Недолгая дорога к храму
Далее в сюжете: «Этюдовцы» в почете
Церковь Александра Невского в Белграде, соборы – Рождества Христова в Кишиневе, Святого Георгия в Стамбуле, Святителя Николая в Ницце, Михаила Архангела в Сочи… Чтобы увидеть их все разом, достаточно заполучить пару-тройку свободных часов, настроиться на восприятие особой информации и… прийти в Тюменский музей изобразительных искусств.
На целый месяц, вплоть до празднования дня рождения областного центра, выставку «Православные храмы России и мира» для ТМИИ предоставил коллекционер Виктор Широких. Главным хранилищем почти для двухсот картин, на которых – дома Божьи, возведенные по всему свету, является Сочинский музей. Часть полотен висит в тамошних залах, часть же возят по России, причем абсолютно бесплатно. То есть, чтобы временно владеть этими прекрасными видами, региональным музеям платить не нужно.
В том вернисаже, что доехал до Тюмени, – 59 картин. 55 из них принадлежат кисти мастера Алексея Рычкова. Парень из Рязани образование получил в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица, в знаменитой «Мухе». После диплома долгое время жил за границей – во Франции, Польше, Финляндии, Чехии. Последние пять лет трудится в Санкт-Петербурге. Творческая судьба Рычкова удачна: ему везет на меценатов (владелец «Православных храмов России и мира» Виктор Широких всегда рад пополнению коллекции), аукционы (в Париже, например, таким образом продал сто картин), вдохновение.
Редко бывает, когда столичный художник приезжает на открытие своей персоналки в областной храм муз. Но в Тюмень Рычков стремился давно: тюменские храмы он еще не писал:
– Надеюсь, пока гощу в вашем городе, найду новых «героев». А через два-три года, когда выставка вновь сюда приедет, вы найдете и узнаете родные церкви. Как же здесь красиво! Редко в каком населенном пункте в самом цент-ре протекает большая река, на берегу которой – россыпь храмов. В старину их ставили на главной площади. К ним вели все дороги. Жаль, что сегодня чаще строят торговые залы… – отметил художник.
Когда русский народ вновь повернулся к вере, почти все друзья Алексея ушли реставрировать соборы. Свою миссию он видит исключительно в их написании. А здесь – как пойдет. То год работает, а то и три часа. Большинство храмов написано с натуры. Те, к которым не может приехать в силу обстоятельств, пишет по подробным фотоотчетам.
Когда спрашиваешь у мастера, какую свою картину он ценит больше всего, Алексей загадочно улыбается… Обычно же его соратники выдают журналистам одну и ту же фразу: «Ой, да все они – как дети родные…». У него все четко:
– Успенский собор в родной Рязани.
Написан все в той же многослойной манере, позаимствованной у старых живописцев, приемы которых Рычков много копировал в юности. Это просто чудо: краски словно льются на тебя с полотна – стоит увидеть хотя бы раз.
Ранее в сюжете