Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Отправная точка поиска оригинала

Древнейшая редакция сказания об иконе 1641 года

Культура, 00:45, 04 августа 2015,
Слушать новость
Отправная точка поиска оригинала. Древнейшая редакция сказания об иконе 1641 года.

Абалакский образ Богородицы был самым популярным в Урало-Сибирском регионе начиная с середины XVII века. Но  и сегодня не утихает интерес к поискам местонахождения святыни, утраченной  в годы гражданской войны.

История образа берет свое начало в XVII веке, когда образ Знамения Божией Матери прославился как благодатный источник чудотворений и стал главной святыней Тобольской епархии. Абалакская икона написана с новгородского прообраза – известной иконы XII века «Знамение», однако изображаемые на полях иконы предстоящие святые отличаются (святитель Николай и преподобная Мария Египетская).

В свое время протоиерей Александр Сулоцкий в очерке «Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии» (1864 г.) зафиксировал: «Доска подлинной Абалакской иконы имеет длины пять четвертей, а ширины – аршин и вершок». Это свидетельство – отправная точка поиска утраченного оригинала, а его списки часто имеют иные размеры. До 1856 г. на иконе была золотая риза (складывавшаяся при наложении ее на икону из нескольких отдельных частей), убрус при ней был жемчужный с разными драгоценными камнями, как  и на ризе.

Древнейшая редакция сказания об иконе написана в 1641 году, ее подлинник хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве.

Предположительно автором был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской летописи.

Первые данные об исцелении связаны с именем парализованного крестьянина Евфимия Коки, когда он пообещал найти иконописца, который сможет написать такой образ.

В число ранних входит случай о прозрении девицы Анны во время крестного хода в деревне Шанталык.

Икона стала известна жителям Урала, Сибири и даже европейской части России. Сегодня сохранились списки иконы в фондах Третьяковской галереи, частных коллекциях. К сожалению, неизвестно, где находится оригинал иконы. Исследователь из Ишима Геннадий Крамор в 2012 году опроверг версию о местонахождении оригинала в Австралии. Икона, находящаяся в г. Кабраматте, написана значительно позднее, скорее всего в конце XIX века, масляными красками. Предположительно, этот список пришел в Австралию из Успенского кафедрального собора Омской епархии, заложенного в июле 1891 года будущим императором Николаем II, где хранился с 1898 по 1919 год.

Следы иконы утрачены в вихрях гражданской войны, имеющиеся сведения порой недостаточны или противоречивы, однако постепенно в процессе работы иногда появляются «зацепки». Примечательна обнаруженная в фондах Тюменского краеведческого музея фотография (сепия), сделанная Василием Туленковым в конце XIX века в Тобольске. На фото предположительно оригинал той самой иконы. Аналогичная фотография представлена в исследовании Николая Павлова из Кургана. По мнению тюменского историка Валерия Чупина, на снимке – обновленный в конце XIX века образ чудотворной иконы 1637 года, утраченной в 1919 году. Возможно также, что на снимке один из списков с первообраза, также считавшийся чудотворным.

Как явился образ?

■ Согласно легенде благочестивая вдова Мария во сне услышала повеление построить в честь иконы «Знамение» церковь с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая на Абалакском погосте.

■ В 1636 году началось строительство, тогда же была написана сама икона протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Mapтыновым.

Абалакский образ Богородицы был самым популярным в Урало-Сибирском регионе начиная с середины XVII века. Но  и сегодня не утихает интерес к поискам местонахождения святыни, утраченной  в годы гражданской войны.

История образа берет свое начало в XVII веке, когда образ Знамения Божией Матери прославился как благодатный источник чудотворений и стал главной святыней Тобольской епархии. Абалакская икона написана с новгородского прообраза – известной иконы XII века «Знамение», однако изображаемые на полях иконы предстоящие святые отличаются (святитель Николай и преподобная Мария Египетская).

В свое время протоиерей Александр Сулоцкий в очерке «Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии» (1864 г.) зафиксировал: «Доска подлинной Абалакской иконы имеет длины пять четвертей, а ширины – аршин и вершок». Это свидетельство – отправная точка поиска утраченного оригинала, а его списки часто имеют иные размеры. До 1856 г. на иконе была золотая риза (складывавшаяся при наложении ее на икону из нескольких отдельных частей), убрус при ней был жемчужный с разными драгоценными камнями, как  и на ризе.

Древнейшая редакция сказания об иконе написана в 1641 году, ее подлинник хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве.

Предположительно автором был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской летописи.

Первые данные об исцелении связаны с именем парализованного крестьянина Евфимия Коки, когда он пообещал найти иконописца, который сможет написать такой образ.

В число ранних входит случай о прозрении девицы Анны во время крестного хода в деревне Шанталык.

Икона стала известна жителям Урала, Сибири и даже европейской части России. Сегодня сохранились списки иконы в фондах Третьяковской галереи, частных коллекциях. К сожалению, неизвестно, где находится оригинал иконы. Исследователь из Ишима Геннадий Крамор в 2012 году опроверг версию о местонахождении оригинала в Австралии. Икона, находящаяся в г. Кабраматте, написана значительно позднее, скорее всего в конце XIX века, масляными красками. Предположительно, этот список пришел в Австралию из Успенского кафедрального собора Омской епархии, заложенного в июле 1891 года будущим императором Николаем II, где хранился с 1898 по 1919 год.

Следы иконы утрачены в вихрях гражданской войны, имеющиеся сведения порой недостаточны или противоречивы, однако постепенно в процессе работы иногда появляются «зацепки». Примечательна обнаруженная в фондах Тюменского краеведческого музея фотография (сепия), сделанная Василием Туленковым в конце XIX века в Тобольске. На фото предположительно оригинал той самой иконы. Аналогичная фотография представлена в исследовании Николая Павлова из Кургана. По мнению тюменского историка Валерия Чупина, на снимке – обновленный в конце XIX века образ чудотворной иконы 1637 года, утраченной в 1919 году. Возможно также, что на снимке один из списков с первообраза, также считавшийся чудотворным.

Как явился образ?

■ Согласно легенде благочестивая вдова Мария во сне услышала повеление построить в честь иконы «Знамение» церковь с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая на Абалакском погосте.

■ В 1636 году началось строительство, тогда же была написана сама икона протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Mapтыновым.



Тюменцы смогут увидеть книги из фонда редких изданий

02 августа

Мобильная библиотека «библиобус» привезла первые книги жителям Краснодонского района

02 августа