По волнам памяти...
Далее в сюжете: Под сенью старых тополей
Сибирская глубинка
Еженедельно продолжаем знакомить читателей газеты «Тюменская область сегодня» с материалами, пришедшими на конкурс «Сибирская глубинка. Родная улица моя: день вчерашний – день завтрашний». Спасибо, дорогие конкурсанты, что не стесняетесь выражать свои чувства, что делитесь ценными воспоминаниями, с теплотой и сердечностью рассказываете о земляках, которыми гордится Тюменская земля. В этом выпуске мы познакомим читателей с публикациями, посвященными школе на улице Плодовой в селе Луговом Тюменского района и тюменской улицей имени Максима Горького, какой она была в середине прошлого века.
Улица – прежде всего люди, которые на ней живут. Это ее главное «содержание»!
В годы Великой Отечественной войны на моей улице Горького жила эвакуированная из Ленинграда семья Дудиных: мать и двое детей. Тетя Лиза вплоть до возвращения на родину работала на тюменском заводе «Механик».
В Тюмени на ул. Горького не все дома были как у нас. У своих построек Коровины, Одеговы, Михайловские, Васильевы держали яблоневые сады. Голодная ребятня никогда не лазала туда – угощали и так. Весной, расцветая, деревья украшали этот уголок Тюмени, радовали его жителей и цветом, и ароматом. Именно улица была нашей нянькой и воспитательницей. Мы знали каждый ее дом, каждого, кто к нем жил, чем занимался.
Раньше улица Горького тянулась из-под «горки» (так еще долго называли место, где располагался судостроительный завод и речпорт) до Транссиба. Никто не знал, где она точно кончается. Уже окраиной считалась улица Холодильная с Текутьевским кладбищем, за которыми начинались неоглядные просторы с болотами и двумя кирпичными заводами.
До 30-х годов прошлого века Горького называли 2-й Поперечной, потом – Односторонкой. Односторонку пересекала железнодорожная линия местного значения, соединявшая сапоговаляльную фабрику «Челюскинец» с Росбакалеей через завод «Механик» и уходившая на завод «Строймаш». В 50-х годах прошлого века железную дорогу убрали, и другая сторона улицы, где «Челюскинец», начала прирастать первыми кирпичными двухэтажками – для фаб-ричных. Потом Односторонку замостили булыжником, убрав большую грязь, а позже и заасфальтировали. До этого вдоль нее тянулся сплошной забор сапоговаляльной фабрики с примыкавшим к нему магазинчиком для выдачи хлеба по карточкам. Здесь работала моя бабушка Катя – единственная на весь околоток грамотная женщина.
Уже названная именем Максима Горького, улица ожила в 60-х, когда на завод «Строймаш» прибыло пополнение в виде отслуживших в армии солдат. Директор завода Ялтуновский никому не давал покоя: жильцы высадили тополя и клены, некоторые из них стоят до сих пор. Постепенно стали сносить частные хибары, строить дома и общежития. Теперь уж мало кто вспомнит, где находились железнодорожная ветка и большое болото, тянувшееся через забор на территорию фабрики. Через мостик по нему мы с коромыслами на два ведра ходили на водокачку на улицу Механическую. Позже на стыке «Механика» и «Строймаша» поставили водоразборную колонку – так была исполнена «светлая мечта» всех жителей этой территории.
Валентина ШУЛЬГА, г. Тюмень
Ранее в сюжете