разработан с целью установления на единой таможенной территории единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпуска-емой в обращение. Он не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг для потребления на месте производства, а также продукцию, производство которой осуществляется физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.

Под маркировкой пищевой продукции понимается информация, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую, транспортную упаковку или иной вид носителя информации, прикрепленного к упаковке или помещенного в ней.

Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

При выборе овощей и фруктов потребителю необходимо обращать внимание на информацию, нанесенную на потребительскую упаковку (этикетку, ярлык).

Информация должна содержать следующие сведения:

  • о наименовании овощей или фруктов, которое должно позволять относить продукцию к данной группе, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции;
  • количество овощей и фруктов в упаковке: допускается одновременное использование двух величин для указания количества пищевой продукции, например, общая масса и количество штук, масса и объем;
  • дату изготовления овощей и фруктов: после слов «дата изготовления» указывается непосредственно дата изготовления пищевой продукции или место нанесения этой даты на потребительскую упаковку, допускается наносить год урожая сельскохозяйственных культур, год сбора дикорастущих фруктов;
  • срок годности плодоовощной продукции: после слов «годен до», «годен», «годен до конца» указывается срок годности пищевой продукции или место нанесения этого срока на упаковку. Маркировка пищевой продукции, в отношении которой изготовителем устанавливается неограниченный срок годности, должна дополняться надписью «Срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения»;
  • условия хранения овощей и фруктов, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
  • наименование и место нахождения изготовителя овощей и фруктов или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя – изготовителя такой продукции, уполномоченного изготовителем лица, организации-импортера или индивидуального предпринимателя-импортера. В маркировке плодоовощной продукции, фруктов, поставляемых из третьих стран, указывается наименование и место нахождения импортера. Овощи и фрукты, упакованные не в месте их выращивания (за исключением случаев упаковывания пищевой продукции в потребительскую упаковку организациями розничной торговли), должны содержать информацию об изготовителе и юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание овощей и фруктов не в месте их изготовления для ее последующей реализации, по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (ЕАС).

Информация об отличительных признаках овощей и фруктов указывается при маркировке на добровольной основе. В случае наличия на маркировке овощей и фруктов информации об отсутствии или  с использованием ГМО она должна быть подтверждена доказательствами, сформированными лицом, указавшим это заявление, в маркировке пищевой продукции самостоятельно или полученными им  с участием других лиц.

Показатели пищевой ценности овощей (включая картофель), фруктов (включая ягоды), могут не указываться. Сведения о составе пищевой продукции, например, свежих фруктов (включая ягоды) и овощей (включая картофель), которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны подобным способом, допускается не указывать.

Информация на маркировке должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства – члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) – члена(ов) Таможенного союза, за исключением определенных случаев.

В маркировке овощей и фруктов, помещенных в транспортную упаковку, могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована такая продукция, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации и т.д.

Маркировка фруктов и плодоовощной продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.

Сведения должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки будет затруднено, либо на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

Если на продукте питания отсутствует маркировка, советуем отказаться от приобретения этой продукции.

Отвечает заместитель начальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Тюменской области Татьяна Ивановна Никоза (тел. (3452) 20-27-14)

– С 1 июля 2013 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), который разработан с целью установления на единой таможенной территории единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпуска-емой в обращение. Он не распространяется на пищевую продукцию, производство которой осуществляется организациями общественного питания в процессе оказания услуг для потребления на месте производства, а также продукцию, производство которой осуществляется физическими лицами в личных подсобных хозяйствах не для целей осуществления предпринимательской деятельности.

Под маркировкой пищевой продукции понимается информация, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую, транспортную упаковку или иной вид носителя информации, прикрепленного к упаковке или помещенного в ней.

Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

При выборе овощей и фруктов потребителю необходимо обращать внимание на информацию, нанесенную на потребительскую упаковку (этикетку, ярлык).

Информация должна содержать следующие сведения:

  • о наименовании овощей или фруктов, которое должно позволять относить продукцию к данной группе, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции;
  • количество овощей и фруктов в упаковке: допускается одновременное использование двух величин для указания количества пищевой продукции, например, общая масса и количество штук, масса и объем;
  • дату изготовления овощей и фруктов: после слов «дата изготовления» указывается непосредственно дата изготовления пищевой продукции или место нанесения этой даты на потребительскую упаковку, допускается наносить год урожая сельскохозяйственных культур, год сбора дикорастущих фруктов;
  • срок годности плодоовощной продукции: после слов «годен до», «годен», «годен до конца» указывается срок годности пищевой продукции или место нанесения этого срока на упаковку. Маркировка пищевой продукции, в отношении которой изготовителем устанавливается неограниченный срок годности, должна дополняться надписью «Срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения»;
  • условия хранения овощей и фруктов, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
  • наименование и место нахождения изготовителя овощей и фруктов или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя – изготовителя такой продукции, уполномоченного изготовителем лица, организации-импортера или индивидуального предпринимателя-импортера. В маркировке плодоовощной продукции, фруктов, поставляемых из третьих стран, указывается наименование и место нахождения импортера. Овощи и фрукты, упакованные не в месте их выращивания (за исключением случаев упаковывания пищевой продукции в потребительскую упаковку организациями розничной торговли), должны содержать информацию об изготовителе и юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание овощей и фруктов не в месте их изготовления для ее последующей реализации, по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (ЕАС).

Информация об отличительных признаках овощей и фруктов указывается при маркировке на добровольной основе. В случае наличия на маркировке овощей и фруктов информации об отсутствии или  с использованием ГМО она должна быть подтверждена доказательствами, сформированными лицом, указавшим это заявление, в маркировке пищевой продукции самостоятельно или полученными им  с участием других лиц.

Показатели пищевой ценности овощей (включая картофель), фруктов (включая ягоды), могут не указываться. Сведения о составе пищевой продукции, например, свежих фруктов (включая ягоды) и овощей (включая картофель), которые не очищены от кожуры, не нарезаны или не обработаны подобным способом, допускается не указывать.

Информация на маркировке должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства – члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) – члена(ов) Таможенного союза, за исключением определенных случаев.

В маркировке овощей и фруктов, помещенных в транспортную упаковку, могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована такая продукция, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, наименование и место нахождения лицензиара, знаки систем добровольной сертификации и т.д.

Маркировка фруктов и плодоовощной продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.

Сведения должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки будет затруднено, либо на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

Если на продукте питания отсутствует маркировка, советуем отказаться от приобретения этой продукции.