В начале августа тюменская делегация побывала с деловой поездкой в Берлине. Основная тема визита – опыт Германии в продвижении продуктов местных товаропроизводителей.
В трехдневной программе мероприятия – встреча с руководством объединения торгово-промышленных палат Германии и внешнеторгового объединения предприятий розничной торговли ФРГ, семинар на тему развития маркетинговых стратегий для популяризации продуктов сельского хозяйства региональных производителей, изучение их взаимодействия с торговыми сетями на конкретных примерах (крытые и закрытые рынки, магазины «у дома», ярмарки, сельскохозяйственные кооперативы).
Выиграть в конкурентной борьбе
Как известно, чтобы помочь производителю продвинуть товар на рынок, часто требуется помощь государства. В Германии ежегодно на эти цели тратится более 35 млн. евро.
К примеру, немецкая региональная марка Von Hier (дословно – «здесь») – аналог программы «Покупаем тюменское!», которой маркируются натуральные качественные продукты, произведенные в небольших хозяйствах.
Однако если программа «Покупаем тюменское!» функционирует преимущественно благодаря поддержке правительства региона, то в Германии есть опыт объединения не только производителей между собой, но и кооперации на партнерской основе несетевой торговли и фермерских хозяйств. Инициатива при этом исходит от предпринимателей, более того, они вкладывают и собственные финансовые средства в продвижение местных товаров.
– А в Тюменской области многие владельцы магазинов «у дома» заняли пассивно-выжидательную позицию, – считает начальник регионального управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Андрей Пантелеев. – Доля рынка магазинов шаговой доступности в Берлине с 1992 года сократилась с 23 до 10 процентов. В Тюменском регионе ситуация пока далека от критической, но тем не менее количество несетевой розницы сокращается, уступая место федеральным и международным игрокам.
– Трансконтинентальные гиганты «поглощают» малый бизнес, – заметил президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин. – В гипермаркеты крестьянские хозяйства поставлять продукцию не могут по ряду причин: небольшой объем производства, высокая себестоимость натурального продукта и так далее. В итоге, лишившись традиционного канала сбыта – магазинов «у дома», им становится невыгодно работать.
– В конкурентной борьбе против крупного сетевого ритейла можно победить только сообща. Поэтому магазинам шаговой доступности, местным сельхозтоваропроизводителям и логистическим компаниям пришла пора объединяться, – уверен заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента АПК Владимир Чейметов. Он добавил, что процесс создания такого некоммерческого партнерства в Тюмени уже начался.
Биопродуктам – отдельную полку
Заместитель губернатора считает, что товарная матрица магазинов «у дома» должна быть заполнена качественными тюменскими биотоварами с короткими сроками хранения. Пусть они дороже, но зато натуральны и сделаны не по индустриальной технологии.
– В Германии маркировка биопродукции регламентирована законом. В Тюменской области она тоже будет пользоваться большим спросом, – предрекает Владимир Чейметов. – Это могут быть не только овощи, фрукты, ягоды, но и плодовые консервы, варенье. К примеру, знаком «Био» может быть отмечен картофель, при выращивании которого не применялись химические удобрения, а вредителей собирали вручную.
Заместитель губернатора напомнил, что в регионе насчитывается около 162 тысяч мелких крестьянско-фермерских хозяйств и реализация биотоваров может стать для них перспективным направлением развития. Под биопродукты можно отвести отдельные полки в торговых центрах.
Добавим, что в областной столице выбрано два магазина, которые будут полностью переориентированы на товары тюменских производителей. Если опыт окажется успешным, в 2016 году будет создана региональная франшиза, приобрести которую смогут все предприниматели, заинтересованные в рентабельном малом бизнесе в условиях продолжа-ющейся экспансии крупных торговых сетей.