Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

«Метро» возвращается

Общество, 09:01, 09 июля 2015,
Слушать новость
«Метро» возвращается. .

30 июня автор знаменитой серии книг «Метро» представил заключительный роман трилогии «Метро 2035», дал автограф-сессию и встретился с читателями в Тюменской областной научной библиотеки имени Д.М. Менделеева.

Во время двухчасовой встречи обсудить удалось многое – книги самого писателя, литературу и литературный процесс в России, образ жизни творческого человека. Круг чтения, мировоззрение и меткие оценки журналиста, радиоведущего и писателя Дмитрия Глуховского разительно расходились с тем образом, который рисуешь в голове, когда узнаешь, что первое издание дебютного романа писателя «Метро 2033» разошлось за три месяца стотысячным тиражом, а сам текст переведен на 37 языков. Коммерческий успех романа обусловлен, как выяснилось, не только грамотным маркетингом, но  и позицией самого Глуховского, считающего своей миссией «научить людей включать голову».

Данный материал подготовлен на основе вопросов участников встречи с Дмитрием Глуховским и его ответов.
Поклонники задали 35 метких вопросов, которые оставалось лишь распределить по тематически блокам.

О романе «Метро 2035» и вселенной «Метро»
– «Метро 2035» продолжает историю Артема и описывает жизнь людей в московской подземке после ядерной войны. Чем она отличается от предыдущих книг?

– «Метро 2035» стоило больших эмоциональных усилий. Книжка получилась очень надрывная, напряженная, и когда такие вещи пишешь, остаться в стороне, не быть вовлеченным в сюжет трудно.
Мне кажется, я даже поседел немного. Герои в книге задаются одним главным вопросом: зачем нам все время враг и почему мы без врага ничего про себя понять не можем? Это книга о нас, о нашей стране.

– «Метро» точно трилогия? Или как у Лукьяненко – фанаты сказали, он продолжил?

– Я не совсем бескорыстный человек, но считаю, что вымученная история – это разрушенные в дальнейшем перспективы. Если у меня нет ударной идеи под книгу – стараюсь не писать. «Метро 2035» – точно конец книжной трилогии, но поскольку одна и та же история разворачивается через различные медиа, то возможно продолжение сюжета
«Метро» в играх.

О своих и чужих книгах
– Какая книга писалась и издавалась сложнее всего?

– У каждой своя история. Роман «Метро 2033» хотел издать еще  в 2002 году. Мне отказали.
Тогда я сказал: «Ну ладно, опубликуюсь в Интернете. Раз вы не признаете мой гений, я напечатаю себя сам  в программе Word и сделаю «на коленке» себе сайт». Выкладывал роман в Сети по главам. Когда на сайт стало заходить около тысячи человек в день и обсуждать тексты на форуме, вновь обратился к издателям. Получил три предложения и выбрал лучшее.

Роман «Сумерки», рассказывающий о лингвисте, получившем задание перевести дневник испанского конкистадора, застопорился на последней главе. Я дописал ее  в Гватемале, куда приехал, когда сочинская олимпийская заявка выиграла на заседании Олимпийского комитета. Однако пришлось дорого заплатить, потому что нас чем-то накормили, и я уехал оттуда с двумя видами гепатита, которые проявились через месяц в следующей командировке. Я тогда был на Северном полюсе.

– Что вы можете посоветовать начинающему писателю?

– Я бы посоветовал читать и писать. Если не обладаете уникальной жизненной историей вроде «Я – мальчик-солдат в Руанде», тогда придется придумывать какие-то вещи. Для этого нужно знать весь массив того жанра, в котором хотите работать, чтобы понимать, хорошо или плохо вы пишете. Есть авторы вроде Бориса Акунина, которые, как они мне объясняли, пишут по формулам: на этой странице вводим героя, на этой – злодея, тут они схлестываются, тут загадка, тут разгадка. Можете такую литератору почитать, если хотите писать по формулам. Я как-то без формул обходился. Когда поведал об этом Борису Акунину, он сказал: «Что вы говорите, как интересно!» И посмотрел на меня пронизывающим таким взглядом. «Обманываешь, небось», – хотел сказать он мне, но как воспитанный человек не сказал.

– А у вас есть план прочтения мировой художественной литературы? Книга в неделю, например?

– Нет, такого плана нет. Сейчас я подписывал книжечки в магазине «Перспектива» и купил «Государь» Никколо Макиавелли, «Диалоги» Платона. Купил также Сомерсета Моэма «Театр», начал читать «Идиота» Достоевского. Не знаю, зачем набрал пять бумажных книг и как я повезу их в Москву. Читаю спонтанно. Чувствую – пробел, надо взять.

– Как относитесь к пиратам?

– Считаю, каждый писатель должен за себя принимать решения. Все мои тексты есть в открытом доступе. Если Сергей Лукьяненко, Борис Акунин или Михаил Веллер считают, что это плохо, то пираты должны уважать волю авторов. Человек, потративший свое время на работу, должен принимать решение, будет лежать это  в Сети или не будет. Думаю, что нахожусь еще не в завершающей точке творческого пути, а где-то на первой трети, и мне важно захватить как можно больше человеческих умов путем раздачи бесплатных текстов. Кроме того, в стране мало книжных магазинов, каждый год закрывается пятая их часть, книги стоят дорого и будут стоить еще дороже. Не хочу, чтобы читатель выбирал между возможностью поесть и возможностью почитать. Пусть ест и читает. Мои книги.

– У вас есть миссия, которую вы несете как писатель?

– Считаю, есть. Хотел бы, чтобы мир стал лучше. Чтобы люди включали голову, думали и анализировали. Я включил голову, мне понравилось, теперь хочу другим ее включать.

Об образе
жизни

– Вы пишете дома?

– Могу прекрасно творить дома, если никто в это время не отвлекает. Роман «Метро 2035» написал дома, но есть вещи, которые создавались в поездках, главное, чтобы ничего не отвлекало.

– Пробовали писать где-нибудь на острове? В Доминикане, например?

– Пробовал «Метро 2034» писать на Мальдивах, получилось не очень, если честно. Когда вокруг тропический рай, а тебе надо рассказывать про то, что вокруг чума, ад  и катастрофа, чувствуется фальшь.

Кем мечтали стать в детстве?
– Писателем и журналистом, можете себе представить?

– Как «подстегиваете» работу?

– Мне нужна концентрация внимания, трезвый рассудок, приходится «затачивать» все это кофе, зеленым чаем, шоколадом. Скучно, но люди спрашивают все время: «Как ты до этого додумался?» Это значит, у меня такое богатое воображение, что не нужны даже стимуляторы, это здорово.

30 июня автор знаменитой серии книг «Метро» представил заключительный роман трилогии «Метро 2035», дал автограф-сессию и встретился с читателями в Тюменской областной научной библиотеки имени Д.М. Менделеева.

Во время двухчасовой встречи обсудить удалось многое – книги самого писателя, литературу и литературный процесс в России, образ жизни творческого человека. Круг чтения, мировоззрение и меткие оценки журналиста, радиоведущего и писателя Дмитрия Глуховского разительно расходились с тем образом, который рисуешь в голове, когда узнаешь, что первое издание дебютного романа писателя «Метро 2033» разошлось за три месяца стотысячным тиражом, а сам текст переведен на 37 языков. Коммерческий успех романа обусловлен, как выяснилось, не только грамотным маркетингом, но  и позицией самого Глуховского, считающего своей миссией «научить людей включать голову».

Данный материал подготовлен на основе вопросов участников встречи с Дмитрием Глуховским и его ответов.
Поклонники задали 35 метких вопросов, которые оставалось лишь распределить по тематически блокам.

О романе «Метро 2035» и вселенной «Метро»
– «Метро 2035» продолжает историю Артема и описывает жизнь людей в московской подземке после ядерной войны. Чем она отличается от предыдущих книг?

– «Метро 2035» стоило больших эмоциональных усилий. Книжка получилась очень надрывная, напряженная, и когда такие вещи пишешь, остаться в стороне, не быть вовлеченным в сюжет трудно.
Мне кажется, я даже поседел немного. Герои в книге задаются одним главным вопросом: зачем нам все время враг и почему мы без врага ничего про себя понять не можем? Это книга о нас, о нашей стране.

– «Метро» точно трилогия? Или как у Лукьяненко – фанаты сказали, он продолжил?

– Я не совсем бескорыстный человек, но считаю, что вымученная история – это разрушенные в дальнейшем перспективы. Если у меня нет ударной идеи под книгу – стараюсь не писать. «Метро 2035» – точно конец книжной трилогии, но поскольку одна и та же история разворачивается через различные медиа, то возможно продолжение сюжета
«Метро» в играх.

О своих и чужих книгах
– Какая книга писалась и издавалась сложнее всего?

– У каждой своя история. Роман «Метро 2033» хотел издать еще  в 2002 году. Мне отказали.
Тогда я сказал: «Ну ладно, опубликуюсь в Интернете. Раз вы не признаете мой гений, я напечатаю себя сам  в программе Word и сделаю «на коленке» себе сайт». Выкладывал роман в Сети по главам. Когда на сайт стало заходить около тысячи человек в день и обсуждать тексты на форуме, вновь обратился к издателям. Получил три предложения и выбрал лучшее.

Роман «Сумерки», рассказывающий о лингвисте, получившем задание перевести дневник испанского конкистадора, застопорился на последней главе. Я дописал ее  в Гватемале, куда приехал, когда сочинская олимпийская заявка выиграла на заседании Олимпийского комитета. Однако пришлось дорого заплатить, потому что нас чем-то накормили, и я уехал оттуда с двумя видами гепатита, которые проявились через месяц в следующей командировке. Я тогда был на Северном полюсе.

– Что вы можете посоветовать начинающему писателю?

– Я бы посоветовал читать и писать. Если не обладаете уникальной жизненной историей вроде «Я – мальчик-солдат в Руанде», тогда придется придумывать какие-то вещи. Для этого нужно знать весь массив того жанра, в котором хотите работать, чтобы понимать, хорошо или плохо вы пишете. Есть авторы вроде Бориса Акунина, которые, как они мне объясняли, пишут по формулам: на этой странице вводим героя, на этой – злодея, тут они схлестываются, тут загадка, тут разгадка. Можете такую литератору почитать, если хотите писать по формулам. Я как-то без формул обходился. Когда поведал об этом Борису Акунину, он сказал: «Что вы говорите, как интересно!» И посмотрел на меня пронизывающим таким взглядом. «Обманываешь, небось», – хотел сказать он мне, но как воспитанный человек не сказал.

– А у вас есть план прочтения мировой художественной литературы? Книга в неделю, например?

– Нет, такого плана нет. Сейчас я подписывал книжечки в магазине «Перспектива» и купил «Государь» Никколо Макиавелли, «Диалоги» Платона. Купил также Сомерсета Моэма «Театр», начал читать «Идиота» Достоевского. Не знаю, зачем набрал пять бумажных книг и как я повезу их в Москву. Читаю спонтанно. Чувствую – пробел, надо взять.

– Как относитесь к пиратам?

– Считаю, каждый писатель должен за себя принимать решения. Все мои тексты есть в открытом доступе. Если Сергей Лукьяненко, Борис Акунин или Михаил Веллер считают, что это плохо, то пираты должны уважать волю авторов. Человек, потративший свое время на работу, должен принимать решение, будет лежать это  в Сети или не будет. Думаю, что нахожусь еще не в завершающей точке творческого пути, а где-то на первой трети, и мне важно захватить как можно больше человеческих умов путем раздачи бесплатных текстов. Кроме того, в стране мало книжных магазинов, каждый год закрывается пятая их часть, книги стоят дорого и будут стоить еще дороже. Не хочу, чтобы читатель выбирал между возможностью поесть и возможностью почитать. Пусть ест и читает. Мои книги.

– У вас есть миссия, которую вы несете как писатель?

– Считаю, есть. Хотел бы, чтобы мир стал лучше. Чтобы люди включали голову, думали и анализировали. Я включил голову, мне понравилось, теперь хочу другим ее включать.

Об образе
жизни

– Вы пишете дома?

– Могу прекрасно творить дома, если никто в это время не отвлекает. Роман «Метро 2035» написал дома, но есть вещи, которые создавались в поездках, главное, чтобы ничего не отвлекало.

– Пробовали писать где-нибудь на острове? В Доминикане, например?

– Пробовал «Метро 2034» писать на Мальдивах, получилось не очень, если честно. Когда вокруг тропический рай, а тебе надо рассказывать про то, что вокруг чума, ад  и катастрофа, чувствуется фальшь.

Кем мечтали стать в детстве?
– Писателем и журналистом, можете себе представить?

– Как «подстегиваете» работу?

– Мне нужна концентрация внимания, трезвый рассудок, приходится «затачивать» все это кофе, зеленым чаем, шоколадом. Скучно, но люди спрашивают все время: «Как ты до этого додумался?» Это значит, у меня такое богатое воображение, что не нужны даже стимуляторы, это здорово.



Струнный квартет Тюменской филармонии дал концерт ко Дню матери

22 ноября

Урбанист Дохов считает, что тюменский «муравейник» следует снимать в фильмах

22 ноября