Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Отправная точка поиска оригинала

Древнейшая редакция сказания об иконе 1641 года

0:45, 4 августа 2015,
Слушать новость
Отправная точка поиска оригинала. Древнейшая редакция сказания об иконе 1641 года. Абалакский образ Богородицы был самым популярным в Урало-Сибирском регионе начиная с середины XVII века. Но  и сегодня не утихает интерес к поискам местонахождения святыни, утраченной  в годы гражданской войны. История образа берет свое начало в XVII веке, когда образ Знамения Божией Матери прославился как благодатный источник чудотворений и стал главной святыней Тобольской епархии. Абалакская икона написана с новгородского прообраза – известной иконы XII века «Знамение», однако изображаемые на полях иконы предстоящие святые отличаются (святитель Николай и преподобная Мария Египетская). В свое время протоиерей Александр Сулоцкий в очерке «Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии» (1864 г.) зафиксировал: «Доска подлинной Абалакской иконы имеет длины пять четвертей, а ширины – аршин и вершок». Это свидетельство – отправная точка поиска утраченного оригинала, а его списки часто имеют иные размеры. До 1856 г. на иконе была золотая риза (складывавшаяся при наложении ее на икону из нескольких отдельных частей), убрус при ней был жемчужный с разными драгоценными камнями, как  и на ризе. Древнейшая редакция сказания об иконе написана в 1641 году, ее подлинник хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Предположительно автором был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской летописи. Первые данные об исцелении связаны с именем парализованного крестьянина Евфимия Коки, когда он пообещал найти иконописца, который сможет написать такой образ. В число ранних входит случай о прозрении девицы Анны во время крестного хода в деревне Шанталык. Икона стала известна жителям Урала, Сибири и даже европейской части России. Сегодня сохранились списки иконы в фондах Третьяковской галереи, частных коллекциях. К сожалению, неизвестно, где находится оригинал иконы. Исследователь из Ишима Геннадий Крамор в 2012 году опроверг версию о местонахождении оригинала в Австралии. Икона, находящаяся в г. Кабраматте, написана значительно позднее, скорее всего в конце XIX века, масляными красками. Предположительно, этот список пришел в Австралию из Успенского кафедрального собора Омской епархии, заложенного в июле 1891 года будущим императором Николаем II, где хранился с 1898 по 1919 год. Следы иконы утрачены в вихрях гражданской войны, имеющиеся сведения порой недостаточны или противоречивы, однако постепенно в процессе работы иногда появляются «зацепки». Примечательна обнаруженная в фондах Тюменского краеведческого музея фотография (сепия), сделанная Василием Туленковым в конце XIX века в Тобольске. На фото предположительно оригинал той самой иконы. Аналогичная фотография представлена в исследовании Николая Павлова из Кургана. По мнению тюменского историка Валерия Чупина, на снимке – обновленный в конце XIX века образ чудотворной иконы 1637 года, утраченной в 1919 году. Возможно также, что на снимке один из списков с первообраза, также считавшийся чудотворным. Как явился образ? ■ Согласно легенде благочестивая вдова Мария во сне услышала повеление построить в честь иконы «Знамение» церковь с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая на Абалакском погосте. ■ В 1636 году началось строительство, тогда же была написана сама икона протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Mapтыновым.

Абалакский образ Богородицы был самым популярным в Урало-Сибирском регионе начиная с середины XVII века. Но  и сегодня не утихает интерес к поискам местонахождения святыни, утраченной  в годы гражданской войны.

История образа берет свое начало в XVII веке, когда образ Знамения Божией Матери прославился как благодатный источник чудотворений и стал главной святыней Тобольской епархии. Абалакская икона написана с новгородского прообраза – известной иконы XII века «Знамение», однако изображаемые на полях иконы предстоящие святые отличаются (святитель Николай и преподобная Мария Египетская).

В свое время протоиерей Александр Сулоцкий в очерке «Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии» (1864 г.) зафиксировал: «Доска подлинной Абалакской иконы имеет длины пять четвертей, а ширины – аршин и вершок». Это свидетельство – отправная точка поиска утраченного оригинала, а его списки часто имеют иные размеры. До 1856 г. на иконе была золотая риза (складывавшаяся при наложении ее на икону из нескольких отдельных частей), убрус при ней был жемчужный с разными драгоценными камнями, как  и на ризе.

Древнейшая редакция сказания об иконе написана в 1641 году, ее подлинник хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве.

Предположительно автором был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской летописи.

Первые данные об исцелении связаны с именем парализованного крестьянина Евфимия Коки, когда он пообещал найти иконописца, который сможет написать такой образ.

В число ранних входит случай о прозрении девицы Анны во время крестного хода в деревне Шанталык.

Икона стала известна жителям Урала, Сибири и даже европейской части России. Сегодня сохранились списки иконы в фондах Третьяковской галереи, частных коллекциях. К сожалению, неизвестно, где находится оригинал иконы. Исследователь из Ишима Геннадий Крамор в 2012 году опроверг версию о местонахождении оригинала в Австралии. Икона, находящаяся в г. Кабраматте, написана значительно позднее, скорее всего в конце XIX века, масляными красками. Предположительно, этот список пришел в Австралию из Успенского кафедрального собора Омской епархии, заложенного в июле 1891 года будущим императором Николаем II, где хранился с 1898 по 1919 год.

Следы иконы утрачены в вихрях гражданской войны, имеющиеся сведения порой недостаточны или противоречивы, однако постепенно в процессе работы иногда появляются «зацепки». Примечательна обнаруженная в фондах Тюменского краеведческого музея фотография (сепия), сделанная Василием Туленковым в конце XIX века в Тобольске. На фото предположительно оригинал той самой иконы. Аналогичная фотография представлена в исследовании Николая Павлова из Кургана. По мнению тюменского историка Валерия Чупина, на снимке – обновленный в конце XIX века образ чудотворной иконы 1637 года, утраченной в 1919 году. Возможно также, что на снимке один из списков с первообраза, также считавшийся чудотворным.

Как явился образ?

■ Согласно легенде благочестивая вдова Мария во сне услышала повеление построить в честь иконы «Знамение» церковь с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая на Абалакском погосте.

■ В 1636 году началось строительство, тогда же была написана сама икона протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Mapтыновым.

Читайте также

Новость Тюмени: Полная программа мероприятий «Лето в Тобольском кремле»

Полная программа мероприятий «Лето в Тобольском кремле»

24 июня

Новость Тюмени: «Библионочь-2022»: в Тюмени прошли концерты, выставки, мастер-классы

«Библионочь-2022»: в Тюмени прошли концерты, выставки, мастер-классы

29 мая

Новость Тюмени: Тюменские волонтеры провели субботник на Текутьевском кладбище

Тюменские волонтеры провели субботник на Текутьевском кладбище

28 мая