Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Ровесник войны, брат Великой Победы

Общество, 00:47, 24 июня 2015,
Слушать новость
Ровесник войны, брат Великой Победы. .

Срок работы – шесть десятилетий. Много это или мало? Возможно, в масштабах страны и не срок, но для завода – целая эпоха, а для людей, работавших на нем, – вся жизнь... С началом ожесточенных боев под Москвой вышло постановление Совнаркома об эвакуации московского завода АТЭ-2: «Товарищу Крупчатникову, директору завода, эвакуировать оборудование, материалы, рабочих, ИТР и членов их семей в город Тюмень».

Кроме московского филиала АТЭ-2 в состав тюменского предприятия вошли заводы мотоэлектрооборудования из Калуги, электротехнический и карбюраторный из Ленинграда. Они выпускали родственную продукцию – электроаппаратуру для автомобилей, танков, тракторов, самолетов и мотоциклов. 31 декабря 1941 года Александр Рыбаков, назначенный директором предприятия, подписал приказ № 1о зачислении в штат первых работников заводоуправления. Именно эта дата считается днем рождения Тюменского завода автотракторного электрооборудования (АТЭ).

Справка

Список работников завода АТЭ, получивших правительственные награды:

 Орден Ленина – Фавзия Шагабутдинова, Александр Кузьмин;

 Орден Октябрьской революции – Дмитрий Харабаджах;

 Орден Трудового Красного Знамени – Василий Осинцев, Виктор Смирнов, Александр Волжаков;

 Орден Дружбы народов – Анатолий Шимочкин;

 Орден Славы 3-й степени – Анатолий Панасенко, Галина Борисова.


Волоком – на «гусиху»

О первых днях, становления молодого коллектива сохранились воспоминания Александра Струве, одного из первых зачисленных упомянутым приказом в штатное расписание:

– В самое трудное время войны, когда враг стоял у стен столицы, в Тюмень был эвакуирован московский завод АТЭ-2. В Сибирь вслед за оборудованием отправились директор предприятия Александр Владимирович Рыбаков, энергичный начальник производственного отдела Владимир Яковлевич Хуторянский, главный бухгалтер Абрам Маркович Шварц. Конечно, никаких готовых производственных площадей, жилья, транспортных средств в Тюмени для эвакуированного завода не существовало. Инструмент, часть оборудования, детали будущих изделий сгружали рядом с железнодорожным полотном. Следовало немедленно приступить к сборке продукции из имеющихся заделов и обеспечить в первую очередь выпуск сигналов СЖ-24, применявшихся в авиации для контроля за работой шасси самолетов. Первую партию их предприятию предписывалось изготовить уже в феврале 1942 года.

На подготовку производства отводились считанные дни. Сроки диктовались не возможностями нарождавшегося предприятия, а обстановкой на фронте, нависшей над Родиной опасностью.

В лютую стужу, на санях, волоком доставляли оборудование на отведенную территорию – городскую мельницу бывшего купца Гусева, так называемую «гусиху». Устанавливали станки в холодных, неприспособленных помещениях, которые и стали цехами завода.

Надо сказать, что с оккупированных западных районов в Тюмень в это же время было эвакуировано до 20 предприятий. И провинциальный город не мог в полной мере помочь всем ни техникой, ни транспортом, ни людьми, ни топливом. Приходилось рассчитывать на собственные силы и возможности.

В январе 1942 года приехали в Сибирь первые рабочие из Моск-вы, за ними – калужане (май-июнь). Сложнее пришлось ленинградцам, их дороги пролегли через Ладожское озеро, под бомбежкой и обстрелами они добирались до станции Лаврово, перегружались в теплушки, и начиналось долгое путешествие на восток. Ослабленные дорогой и голодом люди почти под открытым небом начинали выпуск продукции.

В рабочие из... домохозяек

Волевой Владимир Хуторянский, прекрасно знавший производство, умел расставить людей, дать им дело по плечу, увлечь личным примером. Установка, наладка и пуск оборудования шли параллельно. Как и было предписано, в феврале 42-го завод начал снабжать потребителей переключателями, конденсаторами к автомобилям ГАЗ-АА и ЗИС-5, роторами для этих же машин, кнопочными выключателями, электромагнитными гудками. То есть за неполных два месяца на Тюменской земле завод восстановил производство продукции, ранее выпускавшейся в Москве, Ленинграде и Калуге.

В 1942 году на предприятии работало 230 человек, а в 1945-м уже 660. За годы войны в промышленное предприятие, выполнявшее ответственные заказы для фронта (основными заказчиками являлись наркоматы авиационной и танковой промышленности), влилось много новых, необученных рабочих, преимущественно домохозяек, молодежи и подростков. В короткий срок они получали квалификацию и принимали непосредственное участие в выполнении производственной программы. Работали по 14 и более часов в сутки.

Первыми своими ученицами Александр Струве по праву считал Наталью Плетневу, Марию Кондрахину, Анну Толстоногову... В те трудные годы пришли на завод Лидия Перминова, Георгий Коршунов, Василий Пушников, Игорь Симонов и многие другие, да так и остались в коллективе на всю жизнь. 35 лет проработала на заводе АТЭ слесарем-сборщиком Зинаида Бородулина.

А сколько рабочих династий трудилось на заводе! Шустровы, Беляевы, Симоновы, Григорьевы, Велижанины. Василий Никифорович Семенец, шлифовщик инструментального цеха, сначала привел на завод братьев – Николая и Владимира, сестру Нину, жену Ирину, потом и сыновей – Сергея и Олега. Работали на предприятии жена Олега Светлана и муж Нины Николай Солодянкин. Для обучения новичков применялись различные методы (индивидуальное прикрепление к опытным рабочим, техминимум, школы стахановцев, школы мастеров и т.д.).

Не хватало многого, особенно электроэнергии. В ноябре 1942 года по этой причине завод не работал 11 дней, хотя программа октября была перекрыта почти в полтора раза. Зачастую, когда электроэнергия не подавалась, приходилось вручную раскручивать маховик механического пресса и рубить из фибры небольшие детали. Только с 1943 года, когда мощность городской электростанции была увеличена в три раза, рабочие вздохнули с облегчением. Тем не менее строжайшую борьбу за экономию материалов, сырья, топлива, электроэнергии заводчане продолжили все последу-ющие годы.

Красное Знамя от Государственного комитета обороны

За первый год существования завод АТЭ выпустил продукции на 80 тысяч рублей. Производство осуществлялось в восьми основных и четырех вспомогательных цехах. К июню 1942 года предприятие выпустило более 7 700 штук различного электрооборудования. Значительную помощь оказывали работники завода населению освобожденных от оккупации районов. Для восстановления предприятий черной металлургии Донбасса они направили на Украину конденсаторы и другую электроаппаратуру. В том же году заслуги предприятия оценил Госкомитет обороны, присудив ему переходящее Красное Знамя.

С вводом в строй главного производственного корпуса в 1943 году значительно расширились ремонтный, инструментальный, штамповочный, гальванический, механосборочный, автоматный и сборочный цеха.

Через год завод расширил свою территорию за счет переехавшего в город Горький мотоциклетного производства, что позволило увеличить выпуск продукции. В 1945 году завод постоянно перевыполняя план, успешно включился в выполнение программы возрождения экономики и ликвидации последствий войны.

После Великой Победы около 200 человек, возвратившихся с фронта, приходят работать на предприятие. За 5 послевоенных лет заводом освоено 18 видов новой продукции. 50–60-е годы ознаменовались дальнейшим техническим перевооружением предприятия. Вводятся в строй новые производственные корпуса, одновременно разворачивается строительство жилья для заводчан.

В 2001 году Тюменский завод автотракторного электрооборудования прекратил существование. На месте, где еще недавно выпускали катушки зажигания, электробензонасосы, вырос жилой микрорайон «Александровский сад».

В 2012 году к очередному Дню города на улице Циолковского между домами № 1 и № 7 установили памятный знак. На стеле высотой 1,5 м надпись: «Труженикам завода АТЭ посвящается...»

Евгения СУВОРОВА

Фото автора (ветеранов), из архива музейного комплекса имени Словцова, из архива Валентины ВИНОГРАДОВОЙ

Материал подготовлен с помощью работников музейного комплекса имени Словцова

Мнения

Александр СТРУВЕ,

бывший ленинградец, начальник цеха, работавший на заводе с первого дня его основания:

– Суровая зима, частые отключения электроэнергии, изношенность оборудования и недостаток инструмента, постоянное недоедание не мешали людям самоотверженно трудиться. Июльское задание 1942 года выполнили за 15 дней, а по итогам первого квартала 1943 года заводу присуждено переходящее Красное Знамя Госкомитета обороны.

Клавдия ЩУПОВА,

ветеран труда, работница завода АТЭ:

– В феврале 1942 года устроилась на завод АТЭ. Мне было 16 лет. Зима тогда выдалась суровой. Морозы – под сорок градусов. Цеха размещались в деревянных сараях, которые продувались со всех сторон. Дрова для печей вылавливали в Туре. Вмерзшие в лед бревна, сплавленные еще перед войной, выдалбливали ломами. После войны осталась на заводе, 39 лет отдала родному предприятию, пройдя путь от учетчицы деталей до диспетчера цеха.

Зинаида БОРОДУЛИНА,

ветеран труда, работница завода АТЭ:

– Пришла на завод АТЭ в 14 лет сборщицей деталей. Шел 1943-й год. Папа умер, поэтому помогала маме, как самая старшая, поднимать брата и сестру. По 12–14 часов проводили у станков. Чтобы дотянуться до конвейера, нам, подросткам, подкладывали под ноги ящики. Не жалея здоровья, в промозглых, совершенно не приспособленных для работы помещениях производили сигналы, кнопки зажигания, стартеры. Когда от холода руки переставали чувствовать, шли отогреваться к «буржуйке». А какое было счастье, когда узнали о Великой Победе! Там есть и наш скромный вклад.

Далее в сюжете: Верные четвероногие бойцы

Срок работы – шесть десятилетий. Много это или мало? Возможно, в масштабах страны и не срок, но для завода – целая эпоха, а для людей, работавших на нем, – вся жизнь... С началом ожесточенных боев под Москвой вышло постановление Совнаркома об эвакуации московского завода АТЭ-2: «Товарищу Крупчатникову, директору завода, эвакуировать оборудование, материалы, рабочих, ИТР и членов их семей в город Тюмень».

Кроме московского филиала АТЭ-2 в состав тюменского предприятия вошли заводы мотоэлектрооборудования из Калуги, электротехнический и карбюраторный из Ленинграда. Они выпускали родственную продукцию – электроаппаратуру для автомобилей, танков, тракторов, самолетов и мотоциклов. 31 декабря 1941 года Александр Рыбаков, назначенный директором предприятия, подписал приказ № 1о зачислении в штат первых работников заводоуправления. Именно эта дата считается днем рождения Тюменского завода автотракторного электрооборудования (АТЭ).

Справка

Список работников завода АТЭ, получивших правительственные награды:

 Орден Ленина – Фавзия Шагабутдинова, Александр Кузьмин;

 Орден Октябрьской революции – Дмитрий Харабаджах;

 Орден Трудового Красного Знамени – Василий Осинцев, Виктор Смирнов, Александр Волжаков;

 Орден Дружбы народов – Анатолий Шимочкин;

 Орден Славы 3-й степени – Анатолий Панасенко, Галина Борисова.


Волоком – на «гусиху»

О первых днях, становления молодого коллектива сохранились воспоминания Александра Струве, одного из первых зачисленных упомянутым приказом в штатное расписание:

– В самое трудное время войны, когда враг стоял у стен столицы, в Тюмень был эвакуирован московский завод АТЭ-2. В Сибирь вслед за оборудованием отправились директор предприятия Александр Владимирович Рыбаков, энергичный начальник производственного отдела Владимир Яковлевич Хуторянский, главный бухгалтер Абрам Маркович Шварц. Конечно, никаких готовых производственных площадей, жилья, транспортных средств в Тюмени для эвакуированного завода не существовало. Инструмент, часть оборудования, детали будущих изделий сгружали рядом с железнодорожным полотном. Следовало немедленно приступить к сборке продукции из имеющихся заделов и обеспечить в первую очередь выпуск сигналов СЖ-24, применявшихся в авиации для контроля за работой шасси самолетов. Первую партию их предприятию предписывалось изготовить уже в феврале 1942 года.

На подготовку производства отводились считанные дни. Сроки диктовались не возможностями нарождавшегося предприятия, а обстановкой на фронте, нависшей над Родиной опасностью.

В лютую стужу, на санях, волоком доставляли оборудование на отведенную территорию – городскую мельницу бывшего купца Гусева, так называемую «гусиху». Устанавливали станки в холодных, неприспособленных помещениях, которые и стали цехами завода.

Надо сказать, что с оккупированных западных районов в Тюмень в это же время было эвакуировано до 20 предприятий. И провинциальный город не мог в полной мере помочь всем ни техникой, ни транспортом, ни людьми, ни топливом. Приходилось рассчитывать на собственные силы и возможности.

В январе 1942 года приехали в Сибирь первые рабочие из Моск-вы, за ними – калужане (май-июнь). Сложнее пришлось ленинградцам, их дороги пролегли через Ладожское озеро, под бомбежкой и обстрелами они добирались до станции Лаврово, перегружались в теплушки, и начиналось долгое путешествие на восток. Ослабленные дорогой и голодом люди почти под открытым небом начинали выпуск продукции.

В рабочие из... домохозяек

Волевой Владимир Хуторянский, прекрасно знавший производство, умел расставить людей, дать им дело по плечу, увлечь личным примером. Установка, наладка и пуск оборудования шли параллельно. Как и было предписано, в феврале 42-го завод начал снабжать потребителей переключателями, конденсаторами к автомобилям ГАЗ-АА и ЗИС-5, роторами для этих же машин, кнопочными выключателями, электромагнитными гудками. То есть за неполных два месяца на Тюменской земле завод восстановил производство продукции, ранее выпускавшейся в Москве, Ленинграде и Калуге.

В 1942 году на предприятии работало 230 человек, а в 1945-м уже 660. За годы войны в промышленное предприятие, выполнявшее ответственные заказы для фронта (основными заказчиками являлись наркоматы авиационной и танковой промышленности), влилось много новых, необученных рабочих, преимущественно домохозяек, молодежи и подростков. В короткий срок они получали квалификацию и принимали непосредственное участие в выполнении производственной программы. Работали по 14 и более часов в сутки.

Первыми своими ученицами Александр Струве по праву считал Наталью Плетневу, Марию Кондрахину, Анну Толстоногову... В те трудные годы пришли на завод Лидия Перминова, Георгий Коршунов, Василий Пушников, Игорь Симонов и многие другие, да так и остались в коллективе на всю жизнь. 35 лет проработала на заводе АТЭ слесарем-сборщиком Зинаида Бородулина.

А сколько рабочих династий трудилось на заводе! Шустровы, Беляевы, Симоновы, Григорьевы, Велижанины. Василий Никифорович Семенец, шлифовщик инструментального цеха, сначала привел на завод братьев – Николая и Владимира, сестру Нину, жену Ирину, потом и сыновей – Сергея и Олега. Работали на предприятии жена Олега Светлана и муж Нины Николай Солодянкин. Для обучения новичков применялись различные методы (индивидуальное прикрепление к опытным рабочим, техминимум, школы стахановцев, школы мастеров и т.д.).

Не хватало многого, особенно электроэнергии. В ноябре 1942 года по этой причине завод не работал 11 дней, хотя программа октября была перекрыта почти в полтора раза. Зачастую, когда электроэнергия не подавалась, приходилось вручную раскручивать маховик механического пресса и рубить из фибры небольшие детали. Только с 1943 года, когда мощность городской электростанции была увеличена в три раза, рабочие вздохнули с облегчением. Тем не менее строжайшую борьбу за экономию материалов, сырья, топлива, электроэнергии заводчане продолжили все последу-ющие годы.

Красное Знамя от Государственного комитета обороны

За первый год существования завод АТЭ выпустил продукции на 80 тысяч рублей. Производство осуществлялось в восьми основных и четырех вспомогательных цехах. К июню 1942 года предприятие выпустило более 7 700 штук различного электрооборудования. Значительную помощь оказывали работники завода населению освобожденных от оккупации районов. Для восстановления предприятий черной металлургии Донбасса они направили на Украину конденсаторы и другую электроаппаратуру. В том же году заслуги предприятия оценил Госкомитет обороны, присудив ему переходящее Красное Знамя.

С вводом в строй главного производственного корпуса в 1943 году значительно расширились ремонтный, инструментальный, штамповочный, гальванический, механосборочный, автоматный и сборочный цеха.

Через год завод расширил свою территорию за счет переехавшего в город Горький мотоциклетного производства, что позволило увеличить выпуск продукции. В 1945 году завод постоянно перевыполняя план, успешно включился в выполнение программы возрождения экономики и ликвидации последствий войны.

После Великой Победы около 200 человек, возвратившихся с фронта, приходят работать на предприятие. За 5 послевоенных лет заводом освоено 18 видов новой продукции. 50–60-е годы ознаменовались дальнейшим техническим перевооружением предприятия. Вводятся в строй новые производственные корпуса, одновременно разворачивается строительство жилья для заводчан.

В 2001 году Тюменский завод автотракторного электрооборудования прекратил существование. На месте, где еще недавно выпускали катушки зажигания, электробензонасосы, вырос жилой микрорайон «Александровский сад».

В 2012 году к очередному Дню города на улице Циолковского между домами № 1 и № 7 установили памятный знак. На стеле высотой 1,5 м надпись: «Труженикам завода АТЭ посвящается...»

Евгения СУВОРОВА

Фото автора (ветеранов), из архива музейного комплекса имени Словцова, из архива Валентины ВИНОГРАДОВОЙ

Материал подготовлен с помощью работников музейного комплекса имени Словцова

Мнения

Александр СТРУВЕ,

бывший ленинградец, начальник цеха, работавший на заводе с первого дня его основания:

– Суровая зима, частые отключения электроэнергии, изношенность оборудования и недостаток инструмента, постоянное недоедание не мешали людям самоотверженно трудиться. Июльское задание 1942 года выполнили за 15 дней, а по итогам первого квартала 1943 года заводу присуждено переходящее Красное Знамя Госкомитета обороны.

Клавдия ЩУПОВА,

ветеран труда, работница завода АТЭ:

– В феврале 1942 года устроилась на завод АТЭ. Мне было 16 лет. Зима тогда выдалась суровой. Морозы – под сорок градусов. Цеха размещались в деревянных сараях, которые продувались со всех сторон. Дрова для печей вылавливали в Туре. Вмерзшие в лед бревна, сплавленные еще перед войной, выдалбливали ломами. После войны осталась на заводе, 39 лет отдала родному предприятию, пройдя путь от учетчицы деталей до диспетчера цеха.

Зинаида БОРОДУЛИНА,

ветеран труда, работница завода АТЭ:

– Пришла на завод АТЭ в 14 лет сборщицей деталей. Шел 1943-й год. Папа умер, поэтому помогала маме, как самая старшая, поднимать брата и сестру. По 12–14 часов проводили у станков. Чтобы дотянуться до конвейера, нам, подросткам, подкладывали под ноги ящики. Не жалея здоровья, в промозглых, совершенно не приспособленных для работы помещениях производили сигналы, кнопки зажигания, стартеры. Когда от холода руки переставали чувствовать, шли отогреваться к «буржуйке». А какое было счастье, когда узнали о Великой Победе! Там есть и наш скромный вклад.



Ранее в сюжете

Завод – как фронт. Работа – как война

23

И кипит работа жарко по цехам твоим...

19

Женщина пострадала в ДТП с «Газелью» на 50 лет Октября в Тюмени

19 декабря

Владимир Путин в прямом эфире подведет итоги 2024 года и ответит на вопросы россиян

19 декабря